Иваново. Театр нашей молодости

Александр Сергеевич Трофимов
Как всё в жизни быстротечно и исчезаемо!
Прошлый век, такой недавний, так насыщенный событиями и именами - прошмыгнул. Теперь говорим о нём – прошлый, хотя для старшего поколения он ещё настоящий.
А уж что говорить о писателях и книгах. Набоков, Бунин, Горький, Шолохов, Мережковский, Алданов - в библиотеках их совсем не читают, правда, по результатам опроса издательства «Арзамас» о 55 наиболее популярных прозаиках двадцатого века, двое первых даже  вышли в лидеры. А по результатам опроса, проведённого «Левада-центром» в 2013 году самые популярные русские и советские поэты – Есенин, Маяковский и Высоцкий.
Ох уж эти опросы – хорошо бы знать расклад: какие были вопросы, кого опрашивали, что они читали и много ли и пр., но тем не менее, это акция - продвигающая литературу. 
Хотя реклама не столько движет прогрессом, сколько формирует потребительство. 

В Иванове во времена оттепели появилась редкого таланта и энергии влюблённая в Маяковского и очень многое из его творчества знавшая наизусть преподаватель политэкономии Регина Гринберг.

И сумела в пасмурно-культурном Иванове, знаменитым своим текстилем, невестами и революционным прошлым, создать потом и кровью, отвоевав место в фабричном клубе в глуховатом месте с нехорошей репутацией, в так называемом «зубковом дворе», удивительный по яркости, смелости, оригинальности и гениальности самодеятельный молодёжный театр поэзии. И одним из самых первых, вызвавших огромный интерес молодёжи, было новаторский спектакль «Баня» по Маяковскому.
Что Иваново! Этот театр стал явлением для столицы, Ленинграда, Свердловска, Ташкента и других городов. И в Иванове было - билетов не купить.  «Его успех, особенно у студентов, был феноменальным». Выступали по 10 – 12 раз в месяц при нормах для народных театров – два раза.
Коллектив уникальных талантливых и дружных исполнителей,  «сподвижников, рыцарей дела», выжатых до последних соков на репетициях  - детище Регины Михайловны, пробивающей все местные преграды, - выступал на сценах Центрального дома работников искусств (трижды), в Центральном доме литераторов, в «Комсомолке», в других редакциях и на сценах именитых московских театров и учреждений. «И какие рецензии чуть ли не во всех газетах и журналах, освещающих культурную жизнь страны!» И передачи по Центральному телевидению.

Лучшие его исполнители приглашались и на показ Брежневу на концерте в Кремлёвском дворце съездов.
Театр был лауреатом Всесоюзных смотров и фестивалей, а в двадцатый юбилейный сезон был удостоен в 1976 году премии Ленинского комсомола. Слава о нём вышла за пределы России.

Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Эрнст Неизвестный, Александр Володин были его вдохновителями, наполнителями  и друзьями.
А вот кинодокументов осталось мало. Всего единственный заснятый полностью спектакль по Цветаевой. Правда, впоследствии удалось восстановить фрагменты из 10 спектаклей.

Театр жил пока жила Гринберг. Это была её жизнь-вызов: с техническими проблемами, в конфликтах с руководством города и области, с вызовами на ковёр по партийной линии, в противоречиях с исполнителями, с двумя страшными пожарами в театре и как следствие с болезнями от переживаний – подобного, кроме неё никто бы не пережил, не повторил, не продолжил. Как она говорила: бог её вёл.

Но, к счастью, осталась замечательная книга актёра и администратора театра Андрея Исаевича Афанасьева, изданная в 2007 году, «Регина. Театр нашей молодости», да жаль - экземпляров было маловато. И на «Озоне» не осталось. Всё разошлось.
А книга не только про Регину  и уникальный театр поэзии – про советское время с шестидесятых по девяностые, начиная с молодёжи, поэтов, актёров, передовых журналистов и театральных критиков Москвы, работников ЦК ВЛКСМ, и - заканчивая местными палкоколёсниками, горкомами, обкомами и «конторой».

Вот выдержка из аннотации к ней профессора Ивановского госуниверситета Л.Н.Таганова. «Андрей Афанасьев написал книгу, которую, наверное, мог написать только он. Среди сотен артистов и поклонников театра, пожалуй, не было более преданного этому театру человека. Многие годы он стоял рядом с Региной Михайловной Гринберг, с этой, по выражению одного из московских критиков, ивановской Жанной д'Арк, создавшей большее, чем театр-студию в привычном представлении».

В 1996 году случилась катастрофа – пожаром был уничтожен клуб и вся материальная база Молодёжного театра.  По случаю присуждению Р.М.Гринберг премии «Белая ворона» В 2003 году состоялся выход на сцену ветеранов и молодёжи. А через два года её не стало. Но выступления коллектива (включая ветеранов) продолжались до самого последнего времени. Можно посмотреть на ютубе https://www.youtube.com/watch?v=340lWoi8lyc как отметили в 2017 году юбилей театра и его режиссёра.

Мне посчастливилось увидеть и оценить спектакли Ивановского молодёжного театра. Очень жаль, что посмотрел не все. Другим я тогда был и обстоятельства помешали. Вот сейчас бы… 



На фото разговор со зрителями после спектакля:  Р.Гринберг и А.Афанасьев, 1985 г

Очень интересная информация о Молодёжном театре на сайте Андрея Афанасьева, страница
На его сайте немало и интересной и качественной прозы.