Два медведя

Анатолий Просняков
На фото: вот так и бурханили!

В августе этого года наша компания пересекла славное море Байкал на катере и оказалась в чудном месте с названием Хакусы. Вот там я убедился на «своей шкуре», что медведи в России ходят по улицам. В студенческие годы закадычный дружок Женька Шевченко, узнав, что мои родители уехали в Сибирь, кричал весело: «Там медведи ходят по улицам!». Я учился в Саратове. Меня это слегка обижало, потому что в первый мой приезд медведей в Иркутске и окрестностях не встречалось. Компания моя расположилась в доме, а я не стал менять свои привычки: неподалеку было место для палатки с кострищем и большим столом, похожим на банкетный. Палатку я поставил со стороны Байкала. В прошлом году я ставил палатку напротив – со стороны Дома Друзей, но в день приезда это место было занято, а переставлять потом было лень. Если бы я мог предсказывать будущее, то поступил бы иначе. Даже мог послушаться сестру, жившую с дочерью-москвичкой на втором этаже, и спать на полу в их комнате. В первую ночь я почти решился пойти к ним, потому что промерз, и вокруг была тьма. Надувной матрас «сдулся», а спальник я благополучно забыл дома. Оказалось, что свитер в такой ситуации не греет. После дождей сосновые ветки для растопки были промокшие. Вечером  уже пытался разжечь костер, однако все попытки окончились неудачей. Но тут я решил, что все-таки считаю себя бывалым таежником и негоже при первой заминке просить убежища. Экстремальная ситуация русскому человеку полезна, потому что такое может встретиться повсюду. Через некоторое время пламя костра освещало банкетный стол и сосны, обступившие скамейку, на которой я примостился спать. Самый лучший сон – у костра. Во-первых, тепло, а во-вторых, уверен, что никакой мишка близко не подойдет.
Таким образом, первая ночь завершилась благополучно. На вторую ночь зять Артем выдал мне свой спальник, и я спал, как новорожденное дитя. К тому же электрик сделал освещение, видно, потому, что я несколько раз предлагал свою помощь. Разумеется, вначале я сделал заявку в администрации. Если кто из вас бывал в Хакусах, администратор Вероника находится в помещении у пирса, по соседству с баром. Электрик упрямился: мол, нет кабеля. Но понял, что я от него не отстану. Спал я ровно до четырех часов. В четыре утра мимо палатки стал бегать кабан, твердо стукая лапами по земле, с громким хрюканием. За ним сорвался от Дома Друзей Даван, хозяйский пес. Кабан пробегал так близко, что мог задеть палатку. Хрюкал кабан тяжело, словно астматик, с придыханием, втягивая в себя воздух. Мне подумалось, что кабан крупный, но откуда он мог взяться? На эту тему никто мне не говорил. В прошлом году Даван так же бегал вокруг этого места по ночам, но хозяин Дома Друзей, Сергей Николаевич, говорил, что Даван гоняет медведя. Потом звуки погони удалились в лес. Даван добился своего.
Утром Сергей Николаевич проходил мимо к дому, держа с сыном Сашей в носилках рыбацкую добычу. Мы пили чай возле костра. Я сказал, что Даван гонял кабана под утро, откуда кабаны здесь? Сергей Николаевич остановился. Никаких кабанов здесь нет, Даван гоняет медведя. Таков был четкий ответ. Странно, но я четко слышал кабана. Это – медведь. Сергей Николаевич повторил – для меня, непонятливого. Он помнил, что говорил мне об этом год назад. Теперь я представил, какой был ночной (скорее, утренний) посетитель. Поджарый, черный, больше похож на большого кабана, с твердыми когтистыми лапами, длинной мордой, которую можно засунуть в нору или дупло. Черные медведи здесь похожи на гималайских. Как мне говорили, они разделяются на два вида. Но, по мне, какая разница? И те и другие небольшого размера, не выше ста восьмидесяти сантиметров. Очень давно егерь мне говорил, что это – «муравьятник», это он разоряет муравейники, причем, он не нападает, а отталкивает лапами. Я запомнил, потому что часто бывал в лесу в одиночку, на меня такое объяснение оказывало психологическую помощь, чтобы спокойней себя ощущать.
В последующие ночи медведь тоже приходил. Возможно, ему нравились пробежки от Давана. Но, думаю, его привлекал рыбный запах, доносящийся от моего стола. На нем разделывали рыбу все, кому не лень. Прежние туристы, чья палатка стояла до нашего приезда. В ней проживал мужчина с двумя сыновьями. Они, в основном, гуляли по окрестностям и приходили уже в темноте. Интересно, что освещение им было не нужно, так как фонари стояли не включенными. Заходили буряты, японцы, еще женщина неизвестной национальности – все с купленной рыбой. Некоторым я делал замечание, объясняя, что они привлекают сюда медведя.
