186 лет Одоевской школе имени В. Д. Успенского

Борис Успенский 2
                186 лет
                Одоевской основной школе.
      Когда мы говорим о школе, перед нашими глазами вольно или невольно возникает образ той школы в которой сам непосредственно учился. Образ не живого человека ,это само собой разумеется, а образ того, что  мы называем школой. Что же мы называем школой? Школа -это совокупность всего, что нам даёт для вступления во взрослую жизнь начиная  с  детского садика, если он был или не был в жизни каждого ребёнка, когда родители ему говорили:" Ну вот, сынок/или дочка/, 1-го сентября ты пойдёшь в школу, где тебя  будут  учить  уму-разуму!" Таким образом, школа - это то место, где учат уму - разуму. И это действительно так, тем более, что школа это уже  не дом, не семья, а совершенно другое место, где рядом с ребёнком появляется человек, который принимает этого ребёнка и по сути своей становится его воспитателем и человеком, которого этот ребёнок, становясь взрослым, почитает, как отца и мать. Это Учитель! За время обучения, рядом с ним, находятся такие же ребята и девочки, которые вырастая
 вместе с ним, остаются в душе у каждого на всю жизнь. Выходит, школа-это и то место, где учатся коллективизму, дружбе, терпимости, уважению к себе подобным и старшим и получают те знания, с которыми уже можно  жить  и трудиться в обществе и государстве.


      Одоевская основная школа,186 день рождения которой мы отмечаем в этом году, является как раз тем местом, о котором говорилось выше. А что было при рождении этой школы, то есть в 1832-м году и позже? Окунёмся, уважаемые читатели, в то далёкое теперь для нас время.  Что же было? А было вот  что! Уездный  город  Одоев, как и сейчас, представлял собой  не  только  панораму улиц, площадей, домов различной архитектуры, но и их жителей, которых не меньше волновали вопросы  воспитания подрастающего поколения.  Они чётко уже понимали, что без образования путь в жизнь для многих будет закрыт и им остаётся только тяжёлая работа  на земле или в многочисленных лавках подсобными рабочими или в мелких кустарных мастерских и кузницах. Девочек ждало ранее замужество и беспросветная жизнь в чужой семье с кучей детишек, которых ждала такая же жизнь. Нет, это удовлетворяло не всех! Были в городе  и прогрессивные люди, которые уже тогда задумывались о судьбах
 своих детей. И вот в 1802 году эти непоседы решили построить начальное училище, где бы обучали детей читать и писать, так как до этого та кому мастерству учили только в домашних условиях, да и то только  состоятельные граждане .Для этого одоевские граждане на собранную по добровольному согласию сумму на торговой площади/площадь В.И.Ленина/ начали строительство двухэтажного дома, с тем, чтобы в верхнем этаже его поместить училище. Это здание было построено и 1803 году и  в  нём начало свою  работу  мужское училище/для мальчиков/. Первым учителем в этой школе был Ковалинский, окончивший Харьковскую гимназию. В 1806 году это училище было переименовано в уездное и им уже руководил, смотри тель, выполнявший обязанности учителя. Его фамилия была  Гундаров, он закончил  горный кадетский корпус и считался достаточно образованным человеком. Как уже говорилось выше, в уездное училище зачислялись  только мальчики, а обучение  было  платным. Позднее в 1828 году было начато строительство на общественные деньги нового здания под городское училище, которое было построено в 1829 году на месте,  где находится ранее районный отдел внутренних дел/милиция/. В то же время родилась идея у
 общественности Одоева открыть женское училище, где обучались бы девочки из привилегированных семей или тех, кто мог бы за  обучение  заплатить.


      И вот в 1832 году это первая в  Одоевском  уезде, да  и  во  всей
 Тульской губернии, женское училище было открыто. С 1901 года женская гимназия была расположена в здании, которое было построено в 30-х годах 19-го века московским миллионером торговцем шёлком в мотках Дмитрием Петровичем Сторожевым  после смерти своей дочери, умершей от родов .Здание предназначалось для детского приюта и богадельни, то есть в благотворительных целях. Первым учителем женского училища  назначили  Фёдора Понамаревского,  который обучал в первом году деятельности училища только 12 девочек. Число учениц с каждым годом возрастало и увеличилось до 31-ой в  1857 году. В Одоеве существовала начальная школа, единственная на весь уезд, которая готовила только девочек для поступления в уездную женскую  гимназию, в  которую  поступали и девочки после домашнего обучения и сдачи приёмных экзаменов. В гимназии были 5-й,6-й,7-й классы и  был отдельный 8-й класс, который выпускал девушек с педагогическим уклоном для работы в церковноприходских школах или  гувернантками
 и учителями  в начальных народных школах. Уездная женская гимназия находилась в ведении  попечительского  совета  Земства, контролировалось губернским попечителем и предводителем дворянства. Она лучше обеспечивалась и имела много наглядных предметов, хорошую мебель и условия для обучения. Учебный план  состоял  из  предметов: Закона Божьего, русского языка, литературы, математики, истории, естествознания, географии, рисования, пения и музыки, а в дополнительном классе кроме всего педагогика и
 дидактика. Не все, конечно, выпускники шли работать учителями и  поэтому в первые годы после революции 1917 года с началом новой системы образования учителей очень не хватало.


