Искусство Древнего Египта

Александр Захваткин
Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного и государственного культа обожествляемого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форм. В тоже время за время своего существования она пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества.

В процессе художественного развития были выработаны многие классические архитектурные формы и типы: пирамида, обелиск, колонна; различные виды изобразительного искусства: круглая скульптура, рельеф, монумент, живопись. Сформировались локальные художественные школы. Появились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластического искусства: объем, масса, опора и перекрытие – в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно – в рельефе и живописи; текстура камня и дерева – в монументальной и станковой скульптуре. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости – одновременно в фас (плечи) и профиль (лицо, грудь, ноги).

Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в период I и II династии (3100 – 2650 гг. до н.э.). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление египтян о незыблемости социального строя и свехчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщенность, строгая фронтальность, симметрия и статика. В период Древнего царства (2650 – 2150 гг. до н.э.) найденные ранее художественные приемы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона – пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверх человеческого величия архитектурный образ. В эпоху Среднего царства (2150 – 1700 гг. до н.э.) пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре появилось влияние провинциальных традиций мастабы сменились скальными гробницами с колоннадным портиком. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объема, в значительной мере обогатилась цветовая гамма. Яркий расцвет искусство Древнего Египта пережило в эпоху Нового царства (1700 – 1000 гг. до н.э.). Особое развитие получил глубокий рельеф с изысканной игрой светотени.

Период правления царей I и II династий принято называть Ранним царством, или Архаическим периодом. Начало периода Раннего царства совмещают с объединением Верхнего и Нижнего царств около 3100 под властью царя Верхнего Египта Менеса. К сожалению, от гражданских сооружений этой почти ни чего значительного не сохранилось. Если же судить по знакам-изображениям в письменности, то древнеегипетский храмы, по-видимому, являлись небольшими постройками внутри оград. Единственная область, по которой можно изучать архитектуру Раннего царства это гробницы царей и особенно знати, которые представляли собой прямоугольные надземные постройки в виде завалинок, названными так по их внешнему виду. Первоначально они сооружались не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые из раннеегипетских гробниц расчленялись по боковым поверхностям отвесными выступами и нишами. Вероятно, это  делалось в подражание современным им дворцам.

Идея пирамидального строительства зародилась уже в Раннем царстве, но не была до конца реализована. Одну из гробниц вельмож начали строить как ряд поставленных друг на друга все уменьшающихся прямоугольных построек, но по неизвестным причинам эта гробница впоследствии была перестроена.

В Раннем царстве уже появляется такой вид искусства как скульптура. Статуи имели культовое назначение. Поэтому их облик – положение, раскраска и т.д. – был обусловлен определенными правилами, обязательными для ваятеля. Эти правила частично были выработаны еще в додинастический период, а В Раннем царстве лишь развились и закрепились. Отельным мастерам этого периода очень удавались изображения людей и животных. Но в крупных каменных изваяниях людей была характерная несоразмерность отдельных частей тела, обусловленная теми или иными культовыми канонами.

Необходимо отметить, что изображения на плоскости функционально предназначались не для зрительного созерцания, а для передачи той или иной информации. Эти изображения составляли неразрывное единство с древнеегипетскими письменами. Постепенно за созданием этих изображений также закрепились определенные правила. Так, художник не мог изобразить предмет в его естественном, наблюдаемом виде, а обязан был изображать его так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно, то есть предметы изображались так как если бы на них одновременно смотрели и прямо и с боку. При изображениях животных вид в фас не имел существенного значения, поэтому их в основном изображали с боку.

Основной архитектурной формой унаследованной Древним царством от ранних династий является гробница-мастаба, которая представляла собой грандиозное сооружение в виде параллелепипеда  с наклоненными к центру стенами. В подземной камере мастаба стоял саркофаг с мумией, располагалась молельня и помещение для статуи. По верованиям египтян, человек обладает душой, способной существовать после смерти лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться при воскрешении. Поэтому в связи с несовершенством ранних форм бальзамирования, в гробницу ставили статую умершего как замену тела в случае его порчи.

