Человек за бортом

Владмир Пантелеев
    Произошла эта история в дни проведения последнего кубка СССР по парусному спорту в городе Севастополе в конце лета 1990 года.  Будучи  активным яхтсменом-любителем, получил приглашение от Федерации парусного спорта посетить  эти соревнования, но т.к. Севастополь тогда считался городом закрытым меня пришлось оформить в состав официальной команды в качестве механика.  «Есть чужой хлеб даром» мне не пришлось, однажды сломался транспортный трейлер одной из наших яхт, и я, выполняя свои обязанности механика, половину дня провозился с его ремонтом.

  Яхтсмены ежедневно возвращались с очередной гонки в яхт-клуб часа в три-четыре и после пяти часов дня все оказывались свободными. Подобные соревнования всегда превращаются в праздник, где участники, судьи, тренеры, руководители,  яхтсмены и персонал принимающего яхт-клуба, жены и подруги спортсменов попадают на некий фестиваль, где жизнь не затихает до глубокой ночи и наполнена разнообразными мероприятиями.

  В один из дней руководство принимающего яхт-клуба организовало прогулочный выход на самой большой крейсерской яхте. Говоря о её размерах,  высоте борта и мачты, достаточно сказать, чтобы на ней поднять грот, нужно не меньше трёх крепких молодых мужчин.

  Приглашенных вместе с членами экипажа набралось человек восемнадцать.   Все дружно разместились на палубе и в кокпите вокруг предложенного хозяевами угощения – арбуза размером с небольшого поросёнка. Гостям досталось по две «дольки», общим весом около килограмма. Не знаю, кто бы съел такое количество в обычной обстановке, но когда жарким южным днём организм теряет много жидкости, мы справились с этим «деликатесом» как-то быстро и незаметно.

  Правда, чрезмерное количество арбузного сока, кстати, обладающего мочегонным эффектом,  быстро и дружно дало о себе знать. К этому времени ветер совсем «закис» и тяжелая яхта легла в дрейф. Тут-то молодёжь и предложила массовое купание. Быстро скинув с себя шорты, бейсболки, Т-майки, и шлёпанцы, как говорится, и стар, и млад, оказались в черноморской водичке.

   Я не сразу сообразил, что купание как-то связано с посещением гальюна.  Т.к. дверь гальюна оказалась закрытой (позже выяснилось, что переборку немного повело, и она заклинивала дверь гальюна, которую нужно выбивать плечом), пришлось вернуться на палубу и присоединиться к ныряльщикам,  но пока я раздевался и нырнул, последний из купающихся уже залезал по верёвочной лестнице на палубу.
 
  Ополоснувшись, развернулся лицом к яхте, и заметил, что яхта начинает медленно двигаться, её корпус всё быстрее скользит вдоль меня. Это или ветер задул, или подобрали паруса. В три маха руками кролем догнал верёвочную лестницу и ухватился за последнюю ступеньку, находившуюся на уровне воды. Яхта бежала всё быстрее. Теперь всё моё тело, выдавленное напором воды, скользило по поверхности. Что делать? Вот он – результат бесшабашности, ведь все инструкции гласят, что прыгать с яхты, не стоящей на якоре, в воду можно только привязанным к линю, и за таким пловцом должен наблюдать кто-то из матросов, назначенных старшим по вахте.

  Кричать и поднимать панику не хотелось. Может ветер опять скиснет, и я смогу, не боясь, что меня сорвёт водным потоком, отпустить от ступеньки одну руку с тем, чтобы попытаться ухватиться за следующую ступеньку. Потом можно попробовать подтянуть под себя ноги и закинуть их на нижнюю ступеньку, тогда дальнейший подъём будет делом техники. Но скорость яхты всё увеличивалась. На воде появилась рябь, признак ветрового потока.

  Но должен же кто-то обратить внимание на мою одежду. Из-за шума набегавшей на меня воды я не слышал звуков с палубы. Руки немеют,  мой вес больше восьмидесяти и на плечи давят тонны воды, а меня удерживают только мышцы и жилы на моих кистях рук. 

   Больно! Руки мёртвой хваткой держат, но ты кроме боли в них ничего не ощущаешь.  Может отпустить и попытаться доплыть до берега, здесь километра три.  Волн нет, вода достаточно тёплая, километр как-то проплывал, а если судорога, после такой нагрузки руки будут как деревянные.  Неужели не справлюсь? Вот так всё глупо закончится…

  - Э! Народ! Вам без меня не скучно? – пытаюсь говорить не громко, потом повторяю громче, потом уже кричу, но понимаю, что голос пропал, я просто хриплю, еле успевая выплёвывать попадающую в рот горькую морскую воду.
 
  Мне кажется, время остановилось, прошла вечность. Вдруг слышу над головой голоса молодых людей:

  - Да вот же он! На лесенке катается. Поднимайтесь! А то мы сейчас быстрее пойдём.

  - Ничего, ребята! Мне здесь больше нравится, - со злостью иронизирую я.

Над бортом появляется перекошенное от испуга лицо капитана яхты, пережившего, видимо, не меньше меня, и выговаривающего своим матросам:

  - Дятлы недоношенные! За руки берите его и осторожно вытаскивайте, - сам тянет лестницу аккуратно вверх, отдавая команду рулевому, - яхту быстро приводить в левентик (т.е. носом против ветра, чтобы затормозить).

  Пока с меня стекает вода, стою на четырёх точках. Все присутствующие молчат, видимо, «чухнулись» меня совсем недавно и сейчас от неожиданности потеряли дар речи. Пытаюсь разрядить обстановку:

  - Извините! Нептуна встретил, он мне «соточку» предложил, я хапнул и бежать, а старик обижается, мол,  «а поговорить!». Пришлось задержаться.

  Шутка моя не столько развеселила, сколько всех успокоила, но капитану всё же, чтобы у гостей поднять настроение, пришлось  распечатывать и наливать свой капитанский «НЗ».


P.S. – Утром попытался вращать кулаками, при этом в запястьях раздавался треск и щелчки, как в разбитых шестерёнках.  А на мышцах рук в районе подмышек выступили лилово-чёрные синяки. Капилляры таки порвал.

   Сижу и думаю, я, ведь, даже не потерял плавки, а это происходит регулярно, когда купающихся  (и мужчин, и девушек) тянут на верёвке за яхтой или катером, чему сам неоднократно был свидетелем.

  А потом ловлю себя на мысли, о чём думаю. Молился бы лучше, дурень, всем святым, что жив остался.



Букулты                28 лет спустя.

        Владмир  Пантелеев.