186 лет
Одоевской основной школе.
Когда мы говорим о школе, перед нашими глазами вольно или невольно возникает образ той школы в которой сам непосредственно учился. Образ не живого человека ,это само собой разумеется, а образ того, что мы называем школой. Что же мы называем школой? Школа -это совокупность всего, что нам даёт для вступления во взрослую жизнь начиная с детского садика, если он был или не был в жизни каждого ребёнка, когда родители ему говорили:" Ну вот, сынок/или дочка/, 1-го сентября ты пойдёшь в школу, где тебя будут учить уму-разуму!" Таким образом, школа - это то место, где учат уму - разуму. И это действительно так, тем более, что школа это уже не дом, не семья, а совершенно другое место, где рядом с ребёнком появляется человек, который принимает этого ребёнка и по сути своей становится его воспитателем и человеком, которого этот ребёнок, становясь взрослым, почитает, как отца и мать. Это Учитель! За время обучения, рядом с ним, находятся такие же ребята и девочки, которые вырастая
вместе с ним, остаются в душе у каждого на всю жизнь. Выходит, школа-это и то место, где учатся коллективизму, дружбе, терпимости, уважению к себе подобным и старшим и получают те знания, с которыми уже можно жить и трудиться в обществе и государстве.
Одоевская основная школа,186 день рождения которой мы отмечаем в этом году, является как раз тем местом, о котором говорилось выше. А что было при рождении этой школы, то есть в 1832-м году и позже? Окунёмся, уважаемые читатели, в то далёкое теперь для нас время. Что же было? А было вот что! Уездный город Одоев, как и сейчас, представлял собой не только панораму улиц, площадей, домов различной архитектуры, но и их жителей, которых не меньше волновали вопросы воспитания подрастающего поколения. Они чётко уже понимали, что без образования путь в жизнь для многих будет закрыт и им остаётся только тяжёлая работа на земле или в многочисленных лавках подсобными рабочими или в мелких кустарных мастерских и кузницах. Девочек ждало ранее замужество и беспросветная жизнь в чужой семье с кучей детишек, которых ждала такая же жизнь. Нет, это удовлетворяло не всех! Были в городе и прогрессивные люди, которые уже тогда задумывались о судьбах
своих детей. И вот в 1802 году эти непоседы решили построить начальное училище, где бы обучали детей читать и писать, так как до этого та кому мастерству учили только в домашних условиях, да и то только состоятельные граждане .Для этого одоевские граждане на собранную по добровольному согласию сумму на торговой площади/площадь В.И.Ленина/ начали строительство двухэтажного дома, с тем, чтобы в верхнем этаже его поместить училище. Это здание было построено и 1803 году и в нём начало свою работу мужское училище/для мальчиков/. Первым учителем в этой школе был Ковалинский, окончивший Харьковскую гимназию. В 1806 году это училище было переименовано в уездное и им уже руководил, смотри тель, выполнявший обязанности учителя. Его фамилия была Гундаров, он закончил горный кадетский корпус и считался достаточно образованным человеком. Как уже говорилось выше, в уездное училище зачислялись только мальчики, а обучение было платным. Позднее в 1828 году было начато строительство на общественные деньги нового здания под городское училище, которое было построено в 1829 году на месте, где находится ранее районный отдел внутренних дел/милиция/. В то же время родилась идея у
общественности Одоева открыть женское училище, где обучались бы девочки из привилегированных семей или тех, кто мог бы за обучение заплатить.
И вот в 1832 году это первая в Одоевском уезде, да и во всей
Тульской губернии, женское училище было открыто. С 1901 года женская гимназия была расположена в здании, которое было построено в 30-х годах 19-го века московским миллионером торговцем шёлком в мотках Дмитрием Петровичем Сторожевым после смерти своей дочери, умершей от родов .Здание предназначалось для детского приюта и богадельни, то есть в благотворительных целях. Первым учителем женского училища назначили Фёдора Понамаревского, который обучал в первом году деятельности училища только 12 девочек. Число учениц с каждым годом возрастало и увеличилось до 31-ой в 1857 году. В Одоеве существовала начальная школа, единственная на весь уезд, которая готовила только девочек для поступления в уездную женскую гимназию, в которую поступали и девочки после домашнего обучения и сдачи приёмных экзаменов. В гимназии были 5-й,6-й,7-й классы и был отдельный 8-й класс, который выпускал девушек с педагогическим уклоном для работы в церковноприходских школах или гувернантками
и учителями в начальных народных школах. Уездная женская гимназия находилась в ведении попечительского совета Земства, контролировалось губернским попечителем и предводителем дворянства. Она лучше обеспечивалась и имела много наглядных предметов, хорошую мебель и условия для обучения. Учебный план состоял из предметов: Закона Божьего, русского языка, литературы, математики, истории, естествознания, географии, рисования, пения и музыки, а в дополнительном классе кроме всего педагогика и
дидактика. Не все, конечно, выпускники шли работать учителями и поэтому в первые годы после революции 1917 года с началом новой системы образования учителей очень не хватало.
