Холодная война

Александр Захваткин
На Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 года) Сталину удалось добиться установление польско-германской границы по Одеру – Нейсе и больших репараций с Германии (включая и её западную зону).

В то же время советские представители внесли предложения об изменение режима Черноморских проливов (включая создание там военно-морских баз), возвращение СССР Карского и Ардаганского округов, которые отошли к Турции в 1921 году. Советский Союз был заинтересован в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 года Сталин потребовал подкрепить статус великой державы протекторатом СССР над Ливией, что вызвало большие волнения на Западе.

Стремление утвердиться на Ближнем Востоке привело СССР к признанию государства Израиль. «Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР» – говорил Молотов. Лишь под жёстким давлением Запада советские войска покинули в 1946 году Иран.

Политика СССР по превращению освободившихся от фашистской оккупации государств Восточной Европы в своих сателлитов была простой. Компартии этих стран, опираясь на советские дивизии, контролировавшие территорию восточноевропейских государств, совершали государственные перевороты и брали власть в свои руки. Механизм захвата власти почти везде был одинаков. В течение трёх-четырёх лет сформировался блок коммунистических стран-сателлитов Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникла мировая социалистическая система.

Советские войска находились в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе, Северо-Восточном Китае, на Курилах и Сахалине, а также советские гарнизоны стояли в Вене и Берлине.

В своих воспоминаниях от том времени Молотов писал:
«В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». – «А ты потребуй!». Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»… Аргументировать было трудно. На одном из заседаний совещания министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока ещё слабенькое, мы хотим поддерживать его и построить там свою военную базу.
В программу Трумэна («доктрина Трумэна») входили и меры, которые должны были заставить СССР уйти в свои границы, эта часть программы получила название  «доктрина отбрасывания социализма». 

Летом 1947 года Европа оказалась окончательно разделённой на союзников США и союзников СССР. Оформление соответствующих военных и экономических альянсов становилось лишь делом времени.

Термин «холодная война» был введён в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделённой «железным занавесом», и призвал западную цивилизацию объявить войну «коммунизму».

На самом деле война двух систем, двух идеологий не прекращалась с 1917 года, однако, оформилась как вполне осознанное противостояние именно после Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной?

На первый взгляд, это кажется странным, но если обратиться к истории Второй Мировой войны, то многие вещи прояснятся.

Германия начала территориальные захваты (Рейнская область, Австрия), а будущие союзники взирают на это почти равнодушно. Каждый из будущих союзников предполагал, что дальнейшие шаги Гитлера будут направлены в «нужную» им сторону. Западные страны, в известной степени, поощряли Гитлера, закрывая глаза на многие нарушения международных договоров по демилитаризации Германии. Наиболее ярким примером такой политики является Мюнхенский договор 1938, по которому Гитлеру была отдана Чехословакия.

СССР склонен был рассматривать действия Гитлера как проявление «общего кризиса капитализма» и обострение противоречий между «империалистическими хищниками». Считая, что после Мюнхена, когда страны Запада фактически дали Гитлеру «карт бланш» в движении на Восток, Сталин решил, что теперь каждый сам за себя и СССР заключил с Гитлером «Пакт о ненападении» и, как в последствии стало известно, секретный договор о разделе сфер влияния.

Теперь известно, что Гитлер оказался непредсказуем и начал войну против всех сразу, что, в конце концов, его и погубило. Но Гитлер и в страшном сне не мог предположить образования коалиции, которая в итоге и вышла победительницей в войне. Гитлер рассчитывал на то, что те глубокие противоречия, которые существовали между будущими союзниками, непреодолимы, и ошибся.

Сейчас у историков достаточно данных о личности Гитлера. И, хотя хорошего о нем говорят мало, дураком его не считает никто, а значит, противоречия на которые он рассчитывал, реально существовали. То есть у «холодной войны» были глубокие корни.

Почему же она началась только после Второй Мировой войны?

Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнёров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала «холодной войны» принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом.

Итак, «холодная война» возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить её итоги. Что же они увидели?

Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы.

Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий.

В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной.

В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими.

Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчилль, провозгласив «холодную войну».

В глазах мировой общественности СССР терял тра¬диционный облик врага, ведь войска Красной Армии внесли решающий вклад в победу над фашизмом. В орбиту советского влияния вошли теперь Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, а также Балканы. Равномерно постепенно в Европе наступал коммунизм. В Греции шла гражданская война, а во Франции и Италии всё большее влияние на внутриполитическое поло¬жение оказывали местные коммунистические партии.