Женщина ответила так: - Да я аккуратно, на бумажке.
Понятно, что такой шикарный стол здесь – единственный. Невозможно ей объяснить, что медведя привлечет любой запах, так уж он устроен: может учуять одну-две молекулы. Разрезала омуля, почистила, бумажку свернула и унесла. Да, стол чистый, а запах остался. Ой, я сказал – омуля. Это слово сейчас под запретом. Людям нельзя ловить омуля. А кому можно? Кому угодно, только не людям. Великий запрет. Вообще, эта ситуация любопытная. Для местных жителей омуль всегда являлся способом выживания. И себе приготовят и гостям, продадут излишки. Это люди. Кто еще питается омулем? Нерпы, которые могут глубоко нырять. Подсчитано, что одна нерпа за год съедает до тонны рыбы. В советское время был нерпичий совхоз, который регулировал их численность. Сейчас заготовка нерпы – под запретом. Их количество составляет, по данным интернета, до 140-150 тысяч. Даже допустим, что их 100 тысяч. Умножим на тонну омуля. Умножили? Да столько рыбаки за год не вылавливают. Это я так думаю. Завелись на севере Байкала привозные бакланы, которые уничтожают рыбу еще большими темпами. И завезли их, по слухам, некие экологи. В общем, врагов у омуля хватает. Перепадает немного и нам, туристам, посещающим славное море. У моего зятя Артема с собой был хариусовый настрой. На речке Бирая, впадающей в Байкал в четырех километрах от термального источника, оказалась славная рыбалка. Артем пойманную рыбу чистил вдалеке от жилой зоны на берегу. Затем на костре она готовилась на решетке – с лимоном и майонезом. Получалась вкуснятинка. Стол после еды я промывал, но запахи наверняка оставались.
Вот и причина медвежьей тяги. Любят они рыбку, как и люди. Эта игра мишки и Давана мне стала нравиться. Ровно в четыре часа и три минуты Даван начинал лаять, затем возле палатки с гортанным хрюканьем и топаньем пробегал мишка, Даван устремлялся за ним, и несколько минут они кружили возле меня. Беспокойства за свое здоровье у меня не возникало, кроме одной мысли, что мишка, убегая от Давана, может пробежать через палатку. Поразмыслив, понял, что медведь видит препятствия, а испуга от собаки у него не было. После утреннего концерта я спокойно засыпал. Иногда возникала мысль выйти и поглядеть на пришельца, но не решился, потому что надо было расстегнуть «молнию» самой палатки и тента. Эти звуки вспугнули бы мишку.
На второй день в Дом Друзей прибыли новые жильцы: двое мужчин и девочка. В светлое время мужчины находились постоянно в беседке за столом и пили пиво. А девочка Юля, внучка одного из них, быстро со всеми перезнакомилась. На следующее утро она прилипла ко мне: - К вам медведь ночью приходил?
- Приходил.
- А я его видела.
- А какой он? Бурый?
- Я не знаю.
- Бурый, это коричневый.
- Нет, черный. А Даван за ним бегал.
- Я это слышал.
Они жили на втором этаже, вид с их террасы открывался на мой лагерь. В свете фонарей было видно все происходящее. Юле явно не спалось.
В третью мою ночь до самого рассвета пели песни девчата со стоянки на пляжном месте, метрах в пятидесяти от меня. Накануне вечером одна из девушек подбежала, когда мы любовались закатом с сестрой.
