Новое время 1

Надежда Кравченко 3
   рассказ
 
      Ирина зашла со двора, занесла подойник с молоком. Корова уже стала давать молока меньше,  и  Ирина  доила свою Зорьку  только утром, скоро в запуск.
Хозяйство сейчас  маленькое; корова, бычок, десяток кур, да ещё кролики, сын разводит. Собака Дружок, тоже есть хочет. Миша, муж Ирины с другом уехали на заработки, в селе работы нет, жить как то надо. Двое детей школьников,  да ещё четырёх летняя дочь Алёнка в садик ходит.  Сашка с Машкой уже большие, они двойняшки, учатся в шестом классе. Мамины помощники.

 Утро у Ирины, как и у всех сельчан, начинается рано. Надо сначала убраться в сарае, а там хоть и маленькое хозяйство, но дел хватает. Потом готовит завтрак, поднимает детей в школу и в садик, утро заканчивается, начинается день.
Миша позвонил, как только пришла из садика, спросил, пришли ли деньги и что приедет домой в конце месяца

- Приеду без Игоря, - сказал Миша. – Ты пока ничего Кати не говори.
-А что случилось?
- Ни чего, всё нормально. Ни говори ей, сам скажет.
- Да, что не говорить то? Заболел что ли?
- Всё. Пока. Не заболел. Всё нормально. Приеду,  расскажу. Пока.
- Пока.

Ирину охватило смутное беспокойство за подругу.
Сегодня на работу идти не надо, хотела с утра заняться стиркой, но решила сначала сходить к Кати. Она жила через три дома выше на этой же улице.

-  Катя, привет, забежала вот, узнать, как дела.
Деньги пришли? Мне Мишка прислал, завтра поеду снимать.
- Когда тебе пришли? Мне ещё нет, Игорь звонил, вернее, я звонила, сказал ещё не дали. Но я с  ним разговаривала вчера, в обед.
- Мне вчера пришли, наверно, после обеда. Я думала вместе поедем в район. Так ты поедешь или нет.

- Если деньги получу, поеду. Надо за свет, за газ заплатить, за обеды.
- За садик заплатила?
- Да.
- И я, заплатила. А всё остальное, тоже не платила, поеду, получу, заплачу. Если  ты не поедешь, давай мне квитанции, я заплачу.
- А, ты когда собираешься ехать? Завтра банк не работает, как платить?
- Деньги в банкомате снять можно, по базару пройдёмся. К Новому году надо что-то взять.

- Ладно, если поеду, позвоню.  Мне с ребятнёй надо разобраться, как  их оставить.
- Кать, что думать то,  давай к нам. Сашка с Машкой и  Алёнка  рады будут.  Уж за два - три часа ничего не случится, если на улице не погуляют. Да и баба Галя не откажется присмотреть, если что.
- Ладно, посмотрю до завтра, потом скажу.


 
                **
- Папа приехал, - радостно закричала Маша, повиснув у отца на шее. – А мы ёлку нарядили!
- Я холодный. Ты же меня свалишь!
Какая большая выросла, - целуя дочь в щёчки, говорил Миша.
В прихожую высыпались все дети, а за ними и Ирина.
- Мы тебя здали, здали  и ты плиехал! Как Дед Малос, - добавила Алёнка.
Все засмеялись.

- Дед Мороз завтра придёт, я его по дороге встретил. Я же на машине ехал, а он на санях. Поэтому только завтра сюда приедет.- Обнимая Алёнку, говорил Миша.- Как я скучал без вас! Какие вы большие стали.
    Когда все подарки привезённые отцом были рассмотрены и, наигравшись с ними, дети, наконец-то угомонились и  уснули.
Ирина домывала посуду, когда из ванной вышел муж, помытый и побритый, даже помолодел.