Каменное строительство Древнего царства берет свое начало с погребального сооружения царя Джосера (правление 2630 – 2611 гг. до н.э.) [1]. Память о создавшем его зодчем – Имхотепе жила в стране, спустя тысячелетия. Имхотеп был крупным государственным чиновником, верховным жрецом и врачом при дворе царя Джосера. Есть основания полагать, что он был не только выдающимся архитектором, но и принимал активной участие во введении древнеегипетского календаря.

Имхотеп развил интуитивные решения Раннего царства в создании ступенчатых пирамид. Он построил огромную каменную мастабу и затем последовательно достраивал на ней ступень за ступенью. Так возникла первая ступенчатая пирамида. Ее ступени как бы изображают символическую лестницу на небо, по которой царь поднимается к звездам. Предполагалось строительство ступенчатых пирамид для всех царей III династии, но закончены были только пирамиды Джосера и Хуни (2599 – 2575 гг. до н.э.). Каменное строительство в это время только начало распространяться  и в сооружениях Имхотепа обнаруживается некоторая неуверенность, непривычка строить из камня. Не чувствовалось строго порядка в расположении зданий вокруг пирамиды. Как правило, камни были не в меру малы по размерам сооружения. Казалось, строитель с недоверием относится к непрочным известняковым столбам. Он придвигал их к стенам, смыкал столбы со стенами или друг с другом переборками.

Пирамида Джосера строилась в два этапа. Сначала Имхотеп возвел мастабе четыре ступени, но затем требования к фундаментальности здания были изменены и он расширив основание возвел еще две ступени. В результате монументальность сооружения стала еще более значительной. Территория мемориального комплекса пирамида была окружена огромными прямоугольными стенами. Длина этого ограждения составляла 547 м, ширина 278 м. На территории усыпальницы располагались здания с богато украшенными внутренними покоями. Пирамида Хуни, построенная в стиле Имхотепа (южнее Саккары), имела уже восемь уступов и покрыта гладкой облицовкой. Это придавало ей вид правильной пирамиды. В последствии сын Хуни, Снофру (2575 – 2551 гг. до н.э.) приказал достроить пирамиду отца и сделать ее стены прямыми и ровными.

Вельмож эпохи Древнего царства хоронили обычно в мастабах, находящихся возле пирамид царей. Они строились из камней или из кирпича, но в этом случае облицовывались камнем. Простых людей хоронили в ямах, выкопанных прямо в песке. Более состоятельных людей погребали в глубоких шахтах,  имевших на дне одну или несколько погребальных камер. Мастабы украшались внутри росписями, воспроизводящими сцены повседневной жизни.

В правление Снофру пирамидальная форма гробниц приобретет свою законченную форму, сохранившуюся в течении последующих тысячелетий. Ступени уступили место прямым и ровным стенам, которые представляли собой как бы застывший поток солнечных лучей, в котором фараон может подняться на небо к своему отцу Ра. Пирамиды построенные последующими царями IV династии были всего лишь усовершенствованным и увеличенным воспроизведением пирамиды Снофру. Своего апогея циклопичность пирамид достигает при сыне Снофру – Хуфу (Хеопс, 2551 – 2528 гг. до н.э.). Его великая пирамида в Гизе является величайшей из всех построенных, когда либо, и относится к семи чудесам света. Ее высота – 139 м.

Последующее развитие мемориальных комплексов вносит существенное изменение в их композиционную планировку. Появляется долинный храм, галерея и поминальный храм. Так мемориальный комплекс Сахура (2458 – 2446 гг. до н.э.) представлял собой грандиозное сооружение, которое начиналось в 500 м от пирамиды с долинного храма, находящегося на берегу Нила, где готовили тело фараона  к погребению. От долинного храма шла крытая галерея к поминальному храму, в котором совершалось последнее прощание, а также ежедневные жертвоприношения умершему царю. Поминальный храм непосредственно примыкал к пирамиде, куда из храма вел коридор непосредственно в усыпальницу фараона. Рядом с поминальным храмом располагалась малая пирамида царицы. Вест мемориал был обнесён кирпичным забором.