- Можно с Вами сфотографироваться? – обратилась с улыбкой конкретно ко мне. Я удивился: никаких предпосылок не было. Согласился. Она прижалась к моему плечу, а другая снимала нас. Оказалось, что меня проиграли в карты. Девичья компания приехала с Нового Уояна, бамовского поселка. Место они выбрали на виду, сверху песчаной прибрежной полосы, у оборудованного кострища со скамейками. Они приехали отдыхать, поэтому от них слышались музыка, песни, веселые крики. Когда я проснулся в ожидании гостя, веселье на берегу было в разгаре. Залаял Даван. И вдруг послышалось знакомое хрюканье и топот ног. Вслед за шумом подбежал Даван – концерт начался. Песни девчат звучали аккомпанементом к медвежьему галопу. Пробежав пару кругов вокруг моего места, мишка удалился в лес. А песни продолжались. Значит, с берега медведя не было видно. Теперь становилось понятно, что медведь не выходит на открытое пространство. Лес служит для него укрытием. Палатка моя стояла на краю лесной зоны. С бамовскими девчатами мы периодически встречались при посещении термального источника, они узнавали меня и здоровались. Но о медведе я рассказал только в их последний день, когда они собирали вещи на катер. Они в свою очередь поделились со мной, что им не разрешали брать дрова для костра: мол, у них не муниципальное место. У меня муниципальное место, я заплатил за него, но все равно старался брать чурки, когда не было работников. Кому-то не разрешали брать дрова даже сюда, а я не хотел лишних разговоров. В связи с посещением медведя я делал туристский костер: на ночь укладывал на угли сырые чурки, которые могли долго тлеть или медленно гореть. Дым обязательно отпугивает медведя, так я считал. Как выявилось, местные медведи дыма не боятся. С костром я сам психологически чувствовал себя лучше. Он периодически трещал ночью, и мне спалось спокойней. Девчата с Нового Уояна на запрет ответили: мол, брали и будем брать дрова, а на медведей они с детства не обращают внимания. Там, где они живут, медведей не меньше, чем людей.
Прошло несколько дней после нашего приезда. Девчата с Нового Уояна уехали. Мишка навещал меня каждую ночь. Я к этому привык. В ночь на мой день рождения я проснулся в четыре часа. Была тишина. Прошло несколько минут – все было по-прежнему. Мишка не пришел. Я два часа не спал, потом встал к костру и стал с ним заниматься. Медведь нарушил мой сон тем, что не пришел. На термальный источник я пошел в половину седьмого, хотя обычно мы ходили вдвоем с племянницей Анюткой в семь утра. Медведь нарушил режим дня своим отсутствием. На день рождения было много рыбы на столе: и печеной и сырой, приготовленной по-бурятски. И не только рыбы. Здесь было настоящее пиршество. За столом была и Юля с дедом. Юля меня спросила, хитро поглядывая глазками: - А скажите, сегодня приходил медведь?
- Нет, сегодня медведя не было.
- Правильно, медведя не было!
Юля обрадовалась. Видимо, я оправдал ее ожидания. Я не стал вникать в причину такой проверки. Возможно, дед сомневался, что медведь вообще здесь ходит. Но почему Юля это точно знает? Девочке всего семь лет, а уже проверяет взрослых на правдивость. Такое дитя далеко пойдет.
Последующей ночью медведь пришел с опозданием от расписания на шесть минут. Я засек на смартфоне: было 9 минут пятого. Все было не так. Даван с ним не устраивал обычные гонки. Медведь вел себя иначе: он сопел, причавкивал, шаги были мягкие, но тяжелые. На лай он не обращал внимания. Обошел палатку, чтобы зайти с другой стороны стола. Минут пять он походил и, не торопясь, удалился в сторону леса. А Даван, наш смелый пес, кидавшийся всегда на врага, подлаивал из своего надежного убежища – Дома Друзей. Мне рассказывали женщины на источнике, что летом к столовой выходила медведица с двумя медвежатами. Вначале были одни медвежата. Они залезали на дерево, а женщины с ними фотографировались. Медведица вышла позже. Женщины сказали, что медвежат куда-то увезли. Саша, сын хозяина Дома Друзей, показал нам видеофильм, как медвежата возрастом года 3-4 у них во дворе съели большого сига, которого он хотел приготовить. Это было полтора месяца назад. Но он сказал, что медвежат охотники убили. А медведица, их мать, ходит здесь, возможно, надеется найти своих детей. Судя по всему, на этот раз ко мне приходила медведица. Зная, что сегодня она больше не вернется, я с легким сердцем уснул. Потом мы ушли с зятем на рыбалку на весь день. В тот день я переходил вброд реку Бирая, чтобы посмотреть тропу на озеро Фролиха, где мы тоже мечтали порыбачить. Клев в устье речки был такой, что Артем не мог оторваться от удочки и остался до захода солнца. Прекрасный солнечный день, тихо, тепло, температура воды у берега была 23 градуса. Я брал с собой цифровой прибор с датчиком температуры. А в речке Бирая температура ниже – от восьми до одиннадцати градусов. Хариус любит холодную воду, поэтому здесь и кучкуется. Пришлось возвращаться одному. Когда вернулся, рядом с моей палаткой стояла еще одна. Женщина Ольга с дочерью приехала из Усть-Кута.
