Шай Скарпа

Галя Тарадайко
1.

Знакомьтесь, это Шай Скарпа. Ему 42 года, но ему едва ли дашь больше 35. Он носит выцветшие джинсы с намеком на клеш, свободную майку, из под которой торчат в меру мускулистые загорелые руки. Лицо стройное (если так можно сказать о лице, но именно это слово приходит в голову) и открытое. Бывают такие лица. Ощущение, что человек спасает мир по выходным. На голове тряпичная повидавшая жизнь шляпа, а за плечами увесистый рюкзак.

Правда в том, что у Шая вся жизнь - сплошной выходной. И это скорей состояние его души, нежели расписание. Он напоминает странника. И смуглая от природы кожа добавляет этому образу веса. Вы не узнаете, в каком городе он живет и в каком институте учился. Кому интересны эти анкетные данные? Зато вы узнаете историю, которая с ним случилась.

Однажды Шай бродил по своему средних размеров городу, по обыкновению не имея точного маршрута. Вы спросите, чем же он зарабатывал на свою беспечную жизнь. А я отвечу: чем придется. Наш герой оброс всякого рода навыкам. Но по-настоящему хорош он был в одном деле – в резьбе по дереву. Этому он научился у своего деда. Шая знают во многих архитектурных студиях, так что ему часто подворачивается работа.

В тот день Шай с самого утра гулял по городу - он вообще редко сидел на месте. В какой-то момент он забрел в городской парк. Шай любит природу, а парк - самое приближенное к природе место в городе. А в этом был еще и пруд с утками.

Спустя час, обойдя все аллеи и покормив уток, Шай оказался напротив книжного шкафа. На деле это был стеклянный куб с дверцами на подставке. Сюда горожане складывали ненужные книги и брали что-нибудь почитать. Шай постоянно проверял содержимое ящика на длинной ноге.

Он перебрал книги, большинство из которых уже видел. И тут он дошел до крепкого томика. Это был роман Джона Фаулза  - «Волхв». Вот это была удача! Шай давно хотел прочитать именно эту книгу. Поэтому сразу же засунул ее к себе в сумку и, довольный, направился к выходу из парка. Он порядком проголодался.

В следующий раз он взял в руки «Волхва» только на следующий день. Потому что остаток предыдущего ушел на работу для знакомого архитектора. Он оформлял деревянную стену в ресторане. Работа была большая, так что Шаю Скарпе предстояло еще не раз вернуться туда. Он радовался большим заказам, это давало денежную стабильность. Он ценил свою свободу, но иногда ощутить почву под ногами был тоже не прочь.

Когда Шай открыл книгу, он, позавтракав, лежал на кушетке в квартире хорошего друга. Тот был в отпуске в другой стране, и Шай на время занял его апартаменты, покинув свою тесную комнату.

Книга затянула с первых страниц. Он не заметил, как проглотил первые пятьдесят и уже вовсю наслаждался греческими пейзажами, которые были так ловко описаны.

И тут, перевернув страницу номер 51, Шай увидел кое-что неожиданное. Это были деньги. Американские доллары. В глаза бросилась цифра - 100. Ценная бумажка была аккуратно приклеена к странице скотчем.

Шай резко поднялся и сел на кушетке. Он понял, что тут нужен инструмент. Отложив книгу, мужчина встал и стал расхаживать по квартире, размышляя, где могли храниться колюще-режущие предметы. Заключив, что на кухне шансов будет больше, он отправился туда и раздобыл нож. Нож оказался достаточно острым, чтобы справиться со скотчем, не повредив страницу. Выяснилось, что купюра была не одна. Пять! Пять купюр по 100 долларов. Полтысячи баксов – внушительная сумма для нашего странника. Подумав, Шай решил, что он имеет полное право присвоить эти деньги. Не было никакой возможности отыскать их владельца. Кто и как давно сделал эту заначку?

Шай начал планировать, на что он потратит деньги. Вариантов было много. Его инструменты для резки по дереву нуждались в обновлении. Было бы здорово прикупить пару вещей в гардероб. Обувь - вечная проблема Шая Скарпы, ведь он так много ходит. Да и пора бы отдать долг приятелю. Этой суммы хватит на все это, еще и останется.

2.