При строительстве великих пирамид, каменное зодчество совершенно освободилось от всех пережитков деревянного и кирпичного строительства.

В период Среднего царства заканчивается эпоха архитектурной циклопичности, начинается время мелких архитектурных форм, незначительных по масштабам объектов, зато спектр найденных при этом новых способов обработки камня чрезвычайно широк. Причиной такого упадка в архитектуре объясняется продолжительным периодом смутного времени, когда страну охватили различные политические потрясения и гражданские конфликты. За это время были утрачены архитектурные секреты возведения грандиозных комплексов. Это позволило искать и находить ранее неизвестные архитектурные формы. Например, погребальные сооружения фараона Ментухотепа I (2040 – 2010 гг. до н.э.), возведенные близ Фиф, представляет собой причудливое сочетание поминального храма, вошедшего в архитектурную традицию во времена Древнего царства, пирамиды и верхнеегипетской каменной гробницы. Остроумно было использовано природное столообразное скальное образование. В породе не только были выбиты ниши, но и вокруг своеобразной искусственной колонны были возведены два яруса портиков с граненными столбами, а на верхушке сооружения была выточена небольшая пирамида, дававшая некоторое сходства всему сооружению с традиционной архитектурной формой – пирамидой.

Вообще архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска новых форм и типов монументальных сооружений. В эти годы создаются достаточно оригинальные архитектурные ансамбли и композиции, мало похожие на сооружения Древнего царства. Положение меняется с приходом к власти XII династии. Наследники Аменемхета I (1991 – 1962 гг. до н.э.), стремились во многом скопировать уклад жизни всесильных фараонов древности, чему не мало способствовал и перенос столицы в окрестности пришедшего в упадок Мемфиса. Подчеркнутое следование канонам Древнего царства в архитектуре, исходя из этого, следует принять не только как идеологический заказ правителей эпохи Среднего царства, но и итогом возвращения в «большую архитектуру» мемфисской школы мастеров-каменотесов. Кроме того, перед глазами свезенных со всего Египта зодчих маячили грандиозные образцы искусства древних зодчих – пирамиды и поминальные храмы фараонов первых династий.

В ряду поминальных памятников XII династии особняком стоит «Лабиринт» Аменемхета III (1844 – 1797 гг. до н.э.). Выделяется он не только своими размерами, хотя общая площадь строения в 72 тыс. кв. м примечательна сама по себе. Поражают смелость замысла архитекторов и мастерство исполнителей проекта. «Лабиринт» - наиболее яркое свидетельство того, что в период Среднего царства происходило не просто копирование творческих возможностей зодчества Древнего царства, но и их успешное развитие. Эта усыпальница некогда в ходила в число семи чудес света и получила свое название благодаря греческим античным писателям. «Лабиринт» располагался в районе Файюмского оазиса и насчитывал около 3 тысяч помещений. Появление «Лабиринта» без учета архитектурных традиций верхнеегипетских гробниц, принадлежавших преимущественно номархам [2], объяснить достаточно трудно. Возможно, в какой-то момент правители богатых провинций начинают сманивать при XII династии не ужившихся при дворе зодчих, несогласных с требуемой наследниками Аменемхета I концепций строительства. По крайней мере гробницы выглядят достойно в сравнении с поминальными комплексами фараонов, несут на себе печать творческих поисков. Аменемхет III, вероятно призвал в столицу зодчих из провинций после подавления сепаратистских настроений египетских номархов, поэтому его поминальный комплекс принципиально отличается от пирамид предшественников и чем-то напоминает гробницы номархов. Те тоже не редко представляли собой своеобразные лабиринты помещений и переходов в скальной породе, с нишами для изваяний усопшего, со склепом-тайником для саркофага, с объемными залами, в которых натурально смотрятся поминальные колонны с надписями. Характерной чертой верхнеегипетских гробниц постепенно становится навес-портик у входа, украшенный столбами-обелисками.