В период с 1939 по 1946 года число коммунистов в Западной Европе  выросло в трое. В Азии – в Китае, Индоне¬зии, Бирме, на Филипинах, в Индонезии, в Индии развернулось мощное движение за независимость. В Китае шла гражданская война с перевесом в пользу коммунистов. Сохранили своё положение только Великобритания, хотя и с изрядно пошатнувшейся мощью, и США, которые вышли из войны небывало мощными.

Штаты хотели помочь Европе уйти из хозяйственной послевоенной разрухи и тем самым предотвратить развитие коммунизма, в этой связи был разработан план Маршала.

Американские лидеры объявили о своём на¬мерении всячески сдерживать распространение комму¬низма. «Советский Союз стремится к безграничному распространению своих сил и своих доктрин – это представляло большую опасность для великих принципов свободы и прав человека» - заявлял в это время прези¬дент США Трумэн. В феврале 1947 года Трумэн развернул конкретную программу мер по спасению Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). В «доктрину Трумэна» входило  создание Североатлантического союза (НАТО), который и образовался в 1949 году   – это военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия, Дания, Норве¬гия, Исландия, Люксембург. В 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция, а в 1955 году ФРГ. Ответным ходом на создание НАТО было подписание Варшавского Договора мае 1955 года. В него входили (на момент подписания) Албания (Позже, в 1968 г., она денонсировала Договор), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.

Правительство США предложило Советскому Союзу и другим европейским странам принять участие в плане реконструкции и восстановлении Европы, однако СССР и под его нажимом другие восточноевропейские государства отказались от американского положения.

Руководство СССР было озабочено не объединением усилий всех пострадавших от войны стран для скорейшего восстановления экономики мира, а созданием своей собственной, независимой от запада политико-экономической сферы, центром которой был бы Советский Союз, окружённый странами-сателлитами. Экономика этих стран в ближайшие послевоенные годы всё больше подчинялись советской экономике с тенденцией превращения  в её придаток. Другим источником восстановления и усиления экономической мощи СССР должны были послужить репарации, а также промышленное оборудование, вывезенное Советским Союзом в качестве военной добычи. Но значительной частью обо¬рудования советская промышленность не могла пользоваться из-за бесхозяйственности. Ценнейшее оборудования превращалось в железный лом.      
               
В месте с планами «холодной войны» предусматривалось и нанесение мощного военного удара США по СССР: намечалось сбросить 300 атомных бомб на 100 городов нашей страны.

Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы основывались на следующих положениях:
1) война с СССР – реальность, если не удастся «отбросить» мировой социализм;
2) СССР и его союзники не должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении;
3) США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие.

В чем же выражалась «холодная война»?

Первое, и едва ли не самое наглядное её выражение, - это гонка вооружений.

Начало её было связано с атомным оружием. Как известно, в 1945 г. США оказались единственной ядерной державой в мире. В ходе войны с Японией они взорвали атомные бомбы над японскими городами Хиросимой и Нагасаки. Стратегическое превосходство привело к тому, что американские военные стали строить различные планы превентивного удара по СССР. Но американская монополия на ядерное оружие сохранялась только четыре года.
 
В 1949 г. СССР провёл испытания своей первой атомной бомбы. Это событие стало настоящим потрясением для западного мира и важной вехой «холодной войны». В ходе дальнейших форсированных разработок в СССР вскоре было создано ядерное, а затем и термоядерное оружие. Воевать стало очень опасно для всех, и чревато очень дурными последствиями.

Накопленный за годы «холодной войны» ядерный потенциал был огромен, но гигантские запасы губительного оружия пользы не приносили, а затраты на их производство и хранение росли. Если раньше говорили «мы вас можем уничтожить, а вы нас – нет», то теперь формулировка изменилась. Стали говорить «вы нас 38 раз уничтожить можете, а мы вас - 64!» Споры бесплодные, особенно, учитывая, что, если бы началась война, и один из противников применил бы ядерное оружие, очень скоро ничего не осталось бы не только от него, но и от всей планеты.

Гонка вооружений нарастала стремительными темпами. Стоило одной из сторон создать какое-либо принципиально новое оружие, как ее противница бросала все силы и ресурсы, чтобы добиться того же. Безумное соревнование затронуло все области военной промышленности. Соревновались везде: в создании новейших систем стрелкового оружия (на советский АКМ США ответили М-16), в новых конструкциях танков, самолётов, кораблей и подводных лодок, но, пожалуй, самым драматическим было соревнование в создании ракетной техники.

