Комсомол в моей судьбе

Светлана Комогорцева-Топоркова
    К празднованию юбилея Всесоюзного ленинского коммунистического союза  молодёжи (комсомола) вряд ли можно остаться равнодушным. Представляю, что даже у нынешней молодёжи этот праздник вызывает, как минимум, любопытство. Для большинства же людей моего поколения, особенно молодых людей  шестидесятых – восьмидесятых годов комсомол не просто история, это – судьба.
    Мы все прошли через пионерское детство и с теплом вспоминаем « свою комсомольскую» юность.
 Моё детство и юность (большая часть этого периода жизни) прошли в селе. Председатель совета дружины школы, затем секретарь комсомольской школьной  организации. В то время у нас не было даже телевизора в сёлах, поэтому общение детей и молодых людей было основным в нашей жизни. Сбор макулатуры  и металлолома, субботники по уборке территории, заготовка дров для школы, (когда родители пилили и кололи дрова, а мы помогали складывать дрова в поленницы), озеленение своего села и  помощь колхозу в сельскохозяйственных работах, участие в спортивных соревнованиях, турпоходы, участие в художественной самодеятельности не только школы, но и сельского дома культуры делали нашу жизнь насыщенной и интересной. Когда я училась в пятом классе, учителя организовали для нас праздник «Золотая осень» в очень необычной форме. После нескольких уроков нас срочно построили на линейку и объявили по громкоговорителю, что мы должны оказать помощь в поимке диверсантов, которые объявились в окрестностях нашего села. Мы должны были срочно вернуться домой, переодеться в спортивную форму, взять сухой паёк и собраться через определённое время в школе на линейку. И только когда нам выдали каждому классу записку с указанием первого этапа нашего маршрута, мы поняли, что это игра. Задача была прийти первым к указанному месту, а остальные собирались по определённому сигналу. Какое же было наше удивление, когда мы, собравшись все вместе на поляне у реки Онон, увидели, что  «диверсантами» оказались известные забайкальские поэты и среди них Граубин Георгий Рудольфович, самый известный писатель читинской детворы и Вишняков Михаил Евсеевич. Этот поэтический праздник настолько мне запал в душу, что, возможно, он и стал началом моей любви к литературе и сочинительству. 
  В 9 классе на общем комсомольском собрании школы меня избрали секретарём комсомольской организации. Это было весной 1967 года, а летом я уехала в комсомольский лагерь «Искра» (искусство комсомольской работы), который располагался в 60 километрах от Читы на живописном берегу реки Ингода вблизи станции Новая. Это была так называемая зональная смена, куда приехали старшеклассники из Забайкальских районов, Якутии, Бурятии и Хабаровского края. Сколько юношеского задора, творческой инициативы впитали наши души и сердца за этот месяц, что мы провели в «Искре». И всё это мы старались воплотить в работе своей школьной комсомольской организации. Мы продолжали делиться опытом и мыслями в письмах, которые шли в последующие несколько лет десятками почти что ежедневно.
  Большую помощь в моей общественной работе мне оказывала учитель  математики Левченко Сталина Васильевна. В памяти диспут, который мы готовили вместе и очень волновались, сумеем ли «разговорить» своих комсомольцев. А какие устные журналы она готовила с нами, которые проводили не только в школе, но и в сельском клубе.
  Окончив школу, я попыталась поступить в Читинский пединститут, но тот злополучный балл, который я не добрала, решил своё дело, и мне пришлось вернуться в своё село. К деревенскому труду я была приучена с детства и планировала вместе с другими девчатами пойти на ферму дояркой, так как именно в то время формировались молодёжные звенья и бригады. Но на отчётно – выборном комсомольском собрании меня избирают освобождённым секретарём комсомольской организации колхоза «Дружба», что и стало моей основной работой в последующий год. Работала я под руководством райкома комсомола (первым секретарём был в то время Протас Иван Илларионович) и парторга колхоза Резникова Владимира Васильевича. Не скрою, что быть секретарём своих сверстников и взрослых работающих людей – это разные вещи, порой совсем несовместимые. Если в школе членские взносы составляли копейки, то для работающей молодёжи – это  процент от заработка. И первоочередной задачей для меня оказалась ликвидация задолженности по членским взносам. С трудом, но я преодолела этот барьер. С удовольствием  вспоминаю этот сложный, но в то же время, такой значимый этап моей жизни. Мы жили едиными целями, планами, интересами. Наша комсомольская организация была одной из крупных и  лучших в районе. На уровне была и спортивная работа и культурно-массовая. И я с благодарностью называю своих ребят-комсомольцев, которые помогали мне в моей работе, несмотря на занятость и семейные проблемы. Это Валентина Щербакова, Исаева Надежда, Гурулева Валентина, Авдеева Галина, Перфильева Мария, Арефьева Любовь, Паздникова Вера, Панин Валнтин, Гурулёв Валерий, Топорков Юрий, Литвинцев Валерий, Гомбоев  Болот, Доржиев Михаил, Намсараев Наран, братья Коноплины Николай и Анатолий, Щеглов Виктор. Этот список я бы могола бы продолжать и продолжать, так как безучастных молодых людей были единицы. Вспоминается участие в областном Дне молодёжи, куда от района была направлена делегация комсомольцев нашего колхоза. От нашего села до Читы 300 километров, а  ехали мы до города на грузовой машине, где в кузове были установлены деревянные скамейки. Но мы были молоды и счастливы от доверия принимать участие в таком значимом мероприятии – молодёжном областном форуме, посвящённом 50-летию комсомола.  Разместили нас в общежитии пединститута. Программа  была насыщена до предела: творческие конкурсы, спортивные мероприятия, факельное шествие, трудовой десант на тогда строящийся комвольно –  суконный комбинат (КСК). Мы горды были причастностью к великой стройке 70-х годов Забайкалья.
   Комсомол для нас был частью нашей жизни –  с ним мы взрослели, испытывали свой характер и волю, он оказывал влияние на нашу судьбу. Так через год я по рекомендации райкома комсомола и направлению правления колхоза поступила в Читинский педагогический институт на факультет иностранных языков. Успешно закончив этот вуз, я вернулась в свою школу обучать детей красоте английского языка и снова возглавила  теперь уже учительскую комсомольскую организацию.
 
 
  Мы единого времени дети

Мы единого времени дети,
Дети трудной, но славной судьбы.
Нам с тобой в комсомольском билете
Обозначили вехи борьбы.

А сегодня поймут нас едва ли,
Что мы были всегда впереди.
С рюкзаком налегке уезжали
С комсомольским значком на груди.

Нас Магнитка ждала на Урале,
Днепрогэс. Нас притягивал БАМ,
Необжитой тайги магистрали –
Комсомольским подвластны рукам.

Не измерить размах созиданий
Этих трудных, но славных времён.
Жаль, потомкам своим в назиданье
Мы оставили мало имён.

Группы смелых девчонок, мальчишек.
Вместо вузов со школьной скамьи
Уходили в колхозы от книжек,
Изменяя все планы свои.

Молодёжные звенья, бригады,
Уезжали на стройки тех лет.
Мы – участники всех стройотрядов,
Наш мандат – комсомольский билет.

Оставляем, как память, в наследство,
Нашей пройденной юности след
Не для пафоса, не для кокетства
Комсомольский значок и билет.