Ещё одна особенность гробниц периода Среднего царства – обилие многокрасочных росписей на стенах. Иногда плиты традиционно украшались рельефными скульптурными композициями, но это обычай постепенно отмирает. Стены, выбитые в толще известняка, зачастую просто невозможно было обработать с ювелирным изяществом предшествующих эпох, да и стоило это достаточно дорого. Роспись казалась более естественной на светлом фоне шероховатых стен, к тому же египетские художники в эпоху Среднего царства значительно обогатили свою цветовую палитру.

Широкое распространение во времена Среднего царства приобрели малые архитектурные формы. Среди них часто встречались небольшие часовни, представлявшие собой каменные сооружения параллелепипедной формы с массивными столбами по периметру, внутри которого находилось крохотное помещение для молитв. В это же время входят в архитектурную моду пилоны входа, оформленных в виде двух башен с косыми стенами по сторонам узкой двери.

Ведущую роль в искусстве Нового царства играли Фивы – столица Египта, где были построены знамениты е святилища – храмы Амона-Ра. Храм времен XVIII династии это обычно монументальное и торжественное сооружение, которое имело прямоугольный план. К фасаду вела дорога обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилонов, перед которыми стояли мачты с флагами, обелиски и статуи фараонов. За пилонами находились открытый двор с портиками и само здание храма. Колонные залы обычно имели более высокий средний неф [3]. Заупокойные храмы фараонов сохранили свой облик со времен Среднего царства, но были отделены от гробниц, которые для безопасности высекались в отдалённых ущельях.

В Новом царстве древнеегипетская архитектура окончательно порывает с древней традицией погребать фараонов под пирамидой. Тутмос I (1506 – 1494 гг. до н.э.), зачинатель большого новоегипетского строительства становится первым фараоном Нового царства, который решительно порывает с древними  воззрениями на культовую архитектуру. В ущелье на западе от Фив он велел высечь себе гробницу так, чтобы никто не видел ее и не слышал о ней. После социальных и политических бурь Среднего царства фараоны имели все основания желать, чтобы их погребения не обращали на себя внимания, не бросались в глаза и не могли быть разграблены. Теперь поминальные храмы и гробницы были значительно разделены между собой. Если поминальные храмы остались в речной долине у подножья скал, то усыпальницы стали размещать в пустынных местах.

Выдающимся памятником архитектуры этого периода является поминальный храм царицы Хатшепсут (1490 – 1468 гг. до н.э.), который возводил придворный архитектор царицы Сененмут, умело связавший его с пейзажем и украсившей его колоннадами и более чем 200-ми статуями. Храм был выполнен в виде трех огромных террас и в плане повторял поминальный храм Ментухетепа III. К первой террасе вела аллея сфинксов, а вокруг была высажена роща из мировых деревьев. Внутри стены храма-усыпальницы были украшены росписями, воспроизводящими различные эпизоды из жизни царицы.

В конце Нового царства благодаря ряду победоносных войн был обеспечен значительный приток в страну богатств и рабов, что позволило  Рамзесу II (1289 – 1224 гг. до н.э.) построить скальный храм с величайшем в мире колонным залом.

