С кем и почему воюет Россия?

Николай Павлов Юрьевский
   
      У меня имеется брошюра небольшого формата (выпуск 1915 года) для военнослужащих. На её обложке в правом верхнем углу печать: "88 - го пехотнаго запасного батальона 1 - я рота".

      На 1-ой странице большая фотография царя Николая II, внизу надпись: Его императорское величество государь император НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. На 5-ой странице фотография с надписью: Верховный Главнокомандующий, Его императорское высочество великий князь НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ.             

      Краткое содержание "Памятки военнослужащего 1915 год":

     "ДЛЯ ЧЕГО РОССИЯ ВОЮЕТ С ГЕРМАНИЕЙ И ТУРЦИЕЙ И ЧЕМ ЭТА ВОЙНА ДОЛЖНА ЗАКОНЧИТЬСЯ?

    Принятая Россией нынешняя страшная война имеет определённую цель. Она должна навсегда обеспечить России полную свободу и государственную самостоятельность. Россия не может и помыслить о том, чтобы немец или кто бы то ни было другой мог наложить какое бы то ни было ограничение на её гражданскую и политическую самостоятельность и полную неприкосновенность.

     Россия, защищая свою самостоятельность, в то же время является в этой войне носительницей идеи мира и воюет против Германского милитаризма, а потому война эта должна даровать Европе мир и начала новой христианской культуры, которая должна лечь в основу европейской государственной жизни, взамен Германской культуры, исполненной тщеславия, горделивой нетерпимости, алчного корыстолюбия и дикого человеконенавистничества.            

     Война эта должна дать России полный простор и свободу в её отношениях к балканским славянам, которые отдельными государствами, как мелкими ручьями должны слиться с русским национальным морем.

      Нынешняя война России с Турцией, в мысли верующего русского человека, будит ещё особые надежды, неразрывно связанные с Царьградом. Царьград, это старинная русская, исторически – народная мечта, предмет благоговейно – религиозных вожделений.               

      Царьград – это символ, начала зари исторической нашей жизни, героического периода нашего существования, когда предки наши мысленно были неразрывно связаны с этим центром христианского православия.               

      Царьград – колыбель нашего, русского христианства, великий учитель веры и христианской жизни славянских народов. Царьград – наследие великого Константина, завещанное московской церковной короне, преемственно через Мономаха.
         
      Царьград – узел, связывающий прошедшую историю России с началом новой истории, открывающий ключ великому национальному будущему нашей родины. Не даром через всю историю России красной нитью проходит живое общение, тесная братская связь Византии с Россией.               

      Царьград должен быть сердцем России, центром её духовно – религиозной культуры, Босфор и Дарданеллы – государственными нервами, связывающими Россию со всем миром.               

      Постороннее вмешательство в эти пункты уже будет явным ограничением свободного простора России, серьёзной помехой её развития. Из мрака прошлой истории нашей встаёт заветная мечта московских князей и царей о переходе византийского наследства единому православному царю. Ещё древле - Киевский   князь Олег пытался укрепить свой щит на вратах Царь – града.

       Колыбель русского и всего славянского православия, окутанная вековыми воспоминаниями прошлого, старая Византия, древний Царьград, по историческому праву должен достаться идейному наследнику византийских венценосцев, первому сыну вселенской православной церкви, русскому боговенчанному царю.            

       И время для сего наиболее благоприятное настало, когда своим безумным вызовом сам мусульманский мир напросился на это. «Вместе со всем русским народом мы непреклонно верим, что нынешнее безрассудное вмешательство Турции в военные с нами действия только ускорит роковой для неё ход событий и откроет России путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Чёрного моря». (Слова высочайшего манифеста по объявлению Турциею нам войны).(1914 - 1915 год)..............................
 
       "С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!..."
,
Одесской военной цензурой печатать дозволено. Типография Е.И.Фесенко,      Ришельевская, собтв. д. № 49 в Одессе.

         PS

Ясно, что эта памятка была отпечатана в Одессе до 23 августа 1915 года, так как великий князь Николай Николаевич 23 августа был отстранён от главнокомандывания, в результате происков оппозиции и требования императрицы Александры Фёдоровны, настроенной Григорием Распутиным против великого князя Николая Николаевича.