      В 1918 году женская гимназия была упразднена. В этом же году состоялся досрочный выпуск гимназисток, так как она  преобразовывалась  в девятилетнюю школу  второй ступени. Первым организатором образования и культуры в уезде стал  Емельянов  Алексей  Макарьевич. Он  организовал открытие школ  в уезде после перехода власти в руки населения. Городское мужское училище было преобразовано в начальную  школу  девятилетки, где дети  получали начальное образование. В школе вскоре стали создавать пионерскую организацию. Особенно активно в занималась этой  работой Сечкина Нина Николаевна, будущая мать знаменитого советского писателя Успенского  Владимира  Дмитриевича. Она  ушла   из   купеческой
 семьи, чтобы связать  свою  жизнь  с идеями трудового народа. В пионеры  принимались дети, обучающиеся в третьем классе начальной школы. Начало образования пионерской организации можно отнести к 1922-му году. Большое значение для внеклассного  образования  школьников  имела  уездная детская библиотека, в  которой  работала родная сестра отца Успенского Владимира Дмитриевича Семёнова Антонина Петровна.


      Школьное здание отапливалось дровами и температура в классах выдерживалась почти всегда в пределах нормы. В классах за небольшим исключением всегда  выдерживалось  не  более 30 человек. Среди них иногда были и переростки, неизбежное явление тех лет после  гражданской  вой ны. Возглавлял в те годы девятилетку Николай Иванович Зорчанинов, человек среднего роста, брюнет, с медлительными движениями, всегда  сосредоточенный и немногословный. Учебный план девятилетки мало отличался от
 учебного плана гимназии. Был исключён Закон Божий, а девятые классы были уже  с  педуклоном  в  8-х 9-х классах только с 1928 года. Тогда же школу начали называть девятилеткой с педагогическим уклоном. В школе в 1925 году   работали   учителя: историю  и  обществоведение - Зорчанинов Н.И., русский язык - Троицкий Георгий  Петрович, арифметику - Синягин  Иван Ефимович, географию и  рисование  - Покровский, природоведенье - Виктор  Рудольфович Герке, пение - Троицкий Г.П., географию-Малышева Вера  Афанасьевна, геометрию-Левко Е.И., математику - Фетисов  Антонин Иванович. Вскоре директором школы стал Евланов Пётр Яковлевия, который преподавал в выпускных классах  политэкономию  и  обществоведение, а  после  введения предмета "Философия" его вёл член  РКП/б/  Богданов. Педагогику, дидактику, педологию и  педпрактику  вела  Смирнова  А.П. Литературу в старших классах вёл - Троицкий Г.П.,а математику -  Реутов Борис Васильевич, уроки немецкого языка вела Ступаченко Глафира Васильевна. После Емельянова М.А., Районо возглавил Данилин Василий  Дмитриевич, который  выполнил огромную работу по становлению и организации школьного дела.


      В июне 1930 года состоялся первый выпуск учащихся Одоевской  девятилетки с  педагогическим  уклоном. Это  был эксперимент убыстрённой подготовки кадров учителей для сельских малокомплектных  школ. Из  выпуска пошли  работать  в  школы  только  около 50 процентов выпускников. Нехватка учительского состава вынудила  Одоевскую  среднюю  школу сделать в январе 1931 года досрочный выпуск педагогического класса. Летом 1932 года Одоевский район стал  частью  Московской  области. Зав Роно Данилин В.Д.был переведён в Облоно, которое потом и возглавил, а на его место был назначен из Москвы Князев. Страна переходила на новое положение  о  начальной  и средней школе и именно в 1932-м году Одоевская девятилетка стала  десятилетней. Педклассы  были  отменены. В 1936-м году  должен был состоятся первый выпуск из десятилетней школы  после сдачи экзаменов. Были разработаны планы для седьмого класса.