В изобразительном искусстве египетские творцы III и IV династиях в своих изваяниях стремились к точному воспроизведению подлинника – костлявые лица первых властителей Древнего царства; горбоносый, тучный царевич IV династии; лица других современников этой династии воспроизведены были с удивительной правдивостью. Но в тоже время в скульптуре продолжала существовать и условность изображения, присущая Раннему царству. Изваяния благодаря раскраски, в красноватый для мужчин и желтоватый для женщин цвета, и натурализации глаз (из цветных камней или фаянса) приобретали удивительное сходство со своим живым прототипом. Для того, чтобы подчеркнуть божественность фараонов их изображения, как правило, делали гипертрофированно большим. Так, например, перед пирамидой Хефрена (Хафра, 2520 – 2494 гг. до н.э.) лежал большой сфинкс, вырезанный из естественной скалы высотой около 20 м с телом льва и головой фараона. Голова этого сфинкса около 9 м, а длина – 57 м. Сохранилась также большая статуя Хефрена, которая находится в настоящее время в Каирском музеи. Лицо его невозмутимо. Оно сохраняет спокойствие и задумчивость. Абсолютно симметричная призматическая фигура фараона всей спиной прислонена к каменному блоку.

Не менее правдоподобным выглядит скульптурный протрет знатных супругов Рахотепа и Нофрет, который находится в Каирском музее. Тело мужчины – красно-коричневое, женщины – желтовато-розовое., волосы черные, одежды белые. Еще более реалистична знаменитая статуя сидящего писца, которая сейчас находится в Лувре. Он сидит немного задумавшись, с глубоким и выразительным взглядом. Удивительное сходство с оригиналом возможно и в статуе «деревенский староста», названной так по тому, что спустя несколько тысячелетий после создания, ее случайно нашли египетские крестьяне – феллахи, и признали в нем своего старосту.

Живопись до V династии не имела серьёзного распространения, а была скорее эпизодическим явлением. Основное назначение живописи в это время сводилось в основном к росписи изваяний и саркофагов. В период великих пирамид и увлечения величавой простотой отпадала необходимость украшения гробничных стен. В период V династии настенная живопись начинает приобретать свое особое значение. Художники выработали в это время за эталон изображения выполненные низким рельефом и затем расписанные. Только изредка такие изображения чередовались с рельефом внутри вырезанного контура. Пестрые резные изображения этого времени покрывали и царские усыпальницы.

В эпоху Среднего царства египетские художник уже полностью освоили технику росписи стен. В гробницах этого периода появляется обилие многокрасочных росписей на стенах. Но еще иногда встречается рельефное скульптурное изображение, но постепенно эта традиция полностью отмирает, и живопись приобретает свое самостоятельной значение. Если раньше художник только раскрашивал высеченные на стене изображения, то в эпоху Среднего царства живописец, наконец, получил возможность смело и самостоятельно вести работу с объемом и размерами. Это сразу же заставило художников внимательно взглянуть на мир в стремлении уловить существенные приметы бытия.

В гробницах номархов сохранились изумительные изображения воинских упражнений, очень интересны жанровые росписи заупокойного храма Ментухатепа I (2040 – 2010 гг. до н.э.). В этих работах явственно ощущается своеобразное видение египетскими мастерами пространства, объема, в росписях присутствует, если можно так выразиться, идеологическая перспектива рисунка [4].

Более строго копирует жизнь египетская скульптура времени Среднего царства. Образцы ее достаточно часто встречаются в поминальных храмах и гробницах. Причем точность передачи деталей быта и обстановки скульптором скорее всего предопределена утилитарным назначением его работ: они символизируют спутников господина отправившегося в путь иной. При этом просто замечательна способность ваятеля или резчика передать движение, «оживить» скульптурную композицию. Часто мастера даже грешат излишним увлечением сюжетной стороной своей работы в ущерб скрупулезному выписыванию деталей одежды или обстановки. Нередко встречаются достаточно смазанные по исполнению композиции, в которых очевидно отсутствие глубокой школы ваятеля или резчика. Прежнего последовательного воплощения долго вынашиваемого замысла, которому подчинены буквально все штрихи композиции, в эпоху Среднего царства не встречается. Очевидно централизованная подготовка ваятелей и скульпторов в Египте в эту пору не ведется. Но этот недостаток с лихвой искупается живописью и новизной восприятия талантливых мастеров, которые по-своему и очень свежо видят окружающую их действительность. Появляется особая поэтичность и непосредственность в изображении второстепенных бытовых сцен, растений, животных. В скульптурном портрете появилось более индивидуализированное отношение к человеку, появились элементы раскрытия характера.

