Ягель или мох?

Лариса Иванова 1
Я впервые увидела мох нежно- изумрудного цвета. И здесь будет кстати извиниться за одну неточность в моих миниатюрах. Мне на нее указал старший брат, он лесник с большим стажем. Я часто пишу про мох: какой он пушистый, высокий, мягкий как облако или жесткий как иглы ежа в зависимости от влажности. Я много раз с восхищением описывала его. Оказалось, мох,  о котором я писала, научно называется ягель. Но в быту мы называли его именно так, мох.                С детства он привлекал мое внимание. Летом казалось, что снег так и не растаял в лесу: белый мох был повсюду. Я любила его рассматривать: мох напоминал мне миниатюрные деревья. Иногда я представляла, как лесная фея по ночам вяжет крючком полотно, крахмалит его и расстилает к утру. Пушистый мох выглядит празднично и свежо, пока грибники и ягодники не затопчут его. К концу сезона мох как грязная отутюженная простыня, без кружевных отдельных веточек.  А теперь слово «мох» в тексте замените на «ягель».  Это будет правильно, но не созвучно мне. «Я лежала на белом мху, как на теплом одеяле». Теперь это звучит так: «Я лежала на белом ягеле..»  Как же непривычно, аж ухо режет.                Мой мох, который на самом деле ягель, радует не только любителей природы. Им питаются олени. Растёт ягель очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий. И еще: ягель- это лишайник, а мох- это мох, отдельный класс. Я узнала, что мох - это предок всех наземных растений. Есть и водный мох. Если ягель растет повсюду в лесу, то мох обычно в затенённых местах или в близости от воды.  Мох очень нежный, бархатистый почти всегда, потому что почти всегда влажный, раз предпочитает расти у водоемов и на болотах.                Я с детства видела, что его использовали в качестве утеплителя, тщательно вбивая в пазы между бревен. Еще они служат индикаторами окружающего пространства. Если среда загрязнена, они быстро вымирают. Но мох приносят и вред, они поселяются на крышах домов и разрушают их.                Я прочла, что и  в настоящее время мох используется некоторыми народностями вместо пеленок для младенцев. Этого, наверное, современные мамочки спокойно принять не смогут. Очень много полезных качеств и у мха, и у ягеля, о которых мы не знаем, но знали наши предки. Я отвлеклась. А вообще, я просто хотела поделиться  своим открытием: я впервые увидела мох нежно- изумрудного цвета и сфотографировала его. Вернее,  я впервые увидела ягель нежно- изумрудного цвета. Кажется, я начинаю привыкать к этому слову. Звучит нежно: ягель.