Усть-Кут. Этот город тоже стоит возле БАМа, южнее Северобайкальска. Надо выйти на станции Лена, а потом уж добираться до Усть-Кута. Этот город тоже окружает тайга. Поэтому мне удивительным показалось отношение Ольги к медведям. Познакомившись, она первым делом стала спрашивать о медведе:
- Мне сказали, что сюда приходит медведь. Это правда? Я специально рядом с вами поставила палатку, чтобы не было страшно.
- Если вам страшно, - ответил я, - то можно его отпугивать, хотя я тихо себя вел. Просто сидел в палатке. Не лежал, а сидел – на случай, если он полезет к палатке. Тогда я мог бы его пугать. Если его не боишься, то медведь не будет обращать внимания. Просто спите спокойно.
- Нет, как я могу спокойно спать? У меня дочь напугается.
- Возьмите кастрюлю, есть у вас? Могу дать чайник, котелок. Бейте по нему, когда услышите.
- Котелок есть у меня. А как я узнаю?
- Вы услышите, как Даван, соседский пес, начнет лаять. То, возможно, медведь. Кстати, сейчас приходит медведица, она крупная. Это уже бурые медведи.
- Ой, не знаю. Нет, пойду к администратору, может, место в домике дадут.
- Вообще они должны обеспечивать безопасность туристов, ведь они предоставляют платное место для палатки, значит, должна быть инфраструктура. Но вот вода, свет, кострище, дрова есть. Нет заграждения от медведя.
- Пойду, пусть дают место в домике.
Ольга удалилась. Вернулась она быстро – тут все рядом.
- Вероника мне говорит: ставьте палатку вон там, на берегу. Мол, туда медведь не придет. Мою палатку ветер снесет. Что делать, не знаю. Наверное, останусь. Когда переходить, уже темнеет.
Действительно, ветер со стороны Байкала был очень сильным. У соседнего Дома Друзей, совсем рядом, ветер уже не чувствовался – лес сдерживал. А на берегу палатку было бы поставить трудно.
- Давайте примем меры против медведя. У меня есть «ШОК» перцовый, его используют, как отпугиватель от собак, но беру обычно в лес. И будем шуметь, если что.
Ольга со мной согласилась. Тут же я стал обрабатывать стволы сосенок на уровне медвежьей морды, если она стоит на четырех лапах. Если встанет на две, то рост ее может составить от двух с половиной метров и выше. Сделал для себя открытие. Оказалось, что в отпугивателе нет перца – другой состав. Раньше был перцовый. Когда перешел к сосенкам возле Ольгиной палатки, содержимое закончилось. Не стал женщину расстраивать таким сообщением. Но позади ее палатки немного опрыскал. Все вещи, которые могли привлечь внимание медведицы, мы убрали. Мои травы, лежащие на столе, вряд ли ей понравятся.
У этой лохматой «подружки» расписание оказалось другим. Она пришла в четыре часа девять минут. Я уже стал догадываться, от чего черный мишка исчез. Она его прогнала с этого места. Здесь есть тропа от нашего кострища между домами – Домом Друзей и домом, где живет электрик. На тропе лежит указатель «Туалет». Черный мишка появлялся оттуда, причем, Даван начинал лаять минут за 15 до его появления. Значит, он там сидел, поджидая своего расписания. Потому что он приходил всегда точно в свое время. Медведица не сидела в засаде, а сразу приходила с этой же стороны – видимо, с этой тропы. То есть, она спускалась с горки, где мы собирали огромные белые грибы. Наверняка ее кормили люди или она сама брала, что хотела. Кстати, на столе оставались продукты питания – конфеты, вареная картошка. Я оставил специально хлеб. Подумал, если захочет, пусть ест. У меня была мысль, каюсь: оставить ей подарок в виде печеной рыбки, но потом здраво рассудил, что тогда она точно будет приходить в ожидании вкуснятины. Опять это же сопение, и не топот тяжелых ног, а такая мягкая поступь большой массы. Так и представил эту живую пушистость. Медведица подошла к столу, что-то там нюхала, шевелила – я потерпел минутку. Было любопытно, что она будет делать. Она возилась возле стола. Интересно устройство этого стола: с внешней стороны его идет скамья. Поэтому сразу унюхать невозможно, надо привстать на задние лапы, передними опереться на скамью, тогда будет доступность. Стол в виде буквы П длиной метров десять, шириной метров шесть. Банкетный стол среди сосен на берегу Байкала. Потом у меня наступила тревожность. От медведицы ли, от соседской ли палатки, где не спала Ольга, или я сам начал потихоньку психовать – не могу сказать. Раньше я чувствовал себя спокойно. Я взял свой металлический предмет и начал бить по нему ложкой. Тут же откликнулась Ольга. Мне нужно было подать ей сигнал. Мы устроили такую какофонию, что и в домах, наверное, люди проснулись. Нет, медведица не отпрыгнула и не побежала. Кстати, Даван так и тявкал от Дома Друзей, ни на шаг от него не выходя. Угроза для него была нешуточная. Собаки все ощущают. Медведица еще потусовалась, посопела, подошла к моей палатке, ощутила шоковые запахи и неторопливо направилась в сторону туалетной тропы.