В 1918 году женская гимназия была упразднена. В этом же году состоялся досрочный выпуск гимназисток, так как она преобразовывалась в девятилетнюю школу второй ступени. Первым организатором образования и культуры в уезде стал Емельянов Алексей Макарьевич. Он организовал открытие школ в уезде после перехода власти в руки населения. Городское мужское училище было преобразовано в начальную школу девятилетки, где дети получали начальное образование. В школе вскоре стали создавать пионерскую организацию. Особенно активно в занималась этой работой Сечкина Нина Николаевна, будущая мать знаменитого советского писателя Успенского Владимира Дмитриевича. Она ушла из купеческой
семьи, чтобы связать свою жизнь с идеями трудового народа. В пионеры принимались дети, обучающиеся в третьем классе начальной школы. Начало образования пионерской организации можно отнести к 1922-му году. Большое значение для внеклассного образования школьников имела уездная детская библиотека, в которой работала родная сестра отца Успенского Владимира Дмитриевича Семёнова Антонина Петровна.
Школьное здание отапливалось дровами и температура в классах выдерживалась почти всегда в пределах нормы. В классах за небольшим исключением всегда выдерживалось не более 30 человек. Среди них иногда были и переростки, неизбежное явление тех лет после гражданской вой ны. Возглавлял в те годы девятилетку Николай Иванович Зорчанинов, человек среднего роста, брюнет, с медлительными движениями, всегда сосредоточенный и немногословный. Учебный план девятилетки мало отличался от
учебного плана гимназии. Был исключён Закон Божий, а девятые классы были уже с педуклоном в 8-х 9-х классах только с 1928 года. Тогда же школу начали называть девятилеткой с педагогическим уклоном. В школе в 1925 году работали учителя: историю и обществоведение - Зорчанинов Н.И., русский язык - Троицкий Георгий Петрович, арифметику - Синягин Иван Ефимович, географию и рисование - Покровский, природоведенье - Виктор Рудольфович Герке, пение - Троицкий Г.П., географию-Малышева Вера Афанасьевна, геометрию-Левко Е.И., математику - Фетисов Антонин Иванович. Вскоре директором школы стал Евланов Пётр Яковлевия, который преподавал в выпускных классах политэкономию и обществоведение, а после введения предмета "Философия" его вёл член РКП/б/ Богданов. Педагогику, дидактику, педологию и педпрактику вела Смирнова А.П. Литературу в старших классах вёл - Троицкий Г.П.,а математику - Реутов Борис Васильевич, уроки немецкого языка вела Ступаченко Глафира Васильевна. После Емельянова М.А., Районо возглавил Данилин Василий Дмитриевич, который выполнил огромную работу по становлению и организации школьного дела.
В июне 1930 года состоялся первый выпуск учащихся Одоевской девятилетки с педагогическим уклоном. Это был эксперимент убыстрённой подготовки кадров учителей для сельских малокомплектных школ. Из выпуска пошли работать в школы только около 50 процентов выпускников. Нехватка учительского состава вынудила Одоевскую среднюю школу сделать в январе 1931 года досрочный выпуск педагогического класса. Летом 1932 года Одоевский район стал частью Московской области. Зав Роно Данилин В.Д.был переведён в Облоно, которое потом и возглавил, а на его место был назначен из Москвы Князев. Страна переходила на новое положение о начальной и средней школе и именно в 1932-м году Одоевская девятилетка стала десятилетней. Педклассы были отменены. В 1936-м году должен был состоятся первый выпуск из десятилетней школы после сдачи экзаменов. Были разработаны планы для седьмого класса.
В Одоевской средней школе, которой уже руководил Лёвочкин П.В.. Работа учителей становилась всё труднее. В 1932 году была отменена плата за обучение, и сразу же выросло значительно количество учащихся. В школе ввели вторую смену, здание бывшего городского училища почти полностью заняли классы средней школы. В школу поступили двухместные парты вместо трёхместных, в школу поступало много карт, таблиц, приборы по химии и физике, книги для школьной библиотеки.
