Гульсифат Шахиди. Такая близкая и далёкая Америка

Гульсифат Шахиди
               
                Путевые зарисовки               

      Такая близкая и далёкая Америка
      
       По жизни я романтик. Люблю путешествовать. Запомнила в детстве слова моей бабушки – «Дидагиату хондагиат мемонад», что в переводе с таджикского означает: «Остаётся лишь то, что увидел и прочёл». Она учила нас - своих внуков не заниматься накапливанием материальных благ, а тратить их на то, чтобы увидеть мир и читать больше книг. Теперь я понимаю её лучше, чем тогда в детстве. Она была из знаменитого и богатого рода служителей эмирата Благородной Бухары.  Бибиджон (бабушка), и это редкость для того времени, росла образованной девочкой.  С приходом Октябрьской революции в один день семья её потеряла всё. Бабушке пришлось работать учительницей в сельской школе и одной воспитывать пятерых детей.  А её муж – мой дедушка, известный востоковед, вначале попал в тюрьму за родословную, потом ушёл на фронт и погиб смертью храбрых.  Все их дети получили высшее образование. А бабушка любила повторять, что всё в жизни тленно. Нетленна лишь память.
       Вот и получается, передала в наследство мне моя бибиджон любовь к книгам и путешествиям. А теперь, к моему удивлению,  сама я стала писательницей. Я благодарна, что мои соотечественники во многих уголках земли приглашают меня на презентации и творческие вечера. Езжу с удовольствием, чтобы  знакомиться со своими читателями. Спасибо моим трём сыновьям, которые всегда меня в этом поддерживают. А недавно меня пригласили в Нью-Йорк и Вашингтон.   Честно признаюсь, что сомневалась, смогу ли перенести долгий перелёт. Годы-то уже немолодые.
        Организовали поездку мои друзья – Ирена Арзутова, промоутер, продюсер, директор концертной программы «Арз-опера», Давид Гвиниадзе – президент и художественный руководитель фонда «Таланты мира». А в Нью-Йорке меня уже встречали друзья и родственники – племянник Парвиз Шахиди, сын друзей нашей семьи Хусравбек Муродов и главный организатор творческого вечера Наталья Кордо – менеджер программ «Девидзон - радио», вещающем в городе на английском и русском языках. Основная аудитория слушателей – выходцы из бывшего Советского Союза и, конечно же, республик родной Средней Азии. Наталья Кордо заранее  до моего приезда сделала со мной интервью и всю неделю вместе с рекламным роликом о предстоящей встрече его повторяли на радио «Девидзон». 
       В Нью-Йорке в небольшом и уютном концертном зале радиоцентра собрались представители многих национальностей, которые говорили на русском языке. Вести вечер  мне помогали племянники – Парвиз и Джониз, которые недавно обосновались в Бруклине. Большая группа поддержки была из Таджикистана и Узбекистана. Собравшиеся с интересом слушали историю о рождении и выпуске моих книг – повести  «Соседушки» (рассказы о судьбах таджикских женщин) и об исследовательской работе о гении перевода В. А. Жуковском «К Востоку устремлён мой взор». Было много  вопросов и отзывов.
      К моей радости здесь я встретилась со своей подругой Точинисо Рауповой, с которой мы долгие годы работали в Академии наук Таджикистана. Она специально приехала из другого штата, из города Мериленда, чтобы увидеться со мной. Кстати, когда Точинисо выступала, один из присутствующих спросил меня: «Это ваша редактор Вера?», на что Точинисо ответила: «Да, я и вера, и надежда, и любовь! Но не Дейниченко». Познакомилась я и с другой Точинисо - родственницей моей подруги. Вот и ходила  меж двух Точинисо всё своё пребывание в Нью-Йорке, и загадала много желаний. От души благодарна им за внимание и поддержку. Они мне показали многие достопримечательности города. Увиделась я и со своими родными Расули из Самарканда, дочерьми моих друзей – милыми девочками Зарнигор и Нозиджон.
      Гостиница, в которой я остановилась, называлась Пьерре, сети индийских Тадж-отелей (наверное, от имени Тадж-Махал) и находилась на Манхеттене у Центрального парка города. На следующее утро из-за разницы во времени проснулась рано, было очень тепло, и я открыла окно. Каково же было моё удивление, когда на улице услышала таджикскую речь. Узнала, что в парке с раннего утра (чтобы быть первыми в очереди) работают извозчиками на красиво украшенных фаэтонах молодые таджикские парни из Самарканда. Звали их Бехруз, Искандар и Чамшед. Мы побеседовали. Они катали детвору  по огромному парку и этим зарабатывали на жизнь.