Утром Ольга была в шоке. В шоковом состоянии. Баночка с названием «ШОК» была укреплена на сосновых веточках. Оставил ее на память. Ольга принимала решительные меры. Она ходила к администратору. Мест не было. Она вновь ходила, ругалась с ними, доказывала, что они обязаны помочь. Она так мне говорила. Вообще на вид Ольга вполне адекватная женщина, молодая, энергичная, видимо, хочет воспитать в дочери такие же качества. Дочь застенчивая, лет 13-ти, бледненькая, ни разу слова не сказала. Но угроза-то действительно есть. Медведица может испугаться и пробежать по палатке, где находятся люди. Что такое палатка? Это фиговый листок. Это не убежище. А зверь чует, или нюхом или интуитивно, где кто находится. В этой медведице, я думаю, вес не меньше, чем 250 килограмм. Администрация не может обеспечить безопасность, в целом, потому что медведь может всегда забежать на территорию. Тот, кто боится медведей, не должен сюда приезжать. Это мое мнение. Но, предоставляя место для палатки, администрация обязана обеспечить безопасность туристов. Это мое убеждение. Конечно, может быть, что в Усть-Куте живут чересчур эмоциональные женщины, они боятся не только медведей, но и комаров, мужчин, северного ветра. Я не был в Усть-Куте, не знаю. Ольга приехала одна с дочерью, надеясь, что здесь комфортно и безопасно. Как настоящий турист – с палаткой. К чести администрации, место для Ольги на вторую ночь нашлось в доме, кажется, с названием «Дом геологов». Вечером она попрощалась со мной, словно в последний раз. Помню её прямой взгляд. Я остался один.
Если честно, когда Ольга ушла, у меня создалось впечатление, что меня кинули. Нет, мне не было обидно. Нервозность дня, созданная Ольгой или медведицей, или обоими, передалась мне. Наверное, именно сейчас мне нужно было уйти ночевать к сестре, жившей с дочерью по соседству с Юлей. На их втором этаже действительно было безопасно, потому что медведь в дом, да еще на второй этаж, не полезет. Разум у медведя есть. Просто медведям тоже хочется вкусненького, как и нам. Следующий день был праздничным – два года исполнялось младшему внуку Мише. На август выпало два дня рождения. К тому же Вероника сказала, чтобы мы в этот день уезжали, хотя оба поезда – в Москву и Иркутск – были на следующее, 17-е число, потому что шторм может не дать нам вовремя добраться. Надо было выспаться.  Лег я в одиннадцатом часу. Уснул крепко. Проснулся оттого, что выспался. Подумалось, что уже четыре утра. Вокруг было тихо. Я достал смартфон из кармана палатки. Племянница Анютка немного его зарядила. Я не поверил глазам. Смартфон показывал: 00-00. Честно, спросонья не мог ничего понять. Что это означает? Что за нули? Пока один нуль не сменился на единицу, так и был в прострации. Когда понял, что полночь, то стала понятна и ситуация: нервы сдали. Кое-как уснул, через полчаса. Проснулся в два часа. Не спал еще час. Когда уснул, не помню. Потом услышал треск от костра. Кто-то пошевелил угли. Медведь? Не похоже. Открыл глаза. Уже светло. Вылез из палатки. У костра была Ольга.
Говорит: - А я с половины шестого не сплю. Не было медведя?
- Нет, не пришел.
- Я знаю, - сказала Ольга. Это уже было похоже на мистику. Значит, и она не спала. Да, ночка выдалась! – Интересно, почему не пришел?
- Она, это медведица. Видимо, «ШОК» подействовал – запах для нее неприятный. Зря беспокоились.
Вот так и закончилась история, из которой можно сделать вывод: беспокойство в лесу вызывает не присутствие медведя, а его отсутствие. И еще одно совпадение было интересным. Медведи не приходили только дважды: в ночь перед днем рождения – моего и внука Миши. Почему? У меня есть одна версия, но вряд ли вы воспримете ее серьезно. Мы иногда бурханили с милой москвичкой по имени Анютка, для этого был припасен у меня коньячок. А Бурхан-то, он все видит!