Ирина посмотрела в его сторону и улыбнулась. Миша обнял жену за плечи и поцеловал.
- Я очень соскучился…
- И я, … но только сначала расскажи, что обещал…
- А что я обещал? – ласково поглядывая на жену,  спросил Миша.
- Ты обещал рассказать про Игорька.
- А-а. Может завтра?
- Нет. Завтра будет некогда, я не усну, пока не узнаю. Ты же знаешь?!
- Знаю. Расскажу, только ты…
- Ну, ты же знаешь…

- Знаю, что ты не кому не расскажешь, поэтому и говорю. Он жив-здоров, хотя, как здоров?…
- Он, что запил? И денег Кати присылает меньше.
- Он сказал ей, что работать будет?
- Да. Но она переживает, думает, заболел, голос какой-то другой.
- Да здоров он. С хозяйской дочерью замутил…
- Чтоо? Как это?
- Как! Обыкновенно.

- И, что теперь?
- Да,  я с ним разговаривал, мозги вправлял, толку-то.  Говорит, влюбился! Ну, правда, она такая вся из себя, модная! Красивая!
- Чтоо?!
-Я говорю, что есть, то есть. Только какая-то не настоящая. Он это не видит. Боюсь, что и не увидит, а когда увидит, будет поздно.
- А как же Катя, дети.
- Я ему и об этом говорил, а он мне сказал, что Альбина беременна.
- О, ужас!

- Вот и ужас! Но я про беременность не верю. Она такая крыса!
- А говоришь, красивая.
- Да если бы её умыть, да работать заставить… у коров… Всё за неё мать её делает она большую пенсию получает и работает …  Ладно, пошли спать.
Миша поднял Ирину и понёс в спальню.

                ***
   На улице всю ночь хозяйничала метель. Выл волком февральский ветер. Такое же состояние души было и у Кати.  В соседней комнате спали дети, а ей не спалось.  На неделе позвонил Игорь и сказал, что домой он не вернётся и просил подать на развод. В Москве у него другая семья.
Детям помогать будет, и просил его простить…
Простить? Как! И как жить с двумя детьми. На душе была такая же буря, как и за окном.
К утру метель улеглась, оставив после себя сугробы и заметённые дорожки.

       Рано утром Катя проснулась  с головной болью. Надо сходить в сарай накормить живность, потом поднять Серёжку в школу, а вот дочка приболела,  в садик вести нельзя. Одевшись  теплее, Катя вышла во двор, чтобы дойти до сарая, надо прокопать дорожку.
«Нет, чистить дорожку не буду. Не успею разбудить в школу сына».   Подумала она,  и пошла к сараю по бывшей дорожке, не поднимая ног. Снег был рыхлый и за ней оставались две глубокие борозды.
«Хорошо, что в сарай наносила сена с запасам. До омёта не добраться без откапывания».

  На улице еще было темновато,  и снег казался синим. Мороз щипал за щеки, лез с морозной свежестью в нос с вдыхаемым воздухом. На улице было тихо. «Тишина после бури» - подумала Катя, и ей стало легче на душе, и кажется, голова стала болеть меньше.
Управившись в сарае, она поспешила в дом.
Когда провожала сына в школу, кто-то постучался в дверь.

- Заходите, открыто.
Дверь открылась, и вошёл Миша:
- Доброе утро. Я до сарая тебе дорожку почистил. Видел следы твои.
Хотел успеть, но не успел. Ты уже в сарае убралась.
- Спасибо, Миша. Я если бы чистила дорожки, не успела бы Серёжу в школу поднять.
- Я у себя почистил, Иринка к тебе проводила. Ты, если, что надо, скажи, я помогу.

- Спасибо.
- Серёжку с собой возьму, ты не ходи его провожать. До дома моего дойдём, а там дальше с Сашкой, Машкой пойдут вместе.
- Спасибо, Миша.
- Да, что ты всё «спасибо, спасибо», мне не трудно, да и Ирина будет рада, что я помог. Пока. Пошли, мужик.

