Лиса невежа

Ирина Горбачева Маркарьянц
  Захотелось лисе рыжей плутовке Огнушке мёду на зиму добыть. А как и не знает. Пошла к дяде медведю Косолапычу за советом.
                – Косолапыч! Смотрю, у тебя всегда мёд в запасе имеется. Открой секрет, как ты его добываешь? 
                – Какой такой секрет? Секретов нет никаких. Меня матушка пчела и сынки её –
пчёлы лесные каждой осенью мёдом угощают, – отвечал ей медведь.
                – Так я тебе и поверила! Чтобы запросто тебе добро своё отдавали! Хитришь ты что-то Косолапыч, не хочешь тайну свою отрыть, –  всё не верила Огнушка.
                – Да что такое ты говоришь?  Никакой хитрости моей нет. Уважает меня матушка пчела. Нравится ей, что я со всеми  в лесу мёдом её делюсь. И в больницу лесную отдаю, да и себя не забываю. Люблю зимой медком полакомиться.
                – Да как же! Уважает она и за это мёд ещё даёт? Вот я тебя тоже уважаю. Но я, же ничего тебе не даю просто так!
                – А мне и не надо.   У меня всё своё и так имеется. А подарки я и сам люблю делать. А вот принимать  подарки мне почему-то совестно.
                – Вижу я как совестно. Медок-то потчуешь?!
                Рассердился Косолапыч. Зарычал на лису:
                – Что ты в каждом слове подвох ищешь. Чего привязалась. Всё настроение мне испортила! За добрые слова меня пчела мёдом угощает.
                Испугалась медведя, побежала к себе Огнушка, но Косолапычу так и не поверила, что за добрые слова мёд можно получить. Решила она проследить за матушкой пчелой и медведем. Дело–то к осени идёт. Как раз все звери запасы на зиму заготавливают.
                Встала на утро Огнушка пораньше и спряталась за медвежьей берлогой. Сидит тихонько, ждёт. Дождалась, вышел дядя Миша из берлоги, посмотрел на солнце в небе и говорит:
              – Здравствуй, доброе солнышко. Спасибо, что светишь ярко, да лучи шлёшь свои тёплые. У меня вот спина заболела, продул видно где-то. Согрей мне спину, солнышко, лечебными своими лучами. А то работы ещё у меня много в огороде. А спина болит.
             Смотрит лиса, повернулся Косолапыч к солнцу спиной, а оно пустила свои тёплые лучи  прямо на его большую лохматую спину. Охает, ахает Косолапыч. Пригревает солнышко. А ему хорошо, отходит боль. Поблагодарил дядя Миша солнечные лучи за лечение и пожелал солнышку хорошего дня.
                Удивилась  виденному Огнушка,  а тут и пчела прилетела.
                – Косолапыч, друг сердечный, чего сидишь на солнце греешься?  – спрашивает  она медведя.
                Поздоровался сначала дядя Миша с подругой, узнал о её здоровье, а потом поведал о беде своей:
                –  Не переживай дядя Миша, давай я тебе укол сделаю, боль сразу пройдёт.
                Согласился медведь. Ужалила в больную спину матушка пчела, и правда, прошла боль от укуса лечебного у Косолапыча. Стал он благодарить свою подругу ласковыми словами, а та в ответ пообещала ему горшочек душистого мёда для лечения.
                – Вот так дела, – подумала Огнушка, – медведь ничего не делает, а его и лечат, да ещё и мёдом одаривают. А чем я хуже?  Притворюсь и я больной.
               Притворилась лиса больной. Идёт по лесу охает, ахает. Вышла на полянку солнечную, легла на  траву шелковистую и говорит солнышку:
              –  Солнце, не жалей своих лучей, не жадничай, полечи меня бедную и больную!
              Разлеглась, ждёт лучей лечебных. Только не стало посылать солнышко ей лучи тёплые. Обиделось. Спряталось за тучами. А из серых туч грянул дождь сильный. Намочил  шерсть  лисью. Шерсть мокрая висит у лисы, хвост верёвочкой болтается. Видит Огнушка, летит мимо матушка пчела:
               – Матушка пчела, чего мимо летишь? Неужели не видишь, что я мокрая вся, заболеть  могу? Жалко тебе укол сделать мне лечебный?
               –  Нет, – отвечает ей пчела, – не жалко, могу сделать и не один!
               –  Хорошо бы, а то мой хвостик совсем в верёвочку превратился, – отвечает ей Огнушка.
                – Подожди, милая, – сейчас я деток своих позову, мы сразу тебя вылечим.
                Позвала матушка пчела своих сыновей, да дочек, да как стали они жалить Огнушку.
                Завертелась она на одном месте, кричать стала. Да что поделать, сама просила полечить её. Да только болезнь её невежеством называется.
              А сорока Соня видела, как пчела учила Огнушку вежливости и полетела над лесом  новостью делиться:
            – Недаром говорят – иной язык мёд принесёт, другой беду накличет!

***
Невежа-грубый, неучтивый человек, тот кто позволяет себе грубость. Невежда-несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.