На следующий день после обеда Шай шагал по улице в новых кроссовках, насвистывая мелодию из песни «Don't worry, be happy». Такой уж он был человек - неунывающий. Погода стояла прекрасная, и он шел в удобной обуви забирать заказанные инструменты. Книга была забыта на время. Вспомнил он о ней еще через день, когда вернул долг товарищу, поработал новыми инструментами и поужинал - чуть вкуснее, чем обычно.

И вот он прилег на кушетку и снова взял в руки книгу. Это была действительно интересная книга. Шай снова погрузился в чтение. Погружение длилось три страницы. На четвертой Шая ждало послание, написанное карандашом между строк.

«Приятель, я купил твою удачу за 500 долларов. Теперь надейся только на себя. Удачи желать не буду».

Шай Скарпа долго смотрел на слова из неровных букв. Он вспомнил про деньги. «Забавная шутка» - признал Шай. Он даже напрягся ненадолго. Но это был лишь эффект неожиданности. Он никому ничего не продавал и мало того что крепко сомневался, что такие вещи подлежат купле-продаже, но и вообще - в их существовании. Поэтому этот трюк не расстроил Шая, и вскоре он вернулся к чтению. Однако нужно признать, такое происходит не каждый день и не с каждым человеком, поэтому эпизод засел в его голове.

Спустя пару часов Шай отправился на вечернюю прогулку. Как только он вышел из здания, пропищало смс. Шай достал телефон и увидел сообщение от своего друга - хозяина квартиры, в которой он временно жил. В нем говорилось, что тот возвращается через два дня. Это было на целых две недели раньше запланированного. Другу нужно было срочно вернуться в город из-за неотложного дела. Шай расстроился. Он не был привязан к комфорту, но все же было приятно ненадолго покинуть тесную комнату. Что ж, не велика беда.

Когда Шай вынырнул из арки, у него в голове завертелась дерзкая мысль. Недавно некто, предположим на секунду, выкупил у Шая его удачливость. А теперь вот это. Что это, если не неудача? Мозг связал два происшествия в логическую цепочку. И вновь это не вызвало у Шая ничего, кроме усмешки. «Что тут удивительного? Конечно! Теперь мне везде будет казаться невезение», - рассудил он и пошел дальше, насвистывая все ту же мелодию. Погода была замечательная – свежий вечер сменил жаркий день. «Вот же она, моя удача!» - подумал Шай, усмехнувшись.

Через полчаса он спешно возвращался в свой временный дом, если не сказать «спасался бегством». Внезапный ливень промочил его до нитки за какие-то пару минут. А зонта он с собой взять не догадался.

Добравшись до дома, Шай признался себе в чудовищном настроении. Так бывает, когда несколько мелких неприятностей случаются друг за другом. Вроде бы каждая из них - пустяк, но вместе они уже тянут на небольшую проблему. Шай не дал себе шанса наделать новых выводов и сразу отправился спать, чтобы закончить этот день поскорее.

3.

Следующий день принес солнечную погоду. Шай открыл глаза и сразу увидел это между штор. Он улыбнулся, чувствуя, что весь абсурд остался в прошлом дне. Он встал, позавтракал, собрал вещи, чтобы отвезти их к себе домой - вечером должен был вернуться друг. События прошлого дня казались такими далекими. К обеду Шай уже доставил вещи домой и пошел бродить. Следующий заказ был только через день, поэтому можно было расслабиться и перезагрузиться.

Шай шел по городу, наслаждаясь летом. Через пару часов он уселся на скамейку почитать. Он достал «Волхва» и тут же перенесся в Грецию. Фаулз живописал природу острова Фраксос, щедро снабжая повествование греческими атрибутами - экзотические фамилии, оканчивающиеся на «акис», сиеста... Шаю очень захотелось оказаться на этом острове. Может быть, когда-нибудь его ноги доведут его и туда, подумал он и улыбнулся. И вдруг он почувствовал, что что-то внутри кольнуло его. Шай не понял, что именно. Но через мгновение до него дошло. Он только что прочитал строчку: «Поначалу удача мне улыбалась…» Подсознание ухватилось за злосчастное слово. Это вызвало у Шая раздражение. Чей-то дурацкий прикол аукался ему второй день. Мужчина захлопнул книгу, поняв, что дальнейшее чтение не принесет никакого удовольствия. Закинув ее в сумку, Шай зашагал по улице. Он шел и думал. Думал о том, что злится и даже не знает, на кого. Никто же заставлял его брать эту книгу. Никто не заставлял его брать эти деньги. «Черт!» - Шай хлопнул себя по лбу. Ему стало невыносимо от того, что он начинал всерьез воспринимать этот розыгрыш. Ничего он никому не продавал, никто у него ничего не покупал.