                ***
    Катя стояла у дома, наслаждаясь весенним теплом. Зима с её снегами, заносами, буранами была позади.  Пригревало солнышко, уже изумрудом светилась травка, а головки одуванчика, как маленькие солнышки радовали глаз.
Уже и у  сирени набухли цветочные кисти, скоро разнесётся по округе нежный сиреневый аромат.

Катя ощущала тепло в душе. Она смирилась с решением мужа, простила его, хоть и до конца не поняла, как можно забыть детей. Игорь каждый месяц присылал деньги, но ни разу не спросил о детях. Кажется, и они привыкли без папы, но иногда спрашивали, когда он приедет.

  Серёжа учился хорошо и своими успехами в школе радовал  маму. Скоро уже закончатся занятия в школе, да и в садике будут «каникулы», что не совсем понятно.
Хорошего настроения не испортил даже местный «джентльмен», как его все называли.  Он уже несколько раз подходил к Кати со своим мужским вопросом.
Вот и сейчас, увидев стоявшую у дома женщину, свернул с дороги и подошёл к ней, но ходу сорвал несколько одуванчиков.

- Привет, Катюша. Это тебе! – Подавая цветы, ворковал  Павел. - Не меня ли ждёшь?
- Привет. Спасибо, конечно, но зачем уничтожать такую красоту? – Показывая на цветы, ответила Катя.
- Да, я бы каждый день тебе цветы дарил, если бы ты согласилась…
- Жене дари. Чем я лучше её?
- Ну, опять ты, «жене, жене». Я, может,  хочу тебе дарить?!
Я бы тебе во всём помогал, куда надо – свозил бы. У меня, ведь, машина хорошая есть, ты знаешь.

- Знаю. И про машину знаю, и про жену знаю, и про детей.
Все вы, как от дома, то про всё забываете.
- Ну, что ты, Катюша, Я про семью не забываю.
- Ага, предлагаешь мне быть твоей любовницей?
- Нуу!!!  - Поморщился Павел. - Лучше, «любимая женщина»!
-  Вот, что, Паша, мне не приятен этот разговор. Больше ни когда об этом не говори и  такое не предлагай.  У тебя сын, какой пример ты подаёшь ему? И у меня дети…

- Ладно, ладно, Катюх, я понял. Извини. Я пойду…
- Иди.
Павел ушёл, а Катя стояла со смешенными чувствами. Ей очень неприятно было  его предложение, но что-то неуловимое её радовало…Что?
- Что ты так стоишь. Привет. -  Ирина подошла к Кати со спины, и заговорила, от неожиданности она  вздрогнула.
- Привет.  Да, вон Пашка подходил.
- Понятно. Не на ту нарвался?!
- Ага!

    Подруги рассмеялись. Ира знала, как Катя может отреагировать на такие  «предложения», и что может предложить  этот Пашка.
- Он думал, что ты, прямо, растаешь при виде его красоты, как некоторые!  Ну, хоть один раз получил от ворот поворот.
Ладно, ну, его.  У Миши в субботу день рождение, Я хочу для него устроить праздник, но с сюрпризом. Пришла к тебе за помощью.

- Для Миши и для тебя я рада, что ни будь сделать полезное. Что надо?
- Я не хочу, что бы он знал. Он говорит, что не любит отмечать день рождение, но я-то знаю, что он всегда рад приятному сюрпризу. Я принесу тебе все продукты, и готовить будем у тебя.

- Да, конечно, согласна. Торт я испеку сама.
- Мне твои тортики нравятся. Я вот написала, что хочу приготовить, посмотришь, может, что изменишь. Я листок тебе оставлю.
- Ладно.  А на сколько, примерно, человек готовить? У меня как раз четверг, пятница выходной.

