118-9. Не ошибись с выбором ценностей

Вячеслав Абрамов
Этим восьмистишием руководит буква тэт, от которой, как сказано в книге «Зоар», через остальные буквы исходит доброе воздействие Творца на творение.

Буква «тэт» хочет произвести доброе воздействие на души. Под ней находятся буквы, которые, может быть, намного «сильнее» ее. «Сильные» проводят её свойства, не искажая и не смешивая со своими. Но букве тэт мешает «плохая» и «слабая» буква хэт, с которой они оказались связаны.

Творец, когда буква тэт попросила создать собою мир, ответил: «…твоё хорошее доброе начало скрыто в самой тебе и невидимо. И потому нет ему части в этом мире, который Я желаю создать, а только в будущем мире раскроется оно. А поскольку твоё хорошее скрыто в тебе, утонут в земле врата дворца. Потому что буква хэт напротив тебя, а когда соединитесь вместе, получится слово «хэт» (прегрешение)».

Буква тэт находится в конце слова «хэт», и потому они связаны между собой. И потому не записаны эти две буквы в именах святых колен (то есть в тех свойствах, с помощью которых можно достичь подобия Творцу).
«…утонут в земле врата дворца» означает, что благие добрые устремления полностью погружены в материальные греховные свойства. Это период скрытия Творца, и работа души заключается в том, чтобы сохранить в себе устремление к добру и вырваться к свету.

"Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему."

Когда ты благодарил Господа за Его помощь или вразумления? Если не помнишь, не осознаёшь Его благословлений или указаний – у тебя не работает душа, не ощущает присутствия Творца.
«Сосчитай свои благословения; назови их одно за другим, и ты удивишься, сколько сделал Господь» – пишет известный комментатор Библии МакДональд.

Как бы ни поступил с тобой Всевышний, со временем становится ясно, что Он сотворил благо. Или обратил то, что ты посчитал злом, во благо. Не только по милости Своей, но и по слову Своему.

Опираясь на этот опыт, Давид просит о научении «доброму разумению и ведению», чтобы различать между неразличимым, отделять истину от лжи, добро от зла:

"Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую."

Ведение – это уже высший уровень человеческого сознания, называемый «прямым знанием», а проявления его называют пророчествами.
Ведение и даётся тогда, когда «заповедям Твоим я верую» – когда принял их и самозабвенно подчинился их руководству.

И именно ДОБРОМУ разумению и ведению. Можно обладать разумением без устремления к добру, и ведением без разумения. Из слова и заповедей, из исследования жизненного опыта мы получаем уроки для развития. Можно считать, что вера в Бога – это вера в высшую и всё определяющую силу добра.

"Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твоё храню."

Божье наставление «наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11).
«До того, как страдал я, заблуждался я» – память о том, каких страданий стоили тебе заблуждения, помогает духовному продвижению несравненно лучше, чем память о радостных событиях.
Благополучие и процветание является злополучной причиной многих беззаконий. Преуспевая, люди забывают о Боге, становятся самодовольными и глухими к обличениям слова.
Заблуждение само ведёт человека к страданию. Господь использует скорби только для наставления, чтобы через них нам раскрылись заблуждения. Иначе, увы – не раскроются, не даст въевшийся в естество эгоизм. Страдания смиряют и показывают суетность мира; они смягчают сердце и открывают ухо обличениям за прегрешения.

"Благ и благодетелен Ты, научи меня уставам Твоим. "

Кто познал Господа и Его деяния на себе, признает, что Он творит добро.
Дабы предохраниться от прегрешений, быть во власти Божьей благодати и под руководством Его провидения, Давид не устаёт просить: «научи меня уставам Твоим».

Поскольку опыт говорит тебе, что Бог благ и всё, что Он делает, тоже благо – ты жаждешь научиться исполнять уставы Его, которые суть законы мироздания. Духовная основа их – любовь и полная отдача. Следование им делает благодетельным – подобным Ему. Просьба научить этому предполагает и отказ от всего своего, от такого дорогого нам эгоизма. Это путь к духовной зрелости.

"Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои."

Первоначальный еврейский текст переводится так: «Возвели на меня ложь злодеи, – а я всем сердцем соблюдаю повеления Твои». Греческий текст, взятый за основу синодального перевода, называет гордость причиной злодейства. Но есть и сопутствующая, более широко распространённая причина – самолюбие.
 
Гордость и самолюбие сплетают ложь против любой праведности, но отступать нельзя – за нами душа, и наша защита – в верном повиновении повелениям Творца – а они производные духовных законов.

"Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь."

Ставшее как жир сердце (или «отупевшее» по другому переводу) – удручающее описание непроницаемости, невосприимчивости для духа.
Гордость и самость порождают бесчувственность и самонадеянность,  ожирение и отупение, перекрывают любое духовное развитие.

Давид показывает, какую уверенность чувствует человек, познавший незыблемость и правду Божьего закона,  обетований Его слова. Такому человеку море по колено, даже если море – это мощная масса людских желаний и вожделений. Ему достаточно радости общения с Господом, что безмерно превосходит все тщетные и временные удовольствия тела, радостное злорадство извращённого ума.

"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим."

Страдание в мире сём – «жребий лучших из святых». Уже упоминалось, что благодаря страданиям усваиваешь много полезных уроков, а «розга и обличение дают мудрость».
Страдания временны, но благотворное влияние страданий остаётся навсегда, ибо Господь всегда обращает их во благо.

Давид раз за разом повторяет о научении словам Божиим через страдание, и о непреложности закона Господня. Зачем, почему?

Его заботит и твоя душа, он будет ходатаем и за твою душу, если его слова вызывают в тебе ощущение общности с настроем его души. Говоря о себе, он приглашает тебя в общее духовное пространство, в котором все души воистину живут. Это пространство и есть Бог, точнее – проявление Господа Бога для нас, блудных сыновей.

"Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра."

Давид говорит о том, как он ценит закон, для него это закон уст Творца, откровение Его воли, утверждённое силой Духа, Его духовной властью.

Самая «долговечная» материальная ценность этого мира в виде золота и серебра для вечности – ничто, и для духа – пустота.
Только выбирая по зову духа ценности духовные, направляешься к вечному. Закон и Писание – доступное для ума и восприятия описание пути к Тому, Кто оперирует вечностью.