Шай решил, что надо отвлечься. Он даже пожалел, что у него выходной. Скорей бы завтра - занять себя работой. И тут послышался звук смс. Шай проверил сообщение, оно было от работодателя. В нем говорилось, что они отказываются от его услуг. Владелец решил полностью изменить концепцию заведения, и резьба по дереву не требовалась. Шаю сделал над собой усилие, чтобы не швырнуть телефон на асфальт.

Поздно вечером он сидел в баре и пил пиво. Это был небольшой бар в тихом переулке. К этому часу громкие разговоры и кулачные дискуссии закончились, так что можно было спокойно посидеть и поговорить. Говорить Шай собирался со старым другом. У него было немало приятелей. Но друзей - наперечет. Зачем он вызвал друга на экстренную встречу? Затем, что он чувствовал, что его картина мира дала течь. Он хотел, чтобы Лиам просто заделал эту течь, сказав ему все то, во что всегда верил Шай.

- Привет! - Лиам не заставил себя ждать.

- Садись. Я взял тебе пива.

- О, отлично. - Лиам сделал щедрый глоток и внимательно посмотрел на Шая. - Мне показалось, или тебе действительно нужно поговорить больше, чем обычно?

- Ну, не то чтобы... Просто есть тут одна ерунда, хочу обсудить. - Шай бросил взгляд на друга, тот внимательно смотрел на него. Это немного смутило Шая. Ему было неловко из-за того, о чем он собирался рассказать. Но отступать было некуда. - В общем, тут такое дело...

Когда он закончил словами «Даже не знаю, зачем я все это рассказал», Лиам положил ему руку на плечо.

- Тебе надо расслабиться, друг. Чего ты так боишься? Мы же не знаем, как устроен этот мир. С чего ты вообще взял, что знаешь? Не стоит так переживать от того, что что-то пошло вразрез с тем, как ты себе все представлял.

- В смысле? Ты что, правда думаешь, что это может быть правдой? Что кто-то выкупил мою удачу?! Я тебя, вообще-то, за другим позвал. Думал, ты мне мозг не место поставишь!

- На какое место, Шай? Ты послушай себя. Даже здесь ты все себе нарисовал еще до нашего разговора. Давно ли у тебя дар предвидения? Или тоже купил у кого-то? Расслабься и пойми - ты многого не знаешь.

- Не знал о твоем таком широкомыслии.

- Не в широкомыслии дело. Я просто не жду ничего, поэтому все это не удивляет меня так сильно.

- Произошедшее? Ты так говоришь, будто мы уже исключили вариант, что все это совпадение.

- Не многовато ли передряг для простого совпадения? Окей. Ты можешь еще понаблюдать. А можешь кое-то сделать.

- Что?

- Купить чью-нибудь удачу.

- Не понял.

- Купить чью-нибудь удачу, - повторил он притворно отчетливо.

- Но как?..

Лиам посмотрел на Шая, как на глупца. Да он и сам уже догадался, что имел в виду его друг.

Спустя час Шай плелся по дороге. Ему не фартило третий день, это сложно было отрицать. Он никогда не считал себя везунчиком, но в целом Шай весьма сносно справлялся с жизнью. То есть миллионов в лотерею он не выигрывал (хотя он и не пробовал), но жилось ему нормально. Он не задумывался об удаче просто потому, что ему хорошо жилось. Это как воздух. Хорошая штука, но часто ли вы задумываетесь о нем?

Шай шел и все больше тосковал по своей удачливости. Но когда он думал об идее Лиама, мозг опять принимался спорить со «всякой несусветицей». В действительности Шай просто не хотел этого делать.

4.

Наступил следующий, пятый день после находки в парке. Шай вышел на улицу. Работа у него, как вы помните, улетучилась. Он шел и старался не думать ни о чем, чтобы не навлечь на себя опять какую-нибудь ерунду. Утром всегда легче закрыть глаза на то, на что не получалось закрыть их вечером.

