Ижора. часть 3

Григорий Аванесов
Начало Ижора. часть 2 http://www.proza.ru/2018/10/15/1022 

Как живут современные ижоры. Репортаж из деревни Ручьи в Ленобласти

Кто сохраняет практически утерянные язык и культуру коренного народа

Сто лет назад в деревнях на побережье Финского залива жили десятки тысяч ижор: они занимались рыбным промыслом и говорили только на своем языке — даже в школах преподавали на ижорском. Сейчас, после репрессий и переселений советских лет, народ официально насчитывает 266 человек, а на языке говорят единицы.

Главный центр ижорской культуры — небольшой музей в деревне Ручьи в 150 километрах от Петербурга. Его сотрудники с нуля выучили язык, чтобы преподавать его местным жителям, восстановили ижорскую керамику по найденным в земле черепкам и организовали занятия по традиционным ремеслам.

Кто живет в современных ижорских деревнях, как потомкам коренного народа удалось перенять культуру у ее последних носителей, и зачем пожилые жители Сойкинского полуострова учат язык предков?

«Бумага» начинает рассказывать, как сегодня живут коренные народы Ленобласти: в первом материале — история ижор из деревень Ручьи и Вистино.

«По-русски вообще не говорили»: современные ижоры — о своих предках (но понимали русский язык, торговали с русскими).
Деревня Ручьи находится в Вистинском сельском поселении Кингисеппского района — рядом с побережьем Финского залива и примерно в 150 километрах от Петербурга.

Вдоль главной улицы Ручьев стоят немногочисленные деревянные дома вперемешку с современными сетевыми магазинами. У кого-то из-за забора поднимается дым — доносится запах затопленной печки. Сейчас в деревне живет около трех сотен человек.

За высокими деревьями, в стороне от дороги, зеленеет здание Музея ижорской культуры. На втором этаже, сидя на деревянной скамейке, пожилая женщина в очках с толстыми стеклами склонилась над тетрадью. В ней записаны иностранные слова, на первый взгляд напоминающие финские.

Уже несколько лет Зинаида Романовна Травинова учит ижорский — язык, на котором местные разговаривали еще в прошлом веке и который сейчас находится на грани вымирания.

— Я часто ходила со старшими женщинами в лес: там они вообще по-русски не говорили — говорили на своем языке. Сейчас запас бытовых слов у меня достаточный: в переводе проблем нет, — негромко рассказывает она.

                ***

По антропологическим признакам ижоры близки финнам Восточной Финляндии, карелам, ингерманландским финнам, води, вепсам и восточным эстонцам.

Среди народа ижора много светлоглазых, светловолосых. Мужчины гибки и проворны занимались морским рыболовством. Ижоры были храбры и преданы христианской вере, еще в раннем средневековье заимствованной у русских.

До сих пор у народа ижоры (и у прочих народов, живущих с ними по соседству) существуют многие идолопоклоннические суеверия: поклоняются деревьям и камням, принося им жертвы.

До сих пор можно найти у ижор и следы древнейшего для многих прибалтийско-финских народов культа поклонения деревьям. Остатки таких верований мы встречаем у финнов, карел, вепсов, эстонцев, сету, води. У них были священные старые сосны, или «домашнее дерево».

К маленьким почитаемым птицам народ ижора относит жаворонков и ласточек. Значение ласточки в верованиях ижор столь велико. Издавна, убийство ласточки у ижор считалось настоящим тяжелым грехом. Возможно, ижоры полагали допустимым превращение душ умерших людей в птиц.

К жаворонкам отношение было особое. Раньше, когда первые жаворонки начинали устраивать гнезда на полях, праздновали особый «жавороночный день». Дети делали из теста «птиц», шли на поле, пели особые песни и оставляли «жавороночный хлеб» для птиц на больших камнях.

Мне бабушка тоже пекла жаворонков. Колбаску из теста завязывала особым узлом и получалась птичка. Я очень любил кушать этих жаворонков. Удивлялся почему только раз в году их пекут.

Ижоры поклонялись: большим камням, большим пням. Корни язычества невероятно сильны до сих пор. В средние века хоронили сородичей в бревнах с выдолбленной серединой.

                ***
Идут угро-финские племена с Урала на запад. Доходят до развилки и видят камень. А на камне надпись: «Направо - болота, комары и селёдка в море. Налево - виноград, тёплый климат и горячие источники». Те, кто умели читать, пошли налево.
                ***
Сето, псковская чудь, полуверцы — малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая в юго-восточной части Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа), Печорском районе Псковской области (с 1920 по 1940 гг. — в уезде Петсери Эстонской Республики) и прилегающих районах. Сето - одно из племен народа Ижоры. У сето есть свой язык. Он классифицируется как один из говоров южного наречия эстонского языка.

***

14 февраля 2017 текст: Виктория Взятышева

Народ Ижора http://kolpino-city.ru/city/history/5/185/
© Ольга Игоревна Конькова

"Музей коренных народов Петербургской земли" в Кунсткамере 28 февраля 2007
http://www.museum.ru/N30171

Роза Салах 24 октября 2019 г
Григорий, представители финно-угорского мира, в том числе ЭСТОНЦЫ, приезжают в ШОРУНЬЖУ и ШЛАНЬ, где ЕСТЬ СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ, где происходят МОЛЕНЬЯ и даже жертвоприношения ПТИЦ или же ОВЕЦ,.. , смотреть для меня такое страшное зрелище было очень страшно. Об этом тоже пишу. Но Мы с сестрой Риммой рано лишились родителей, поэтому наше детство и даже юность прошли в детских домах. Я часто бываю по приглашению на своей малой РОДИНЕ, где 12, 13 июля, в ПЕТРОВ ДЕНЬ, в священной роще ежегодно происходит МОЛЕБЕН. Приезжают к нам не только эстонцы, но и гости из ФИНЛЯНДИИ, ВЕНГРИИ, МОРДОВИЯ, УДМУРТИИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКА,... даже японцы.

Рецензия на «Ижора. часть 3» Ааабэлла от 02.06.2019

Ижорское племя у соседей считалось колдовским. Ещё в 70-ые годы прошлого века мой приятель, странствуя в тех краях, забрёл в ижорскую деревню, где попросил воды у женщины. Она пригласила в дом. Он обратил внимание, что вокруг полно мошкары и комарья, а у неё нет. "Ну, - ответила она, - это ещё малое волшебство".

Начало путешествия "Храмы и усадьбы Ингерманландии" http://www.proza.ru/2018/10/15/1261