Спасительница

Николай Кокош
 
 ( Опубликовано в еженедельнике"Пусть говорят,"выпуск номер 50-й от 26 декабря 2018 г.- 9 января 2019 г. Украина. Кривой Рог).

,,Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом.,, - Фазиль Искандер. -


 Каждого из нас жизненные обстоятельства не раз загоняли в угол. Но мы каким-то чудом, находили лазейку из замкнутого круга. Не случайно говорят: "Безвыходных ситуаций не бывает!" Конечно, при условии, если  не малодушничать и не опускать руки.

  Конец августа 1987 года, я в Минске, в аэропорту. На всех парах лечу на Украину, в маленький, провинциальный Нежин... Известие о смерти отца застало меня на дивизионных командно-штабных учениях, на Либерозском полигоне в Германии. Срочный вызов к генерал-майору Кулаженкову В.П., скупые мужские слова сочувствия и поддержки... И вот уже командирский "Уазик" несет меня по немецкому автобану в гарнизон Риза. Несколько минут на переодевание и снова в путь: Берлин, аэропорт Шенефельд. Услужливый и обходительный "восовец"(представитель службы военных сообщений)разводит руками: мест ни на одно из украинских направлений нет. " Сами понимаете, - оправдывается он, - лето, отпускной сезон".
 Говорит быстро, скороговоркой, а у самого глаза бегают как у шкодливого кота. Врет и не краснеет. Наверняка билеты есть, но они забронированы для высших чинов штаба и управления Западной Группы войск. Попробуй ослушаться, распорядиться билетами по своему усмотрению, сразу голова "полетит". А место, что ни говори, хлебное. Потерять его -  смерти подобно! Проблема армейского подполковника его не волнует, что с него взять, таких, как я в Группе тысячи. И чтобы побыстрее отмахнуться от назойливого военного, меня отправляет на Минск. Делать нечего, соглашаюсь. Через час я приземлился  в столице советской Белоруссии. На Киев билеты есть, но нет советских денег. Есть только марки ГДР. Как быть? Звоню сослуживцу в штаб Белорусского военного округа, найти его не удается, он в Бобруйске на учениях.

  Таксисты везти меня за марки категорически отказываются. Мои эмоциональные и  убедительные заверения в том, что на месте  оплачу поездку в двойном размере, их не прельщают. Обстановка более чем взрывоопасная. Неужели не успею и не попрощаюсь с отцом? В 3 часа дня вынос тела, счет пока идет на часы. Мозг работает  как в боевой обстановке, но спасительный выход не просматривается. На "обум Лазаря" обращаюсь к случайной женщине. Рассказываю ей о своей беде, показываю телеграмму. Она летит к сыну- солдату срочной службы, в Псков. И вот чудо, не говоря ни слова, она протягивает мне тринадцать рублей, столько стоил билет до Киева. Я спасен! Хочу записать ее адрес, но она решительно отказывается  мне его сообщить, желает  удачного полета и "растворяется" в зале ожидания.

  Через полтора часа я прилетел в Киев.  Беру такси и в путь... Подъезжаю к родному дому, звучит траурная музыка. Наша многочисленная родня, коллеги мамы по школе, фронтовые друзья, представительная когорта служащих и рабочих механического завода, где отец проработал более сорока лет, все почтительно застыли у гроба. Успел...

   Прошли годы, но я всегда с чувством глубокой признательности и благодарности вспоминаю ту  неизвестную белорусскую женщину, поддержавшую меня в крайне безвыходной ситуации. Я не знаю ни ее имени, ни фамилии, вообще ничего о ней не знаю. Знаю только одно: у нее благородное сердце. Очень хочется верить, что у моей спасительницы все в жизни сложилось самым наилучшим образом. Что она дождалась сына из армии,  счастлива, окружена любовью и заботой родных ей людей. Низкий поклон Вам, незнакомка!

Фото из интернета: Минский аэропорт в советские годы.