Весь, так называемый, мирный космос в те времена был даже не видимой частью айсберга, а снежной шапкой на видимой части. США обогнали СССР по количеству ядерных вооружений. СССР обогнал США в ракетостроении. СССР первым в мире запустил спутник, а в 1961 году первым отправил в космос человека. Выносить столь наглядное превосходство американцы не могли. В итоге - их высадка на Луну. В этот момент стороны достигли стратегического паритета. Однако это не остановило гонку вооружений. Наоборот, она распространилась на все отрасли, имеющие хоть какое-то отношение к вооружениям. Сюда можно, например, отнести гонку по созданию суперкомпьютеров. Здесь Запад взял безусловный реванш за отставание в области ракетостроения, поскольку по чисто идеологическим причинам СССР прозевал рывок в этой области, приравняв кибернетику заодно с генетикой к «продажным девкам империализма».

Гонка вооружений коснулась даже образования. После полёта Гагарина, США были вынуждены пересмотреть основы системы образования и ввести принципиально новые методы обучения.

Гонка вооружений была впоследствии добровольно приостановлена обеими сторонами. Был заключён ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких, как например:
- Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.);
- Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.);
- соглашения по ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) (1972г.);
- Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972г.) и многих других.

Другим «фронтом» «холодной войны» была борьба за влияние в странах третьего мира.

С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего мира. Сам этот термин был введён в обиход благодаря все большему влиянию неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной де колонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счёт СССР свои конкретные узко-национальные задачи.

«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так, например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году.

«Холодная война» была широко отражена в кинематографе, причём пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: «Красный рассвет», «Америка», «Рембо», «Железный орёл», «Вторжение в США». В СССР же сняли: «Ночь без милосердия», «Нейтральные воды», «Случай в квадрате 36 80», «Одиночное плавание» и многие другие. Несмотря на то, что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости, показывалось какие плохие «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии.

Своеобразно и очень точно, проявление «холодной войны» в искусстве отразилось в строке из популярной песни Владимира Высоцкого: «и даже в области балета, мы впереди планеты всей...».

Достаточно очевидно, что огромные затраты, которые несли сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние двух систем решалось в экономической сфере. Именно эта составляющая оказалась, в конечном счёте, решающей.

Более эффективная экономика Запада, позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР, не могла, да и не собиралась конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.

К 80-м годам состояние экономики СССР стало не просто отставать от развитие экономики западного мира, но и приближаться к сильному экономическому кризису, который поразил страну в начале 90-х.

Экономический разрыв между капиталистическим и социалистическим методом хозяйствования был столь разителен, что это привело к глубокому политическому кризису всю международную социалистическую систему, в том числе и СССР. В результате западные союзники одержали первую крупную победу в «холодной войне» - начался развал мировой социалистической системы, созданной СССР после войны. Успех был на столько ошеломляющим, что политическая элита многих западных стран оказалась не готова к стремительному превращению России из противника в союзники. С крушением социализма в России острие «холодной войны» переместилось на страны Дальнего (Северная Корея, Вьетнам) и Ближнего Востока (Ирак, Иран, Афганистан), а так же на Кубу.

Официально последней вехой «холодной войны» в Европе считают демонтаж Берлинской стены. То есть, можно говорить о её итогах. Что плохого в «холодной войне»?

Прежде всего, балансирование на грани войны. Стороны, конечно, не воевали, но так основательно к ней готовились, что казалось она может начаться в любой момент. Все события и явления в мире рассматривались как хорошие и плохие, то, что выгодно одной из сторон (в этом они мало отличались друг от друга) было хорошо, все остальное - плохо. Целые поколения людей вырастали с деформированной психикой, которая выражалась в неадекватном восприятие окружающего мира.

Но эта война принесла с собой и много положительных результатов.

Во-первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период, не смотря на очень сильные противоречия, стороны, смогли выяснить отношения, не прибегая к силе оружия.

Во-вторых, она впервые заставила противоположные стороны вести переговоры и вносить определённые правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство); ну и наконец она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощрённое идеологическое воздействие.


Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 20 век. М.: Просвещение,1991. – 275 с.
Международные экономические отношения. М.: Новости, 1991. – 363 с.
Черчилль У. Вторая мировая война. Т3. М.: Воениздат. 1991. – 428 с.
Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М.: Молодая гвардия, 1983. – 386 с.