      В Одоевской средней школе, которой уже руководил Лёвочкин П.В.. Работа учителей становилась всё труднее. В 1932 году была отменена плата за обучение, и сразу же выросло значительно количество учащихся. В школе ввели вторую смену, здание бывшего городского  училища  почти  полностью заняли классы средней школы. В школу поступили двухместные парты вместо трёхместных, в школу поступало много карт, таблиц, приборы  по химии и физике, книги для школьной библиотеки.
      Вскоре зав. Районо Князев ушёл на другую работу и обязанности  его стал выполнять  Успенский  Дмитрий  Петрович/отец писателя Успенского Владимира Дмитриевича/, уроженец села Стояново, высокий стройный  человек, страстный охотник, работавший  в  районо  инспектором. Работать ему было трудно и вскоре на должность зав Роно назначили директора Ивицкой средней школы  Пападюшкина  Н.Р., которого сменил врио Серёгин Г.А., но и он был призван в армию.


      В 1941 году началась война с Германией. Одоев был оккупирован немецкими войсками, но почти через два месяца  был  освобождён .Зав Районо был назначен  Черкасов А.А., а на должности школьных инспекторов Бобылёва Е.Ф. и Дербаносова. До войны Черкасов преподавал историю в Одоевской средней  школе. Это  был человек высокого роста, носил усы, обладал ораторским талантом, отлично  подготовленный   политически, сохранивший привычки кавалериста/участник Гражданской войны, в кавалерийской части
 части был комиссаром/,вспыльчивый, иногда резкий и невыдержанный в общении с людьми.
      В годы войны Одоевской средней школой руководила Лукина  Зинаида Николаевна, Латова Антонина Александровна, образованные женщины с большим опытом и талантом педагогической работы.
      В 1946-1947  учебном году Одоевскую среднюю школу возглавлял Лякишев Григорий Дмитриевич, человек высокого  роста, худощавый, русоволосый, носил очки.
      В 1949 году при  Одоевской  средней  школе  биологами  Андреевой Р.В., Курановой А.Н. и учащимися был посажен плодовый сад. В этот период времени был  создан   великолепный   педколлектив   учителей: Троицкий Г.П. ,АндрееваР.В., Петрова/Севастьянова/В.Н., Руднева    В.Г., Полякова Е.Ф.,Ступаченко Г.В., Демидова Е.А., Латова  В.М., Ражева  О.И., Бобылёва Е.Ф., Медведев Б.С., Тротина  А.С. Ларина  А.В., Матвеева  М.С., Ключарёва
 Е.Н.,Дадочкина А.Г. ,Сорокина Е.А. и другие.

   
 В июле  1954  года директор Одоевской средней школы Лякишев Г.Д.
 подал заявление об уходе и директором школы  стал  Успенский  Евгений Владимирович, работавший до  этого  школьным инспектором. Он проработал до конца 1955  года, став  заврайоно,  и  его  место  заняла  Демидова Е.А., которая в 1964 году была отстранена от руководства школой в связи с несчастным случаем, когда погиб ученик и директором школы был назначен Курятов Павел Иванович, работавший в школе учителем физики.      В 1964 году произошло  разделение  Одоевской  средней  школы  на восьмилетку и  десятилетку. Причём десятилетка была образована в новом
 здании школы и её возглавила Бобылёва Е.Ф., которая возглавляла её  до 2008 года, а восьмилетку возглавил Курятов П.И.
     С 1962 -го года заврайоно стал  Щербаков  П.С., проработавший  до апреля 1969  года и его место занял Свистунов Николай Петрович, проработавший на этой должности с небольшим перерывом до 1995 года. В  Одоевской восьмилетней  школе тоже происходили перемены. Одно время школу возглавлял Кезин Анатолий Михайлович, затем опять Курятов  П.И., Грачёв Василий Алексеевич, Грызлов Игорь Евгеньевич и в настоящее время возглавляет Татьяна Ивановна Кирютина. Педагогический коллектив школы продолжает свою  работу в деле воспитания подрастающего поколения и прошедшие года, пронёсшиеся над школой, не умалили её значения и к ней всё
 также приходят ежегодно выпускники, чтобы поклониться памяти тех суровых и счастливых лет, проведённых в её стенах и увидеть ещё живых своих Учителей.186 лет! Это мало или много? Как бы не относиться к этому возрасту, мы всегда должны помнить о  том ,что  школа-это  не  здание, а система образования, которая даёт путёвку в жизнь молодому поколению и на сколько она с этим справляется и есть её заслуга, а наши Одоевские гимназия, училище, восьмилетка, десятилетка, опять восьмилетка  и  , наконец, основная школы прошли славный  путь  и  низко  поклонимся  ей  за что она так много сделала для населения нашего уезда, района, города и посёлка.
                По материалам Успенского Е.В.статью написал
                Успенский Б.Е.
                руководитель литературного объединения
                "Родник"