Портретные изваяния периода Эхнатона, например, скульптурные портреты его жены, царица Нефертити, найденные в мастерской художника Тутмоса, принадлежат к наиболее значительным произведениям всего египетского искусства. Создание произведений такого художественного масштаба стало возможным благодаря значительному росту мастерства ваятелей и художников Нового царства по сравнению с предыдущим периодом. Если среди произведений Среднего царства сплошь и рядом встречаются низкокачественные произведения, с грубыми изображениями, то для Нового царства это скорее досадное исключение, чем норма. Плавность и гибкость очертаний на изображениях, встречающихся в прежние времена редко, стали, особенно в росписях середины XVIII династии, частым явлением. Изящество и тщательность особенно отличали рельефы при Сети I (1303 – 1289 гг. до н.э.). Но затем массовое строительство при Рамзесе II, которое вело к необходимости быстро покрывать резными изображениями огромные поверхности стен и столбов, привело к снижению общего уровня мастерства исполнения, работа мастеров становится небрежной. Простой рельеф внутри углубленного контура берет вверх над более сложным барельефом. Это конечно не означает, что исчезли все великие мастера. Отдельные произведения того времени, как скульптурных, так и живописных, принадлежат по уровню исполнения к выдающимся образцам египетского искусства, но в целом общий уровень к концу Нового царства снижается до уровня Среднего.

В тоже время никогда еще египетское изобразительное искусство по своему содержанию не было таким разносторонним, как в Новом царстве. В фиванских пещерных гробницах стены чаще всего покрывались росписью, разнообразного содержания, а в мемфисских – рельефной резьбой. В дворцовых росписях и гражданских домах появились светские изображения растений, животных, пленников, сцен из повседневной жизни. В конце Нового царства изображению современной жизни отводили даже храмовые стены.

Успешная военная политика этого времени, знакомство с культурой завоеванных стран обогащают кругозор египтян, а получение дани и торговля привносят еще большую роскошь в быт египетской знати. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям, плавным линиям, будь то мебель или туалетная ложечка для косметики в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти черты утонченности  и изысканности появляются в настенных фресках. Завершение развития искусства Нового времени характеризуется формированием академических традиций совершенства и отвлечённости.

Литература древних египтян создавалась на египетском языке, который вышел из употребления только в первые века н.э. под натиском римского и арабского завоеваний. Древнейшие литературные памятники датируются концом IV тысячелетия. К сожалению от Древнего царства не осталось ни одного литературного памятника, и судить о литературных произведениях того времени приходится по надписям и ссылкам на них последующими авторами. Так, например, сохранились «жизнеописания» сановников начала IV династии высеченные на их гробницах. Однако по существу это всего лишь перечни должностей которые они занимали при жизни. Только «жизнеописание» Метена дополнено сообщениями о его имущественных делах. К концу IV – началу V династии встречаются уже описания достоинств умершего и царских милостей, которыми он был удостоен при жизни. Вскоре появляются обстоятельные рассказы о некоторых событиях из жизни вельмож.

С приходом к власти VI династии уже встречаются большие подробные жизнеописания. Например, жизнеописание элефантинского правителя-путешественника Хуфхора или разностороннего государственного деятеля Уни, в надписи которого впервые встречается победная песня возвращающегося из похода войска. Рядом с изображениями людей низших сословий часто делались надписи, которые содержали слова, якобы ими произносимые при жизни. Среди этих слов попадаются песенки, и некоторые из них, исходя из их содержания, вполне могут быть народными. Из ряда заклинаний исследованных в гробницах пирамид ученые смогли восстановить древнеегипетские оды в честь небесной богини Нут. Там же были обнаружены заклинания содержащие ряд драматических разговоров.

К периоду Древнего царства ученые относят список позднейших перезаписей распорядка мемфисского храмового правителя. В нем даны предписания для отдельных участников ритуального представления.

