Тихая охота

Лариса Иванова 1
 Мне не нравится собирать грибы, когда их много или они видны издалека. Это все равно, как срезать цветы с клумбы: ни интриги, ни усилий. Я предпочитаю отправляться в лес на «тихую охоту», когда каждый гриб выискиваешь. Поэтому за грибами хожу под вечер, когда две смены грибников уже покинули лес.                Первая смена- ранние пташки. Они отправляются в лес, как только светлеет, в пять- шесть утра. В это время нет мошки и по- особенному свежо. По утрам аромат леса концентрирован как хорошие духи. Каждый запах лесного букета выражен сильно, а вместе- бесподобно. Днем под лучами солнца он рассеется, станет мягким, теплым, спокойным.  Ходить в лес ранним утром стоит ради тишины. Наблюдать за пробуждением природы сродни чуду.  С восходом солнца освещается пространство, проявляя множество причудливых деталей. Единичная птичья трель постепенно переходит в беспрерывные песнопения.
  Утро в лесу как утро на рынке: первые редкие покупатели могут выбирать из всего обилия. Грибы набираются быстро. Желающих просыпаться ни свет ни заря мало, и  свежая «ночная партия» грибов так и просится в ведерко. На белом мху видны лишь шляпки белых грибов. Мох такой высокий, что ножка гриба редко вырастает выше. Утром, когда мох еще не затоптан, такое ощущение, как будто пришел на выставку.  Кто- то очень красиво разложил на белой кружевной накрахмаленной скатерти дорогой шоколад. Круглые матовые шляпки белых грибов разных размеров повсюду, куда ни взглянешь.                Второй поток грибников обычно после обеда. У них на первом месте домашние дела, а затем все остальное. К ним присоединяются грибники из города, да и утренние могут сходить в лес по второму разу. В общем, после обеда лес как тот же рынок, только уже шумный от обилия людей. Городские перекликаются, собаки лают, и фоном звучит поток машин.               
 А к вечеру снова тишина и еще по- летнему светло. Это мое время. Теперь каждый гриб для меня долгожданный. После такого потока людей грибы найти намного сложнее. И тогда я начинаю «охоту».               
Я тщательно сканирую взглядом каждый сантиметр. Останавливаюсь там, где чистили грибы: я еще с детства знаю, белые грибы не растут по одному. Значит, есть шанс обнаружить пропущенные. Чаще всего так оно и бывает: большие грибы срезали, а помельче-  не заметили. Ножки белых грибов объемные, они оставляют пустоты во мху, когда их срываешь. Мимо них я тоже не прохожу по той же причине: здесь рос гриб, возможно, где- то есть и другие. Я рукой ощупываю мягкий мох и обычно всегда натыкаюсь на грибы, которые еще не прорезались.  Завтра- послезавтра они будут уже на виду, но сегодня их можно обнаружить только на ощупь. С каким- то трепетом я раскрываю мох: никак не могу привыкнуть к тому, что вижу. Там, подо мхом, маленькое чудо, шедевр природы. Я не могу скрыть улыбку. Мне, кажется, белые грибы знают, что выглядят неотразимо, в них чувствуется важность. Я каждый раз раскрываю мох аккуратно: вдруг там совсем малыши? Тогда я прикрываю их тем же мхом: пусть дорастают в тепле. Иногда таким образом можно найти большую дружную «семейку». Толстая короткая ножка цвета слоновой кости, одна на всех,  удерживает  маленькие замшевые шляпки. По ним можно определить численность семейства. Большей частью грибы еще в земле, в углублении, только круглые шляпки на поверхности земли, но пока еще подо мхом.  Выглядит все это как гнездо с коричневыми яйцами.               
Я так увлечена «охотой», что даже замечаю приподнявшийся местами мох. В лесу таких «горок» на каждом шагу: не асфальт лежит, не по асфальту ходим. Если приподнявшийся мох ощущается легким, там пробивается гриб. Такой мох как будто висит в воздухе: оторванный от земли он лежит на шляпке гриба и просвечивается.                Точно так же, на ощупь, я  ищу грибы около мухоморов. Народная примета гласит: мухомор на белый гриб указывает.  Я не могу с уверенностью сказать, так ли это. В этом году белых грибов много и растут они повсюду. Поэтому я занималась «тихой охотой» каждый день на одном и том же участке в маленькой, но оживленной части леса. В двух шагах от дачи.