Вдруг Шай увидел женщину. Она сидела на скамейке, а примерно в метре от нее лежал горный велосипед - прямо у Шая на пути. Судя по растрепанному виду женщины - что-то случилось. «Блестяще! - подумал Шай. - Я что теперь, чужие проблемы тоже притягиваю? Или, может, моя неудачливость распространяется на всех, кто оказывается рядом?!» Шай был хорош в самоиронии. А еще он всегда старался помочь.

- Вам нужна помощь? - обратился он к незнакомке.

На него подняла глаза молодая женщина. Помочь захотелось сильнее.

- Здравствуйте. Я упала, - неровно ответила девушка. Шай заметил поцарапанную коленку и присел рядом.

- Так, вам надо это все обработать. Болит?

Началась операция спасения коленки и велосипеда. Шай сбегал в аптеку и купил пластырь с йодом. А потом починил велосипед - поломка оказалась вовсе не поломкой, а слетевшей цепью. Ну и пришлось кое-что подкрутить, благо было чем. Нет, инструменты нашлись не в велосипедных принадлежностях девушки, а в заплечной сумке Шая. У него там вообще много чего находилось.

- Вот, это мой номер. Если хотите, можем встретиться еще раз, в менее драматичной ситуации, - сказала Рэм, протягивая бумажку с только что написанным номером. Шай хотел.

«Невезучий, говорите?» - самодовольно ухмылялся Шай невесть кому, смотря вслед девушке. Он тоже собрался уходить и заметил на асфальте консервную банку, на которую налетел велосипед Рэм. Он поднял ее и бросил в сторону урны, стоящей метрах в трех. Точное попадание. Шай улыбнулся еще шире и пошел прочь, прощаясь с тяжелыми мыслями последних дней.

Вечером Шай читал «Волхва», развалившись в своем кресле. Его перестала пугать эта книга. Он был полон оптимизма. Он вообще чаще всего был оптимистом. Так что предыдущую пару дней можно было считать исключением из правила. Магнитная буря, затмение - чем бы это ни было, оно закончилось.

Он был увлечен сюжетом, по которому главный герой не на шутку увлекся героиней. Его чувства были описаны так красочно - как и все в той книге - что Шай невольно вспомнил о своем недавнем знакомстве. Он вспомнил также и о клочке бумаги с номером телефона, который покоился в его брюках. Он всегда засовывал кучу мелочей в задние карманы.

Шай подумал, что, вообще-то, Рэм не обозначила, когда ему можно позвонить. «А почему не сейчас?» - спросил он себя. И не придумав причин, потянулся за брюками. Шай не решился звонить так поздно. Он хотел написать смс - что-нибудь вроде пожелания хороших снов. Ему хотелось напомнить о себе.

Пока слова в голове пытались сложиться во что-то милое и остроумное (он хорошо знал, что женщин необходимо смешить ничуть не меньше, чем любить), руки уже вовсю обшаривали карманы. Бумажка куда-то подевалась. Шай поднялся и принялся обыскивать сумку. Каждый кармашек, каждое отделение, потом снова брюки, нагрудный карман рубахи... Ничего. То есть, конечно, он нашел много барахла, но только не заветный кусок бумаги. «Потерял!» - пронеслось в голове, и сердце сжалось.

Шай стоял посреди груды вывернутых наизнанку вещей. На него разом упало отчаяние, от которого он недавно избавился. Эти шутки его порядком достали. Он разозлился.

Через 17 часов Шай был в парке. Он стоял напротив злополучного книжного стеллажа, сжимая в руках книгу. Прежде чем сделать задуманное, он еще раз открыл ее и посмотрел на купюры, аккуратно приклеенные к странице скотчем. Пять штук по 100 долларов каждая. Чтобы добыть изначальную сумму, ему пришлось влезть обратно в долги. Что ж, зато у него есть новые инструменты и обувь. Он перелистнул три страницы и проверил карандашное послание - оно тоже было на месте. Мужчина открыл прозрачную дверцу и поставил книгу на полку - на самое видное место. «Дочитаю «Волхва» как-нибудь в другой раз», - подумал он.

Он шел прочь и гадал, как скоро кто-нибудь заберет эту книгу, найдет деньги и, естественно, заберет их.

Что было дальше с Шаем Скарпой - история умалчивает. Сообщает она нам всего одно обстоятельство (весьма значительное для нашего героя): через неделю его телефон зазвонил. Это была Рэм, которая отыскала его номер в интернете, через объявление об услугах резьбы по дереву. Как бы вы это назвали? Может, удачей?