       Второй день был ещё более насыщенным. В Нью-Йорке действует Ценрально-азиатский общественный фонд. Мне позвонил его председатель Ашраф Закиров и попросил дать интервью. Рассказал, что Фонд выпускает журнал «Голос Востока» на русском, таджикском и узбекском языках, а кроме того  радио и телепередачи. Несмотря на дальность расстояния – от Манхеттена до Бруклина, я не чувствовала усталости и  рада была встрече с известным ведущим радио «Голос Востока» Шавкатом Ашти. Он таджик, певец и ведущий концертных мероприятий, живёт уже много лет в Нью-Йорке. Это было его первое интервью по онлайн-радио и телевидению Центральноазиатского фонда, который в этот день начал своё вещание. А значит, я стала первым гостем студии.
      Про многочисленные ознакомительные поездки и походы по городу рассказывать бы пришлось очень долго. Нью-Йорк за пять дней никак не обойдёшь, но главные достопримечательности мне удалось посетить. По путеводителям Нью-Йорк включает пять районов, расположенных в месте впадения реки Гудзон в Атлантический океан. В центре города расположен густонаселенный Манхэттен – один из крупнейших в мире коммерческих, финансовых и культурных центров. Здесь расположены многочисленные небоскребы, в том числе Эмпайр-стейт-билдинг, и огромный Центральный парк. На залитой неоновыми огнями площади Таймс-сквер расположен театр "Бродвей".  Самый посещаемый Комплекс-мемориал 11 сентября.Возведен он в память о жертвах террористического акта, произошедшего на этом месте в  2001 году. Место расположения мемориала так же известно как Граунд Зеро. Террористический акт 11 сентября унес жизни 2 977 человек и, таким образом, стал самым крупным терактом в мировой истории по количеству жертв. И, конечно же, Статуя Свободы, музей Метрополитен, Карнеги-холл, публичная Библиотека, знаменитый Бруклинский мост и Бык на Уолт-стрит, река Гудзон и красивый берег Атлантического океана.
        На пятый день меня проводили на поезд, и я отправилась в Вашингтон, по приглашению Фархода Салима, посла Республики Таджикистан в Соединённых Штатах Америки. Прямо на вокзале меня уже ждали друзья, среди них  мой коллега - журналист Умед Бабаханов и с супругой. Умед известный в Таджикистане медиамагнат, а главное интеллигентный и душевный человек. Мне стыдно в этом признаться, но в Душанбе нам не довелось столько общаться, сколько за дни пребывания в Вашингтоне. Я познакомилась с прекрасной семьёй Умеда, сыновьями, невесткой, родственниками и друзьями. Они украсили моё пребывание в Вашингтоне и занимали каждую минуту. Особенно, его супруга, милая Фируза, которая постоянно звонила, спрашивала, приглашала в гости, показывала мне достопримечательности столицы. Повторяла, что мой визит слишком короткий и надо рационально использовать время.
       Презентация книг «Соседушки», «Фарход из Навгилема», «К Востоку устремлён мой взор» и встреча с соотечественниками прошла в нашем посольстве. Я так рада, что в республике воспитали такие дипломатические кадры. Фарход Салим очень эрудированный и грамотный молодой дипломат. Видя такие молодые и перспективные ответственные кадров, уверенно можно сказать – у Таджикистана большое будущее!
        На встрече был презентован и журнал OCA MAGAZINE - печатный орган Евразийской Творческой гильдии, специально посвященный Северной Америке. Собравшихся заинтересовала статья о посольстве Республики Таджикистан в США и о деятельности посла Таджикистана в Соединённых Штатах Фарходе Салиме.
       Встреча с читателями прошла очень тепло и непринуждённо. Мне было приятно, что мои книги трогают сердца людей. Особенно запомнились разговоры с землячками  Фаридой Асадовой и Шахнозой Якубовой, которые уже много лет живут вдали от родины. На встрече мы подружились с Мариной Абрамс – членом Европейской творческой гильдии, автором прекрасной книги для детей и юношества «Голубые купола и оранжевые крыши», которую она мне подарила и рассказала, что готовится к печати и английский перевод. На встрече много было вопросов о жизни, о семье, о творчестве. И я старалась ответить каждому, ведь чувствовала, как искренне радуются моим успехам близкие и друзья.
        А в  Вашингтоне у меня опять появились две новые подруги Дили – Дилором Баратова и Дилафруз Джураева, и пришлось между ними  опять загадывать желания. Мы вместе посмотрели знаменитые три здания, где расположены три ветви власти США: Капитолий, Белый дом и здание Верховного суда. А ещё побывали в музее и концертном зале Кеннеди-центра.
        Как поётся в песне Вячеслава Бутусова «Гуд бай, Америка!». Я очень надеюсь снова вернуться сюда, ведь я оставила здесь среди друзей частичку своего сердца.