Вскоре зав. Районо Князев ушёл на другую работу и обязанности его стал выполнять Успенский Дмитрий Петрович/отец писателя Успенского Владимира Дмитриевича/, уроженец села Стояново, высокий стройный человек, страстный охотник, работавший в районо инспектором. Работать ему было трудно и вскоре на должность зав Роно назначили директора Ивицкой средней школы Пападюшкина Н.Р., которого сменил врио Серёгин Г.А., но и он был призван в армию.
В 1941 году началась война с Германией. Одоев был оккупирован немецкими войсками, но почти через два месяца был освобождён .Зав Районо был назначен Черкасов А.А., а на должности школьных инспекторов Бобылёва Е.Ф. и Дербаносова. До войны Черкасов преподавал историю в Одоевской средней школе. Это был человек высокого роста, носил усы, обладал ораторским талантом, отлично подготовленный политически, сохранивший привычки кавалериста/участник Гражданской войны, в кавалерийской части
части был комиссаром/,вспыльчивый, иногда резкий и невыдержанный в общении с людьми.
В годы войны Одоевской средней школой руководила Лукина Зинаида Николаевна, Латова Антонина Александровна, образованные женщины с большим опытом и талантом педагогической работы.
В 1946-1947 учебном году Одоевскую среднюю школу возглавлял Лякишев Григорий Дмитриевич, человек высокого роста, худощавый, русоволосый, носил очки.
В 1949 году при Одоевской средней школе биологами Андреевой Р.В., Курановой А.Н. и учащимися был посажен плодовый сад. В этот период времени был создан великолепный педколлектив учителей: Троицкий Г.П. ,АндрееваР.В., Петрова/Севастьянова/В.Н., Руднева В.Г., Полякова Е.Ф.,Ступаченко Г.В., Демидова Е.А., Латова В.М., Ражева О.И., Бобылёва Е.Ф., Медведев Б.С., Тротина А.С. Ларина А.В., Матвеева М.С., Ключарёва
Е.Н.,Дадочкина А.Г. ,Сорокина Е.А. и другие.
В июле 1954 года директор Одоевской средней школы Лякишев Г.Д.
подал заявление об уходе и директором школы стал Успенский Евгений Владимирович, работавший до этого школьным инспектором. Он проработал до конца 1955 года, став заврайоно, и его место заняла Демидова Е.А., которая в 1964 году была отстранена от руководства школой в связи с несчастным случаем, когда погиб ученик и директором школы был назначен Курятов Павел Иванович, работавший в школе учителем физики. В 1964 году произошло разделение Одоевской средней школы на восьмилетку и десятилетку. Причём десятилетка была образована в новом
здании школы и её возглавила Бобылёва Е.Ф., которая возглавляла её до 2008 года, а восьмилетку возглавил Курятов П.И.
С 1962 -го года заврайоно стал Щербаков П.С., проработавший до апреля 1969 года и его место занял Свистунов Николай Петрович, проработавший на этой должности с небольшим перерывом до 1995 года. В Одоевской восьмилетней школе тоже происходили перемены. Одно время школу возглавлял Кезин Анатолий Михайлович, затем опять Курятов П.И., Грачёв Василий Алексеевич, Грызлов Игорь Евгеньевич и в настоящее время возглавляет Татьяна Ивановна Кирютина. Педагогический коллектив школы продолжает свою работу в деле воспитания подрастающего поколения и прошедшие года, пронёсшиеся над школой, не умалили её значения и к ней всё
также приходят ежегодно выпускники, чтобы поклониться памяти тех суровых и счастливых лет, проведённых в её стенах и увидеть ещё живых своих Учителей.186 лет! Это мало или много? Как бы не относиться к этому возрасту, мы всегда должны помнить о том ,что школа-это не здание, а система образования, которая даёт путёвку в жизнь молодому поколению и на сколько она с этим справляется и есть её заслуга, а наши Одоевские гимназия, училище, восьмилетка, десятилетка, опять восьмилетка и , наконец, основная школы прошли славный путь и низко поклонимся ей за что она так много сделала для населения нашего уезда, района, города и посёлка.
По материалам Успенского Е.В.статью написал
Успенский Б.Е.
руководитель литературного объединения
"Родник"