Для древнеегипетской литературы характерно сохранение одних и тех же сюжетов и мотивов на протяжении тысячелетий. Это в первую очередь касается памятников народного творчества. Песни пахарей, могильщиков и носильщиков отличаются простотой и безыскусственность содержания их художественных образов. В целом литература Древнего царства отличается художественной скудностью и предельной утилитарностью.

В отличие от Древнего царства Среднее оставило современным исследователям не сравнено больше литературных памятников. В одной из гробниц Рамессидов (XX династия, 1186 – 1069 гг. до н.э.) была найдена целая библиотека времен Среднего царства. Среди религиозных, научных и традиционных дидактических текстов были найдены и художественные произведения, например «История Синухета» и «Красноречивый поселянин». Кроме того известно еще не мало произведений египетских авторов периода Среднего царства, что позволяет сделать вывод о довольно высоком уровне развития художественной литературы в то время. Анализ содержания литературных источников Среднего царства позволят утверждать, что литература этого периода прочно опиралась на литературу Древнего царства, от которой к сегодняшнему дню не осталось ни одного достоверного источника. Более-менее твердо генетическая связь литературы Древнего и Среднего царств прослеживается в жанре поучений. Например велика вероятность того, что известное по многочисленным спискам Среднего и Нового царств поучение царевича Хардедефа в действительности написано значительно раньше. В этом убеждают тяжеловесный, архаичный язык, громоздкость стилистических конструкций и авторитетность самого текста. Широкая популярность поучений Хардедефа в период Среднего царства заставляет предполагать, что это памятник древний, с устоявшейся литературной репутацией.

Несколько особняком стоит в литературе Среднего царства «История Синухета». Высокий художественный уровень этого произведения позволяет предполагать, существовали и другие не менее художественные произведения подобного типа. «История Синухета» высоко ценилась египтянами, в чем-то приравнивалась ими к жизнеописаниям времен IV династии, но выделялась живость изложения и напряженностью продуманного до мелочей сюжета. В этом качестве «История Синухета» не имела равных себе в литературе Среднего царства. Содержание повести в общем-то не замысловато: придворный Синухет бежит из воинского стана, опасаясь смуты при смене властителя после смерти Аменемхета I (1991 – 1962 гг. до н.э.). Герой попадает в Сирию, где, пережив череду испытаний и неудач, все же приобретает высокое положение и богатство и возвращается в Египет, где ласково приветствуется не забывшем его новым фараоном Сенусертом I (1971 – 1926 гг. до н.э.) [5]. В повести не мало удачных сцен, написанных достаточно живо и гармонично, буквально потрясает описание бегства через пустыню и единоборство героя с сирийским предводителем.

Сравнительный анализ литературы Среднего и Нового царства оказывается не в пользу последнего. Судя по уцелевшим рукописям, писцы XVIII династии ограничивались главным образом переписыванием сочинений времен Среднего царства. Но следует отметить, что некоторые славословия в честь фараонов и богов того времени и отдельные места в царских исторических надписях и жизнеописаниях частных лиц были составлены художественно.

Дидактическая и историческая литература в Новом царстве замещается разного рода сказочными и мифическими повествованиями. В литературу прочно входит простой разговорный язык, описание бытовых подробностей и простонародные персонажи. Так в «Сказке о дух братьях» рассказывается о двух простых поселянах, которые, преодолев козни жен-изменниц, воцаряются под конец друг за другом в Египте. Здесь подробно и любовно описан быт братьев-земледельцев и совсем не по придворному описан образ жалкого фараона-злодея. Появление такой литературы ознаменовало качественное изменение в составе египетских литераторов. Если в Древнем и Среднем царстве это были представители знати, то в Новом царстве распространение грамотности охватило самые широкие слои населения и это не замедлило сказаться на появление писателей из среды простого народа, которые привнесли в литературу свое восприятие мира, свои чаяния и надежды. Как и во все времена и у все народов, в египетском народе неугасимо жила надежда на появление своего народного монарха, доброго и справедливого. Народное сознание уже тогда понимало, что он может прийти только из их среды простых поселян. Эта идея и нашла свое художественное воплощение в «Сказке о двух братья».

Идея противопоставления народной этики и этики правящей верхушки нашла свое отражение в «Сказке об обреченном царевиче», где без тени, того глумления, которое было обычно в царских текстах, показывается судьба иноземцев в Египте. Возмущение бездушием знати по отношению к обездоленным звучит и в «Сказке о Правде и Кривде». Кривда (образ номарха) ложно обвинив Правду (образ поселянина) отдает его на осуждение неправедным судьям, которые приговаривают Правду к ослеплению и изгнанию в пустыню. В пустыне Правду подбирает женщина, от которого, у неё в последствии появляется сын. Но, не смея открыто признать эту связь, она оставляет слепца в привратниках. Подросший сын узнает правду о своем отце и осуждает мать. Возмущенный ее поведением он воздает почести слепцу-привратнику и, хитроумно изобличив суд, добивается торжества над Кривдой. Освоение аллегоричности одно из важных достижений литературы Нового царства, в последствие оно будет воспринято античной литературой в виде эзоповских басен.

Заканчивая обзор искусства Древнего Египта необходимо сказать несколько слов о древнеегипетской музыке.

Многочисленные барельефы с изображением певцов и музыкантов времен Древнего царства говорят о большом общественном значении музыки в культуре древних египтян. Музыка звучала не только на тожественных приемах или различных празднествах, но и в народном быту, сопровождая различные трудовые процессы. Во время земледельческих работ, особенно при сборе урожая поселяне приглашали музыкантов-флейтистов, что бы те играли пока люди работают в поле. Музыка в Древнем Египте была тесно связана со словом, пляской и жестом. Важное место отводилось ей в религиозных обрядах, при оплакивании умерших и в массовых драматических действиях - «страстях Осириса» или «мистериях Изиды». Согласно воззрениям египтян музыка несла в себе магическую функцию. До настоящего времени не дошло ни одного памятника древнеегипетской музыки. Условно ее характер можно определить из фольклорной музыки малых народов населяющих современную территорию Древнего Египта. В древние времена культовые напевы не записывались, а передавались из уст в уста от посвященных посвященным, причем храмовые музыканты – жрецы – строго соблюдали традиции профессионального искусства. Уже в эпоху Раннего царства в Египте существовало искусство хейрономии, сочетавшее в себе дирижирование и «воздушное нотное письмо».[6]

В период Нового царства при дворе фараона наряду с национальной капеллой, создается сирийская капелла. Получает свое дальнейшее развитие военная музыка. В состав военного оркестра вводятся ударные инструменты и труба. В конце Нового царства музыкальные инструменты, за исключением систра, изгоняются из культовых обрядов. Но вне храмов музыка продолжает звучать.


Всемирная история, т.4, т.5. – Минск: 1998.
Гладкий В.Д. Древний мир, в 2 т. – Донецк: 1997.
Павлов В.В., Искусство Древнего Египта. – М.: 1962.
Популярная художественная энциклопедия. – М.: 1986.
Ранние цивилизации. – М.: 1995.


[1] Находится недалеко он нынешнего селения Саккары, там же располагается мастаба сооружённая около 3100 г. до н.э.

[2] Наместник фараона в одном из 42 ном (провинция, административный округ). До V династии они появлялись в провинции только во время сбора налогов, а затем превратились в их правителей.

[3] Вытянутое помещение, являющееся частью здания с внешней или внутренней стороны, ограниченное с одной или двух сторон рядом колон или столбов.

[4] Зависимость композиционного построения от стилистической прорисовки деталей.

[5] Сенусерт I был коронован в фараоны ещё при жизни предыдущего фараона.

[6] По-древнеегипетски «петь» буквально – производить рукой музыку.