- Эх, не посчитала я. Ну нас двое, ты,  брат Мишин с женой, свекровь,
Колька с Клавой.  Мои, сестра с мужем обещали приехать. Бабу Галю обязательно надо пригласить. Вот пока человек двенадцать  набирается взрослых, да детей, наших только пять. Может Миша ещё кого захочет пригласить. … Надо, что бы в субботу ты не работала.
Я сама попрошу Веру Ивановну,  чтобы она за тебя отработала.
- Нет не надо, я сама договорюсь.               
                --------
    - Здравствуйте, тетя Катя.   Мама нас послала  Вам помочь. Она дома готовится, а папа поехал  друга встречать, у него машина сломалась.  Мама сказала, чтобы мы помогли принести торт и салаты, пока папы нет дома.
- Торт я сама отнесу, а вот салаты можно. Вот этот в ведёрке пусть несет Маша, а тебе,  вот этот в кастрюле.

Саша открыл крышку: - Как вкусно пахнет!
- Несите потом ещё придёте. Спросите у мамы, в холодильнике место есть для пельменей.
- Ладно.

Пока Катя доставала с холодильника остальные салаты, дети уже прибежали.
- Как вы быстро! Вот эти надо нести осторожно. Что мама про пельмени сказала?
- Сказала места нет.
 - Ладно, пусть пока будут здесь.

- Это рыба под шубой? Я люблю, и папа этот салат любит,- сказал Саша.
- Вот поэтому этот салат в двух больших салатницах. Несите.
- Мама, можно и я помогу? – Спросил наблюдавший, Серёжа.
- Можно. Вот эту кастрюлю неси.
- А что там?

- Неси, если хочешь, да быстро назад, а то мне торт надо отнести, а ты дома будешь с сестрёнкой.             
Когда приехал Миша с другом, был приятно удивлён, как и хотела Ирина.
Был накрыт большой стол, а гости ждали хозяина.   
- Когда же ты успела всё приготовить?
-  Я же для любимого мужа старалась, да и  Катя помогла.- С улыбкой отвечала Ирина.
          Через полчаса все гости сидели за столом и поздравляли Михаила. Ни кто не жалел хвалебных слов, он действительно их заслуживал.
Дайте и мне сказать, - подняла руку с рюмкой соседка баба Галя.- Много здесь говорили хороших слов, я с ними согласна. Хороший Мишенька человек, отзывчивый, и всегда, как его попрошу, помогает. Мой-то сынок далеко живёт, а он мне, как сын. Вот я и хочу сказать тебе «спасибо». И пожелать тебе здоровья, и чтобы у вас и дальше был в семье мир и согласие…

    До самых «коров»  продлилось веселье.
Остались лишь те, кому не надо встречать и кормить скотину.
Катя ушла раньше, сославшись на детей и на не отложные дела.
- Как управишься, приходи, - просила Ирина.
- Нет, Ир, я уже не приду. Пока корову подою, всех накормлю. Детей помою, спать уложу, их же одних не оставишь. Проснётся Леночка, испугается, что меня нет. Мне завтра на работу.

Управившись с делами, уложив детей спать, Катя, как обычно села у кроватки дочери, чтобы почитать сказку на ночь.
- Я сегодня почитаю коротенькую сказку и будем спать.
- А можно про аленький цветочек.- попросила Алёнка.
- Нет. Эта сказка длинная. Да, ты у меня сама, как Аленький цветочек.

- Я хочу эту, там папа, как у нас уехал далеко-далеко и привёз подарки. Я хочу, чтобы наш папа быстрее приехал.
И мне куклу большую привёз. Когда же он приедет?
- Как освободится, так приедет.
- Мама, да скажи ты ей, что он нас бросил и не приедет, с горечью сказал Серёжа.
- Нет, нет, вас он не бросил. Он ваш папа и будет всегда им.
- Ага, будет! Где тогда он. Все говорят, что он нас бросил.

- А вы не слушайте, он вас любит. Просто так бывает, что папа живёт в другом месте.
- В каком месте? -  Спросила дочка. – Что он заблудился, что ли в лесу, и никак не выберется?
- Может, и «заблудился». Ладно, поговорили, теперь, спать.
- А сказку?
Кати пришлось читать сказку «Аленький цветочек», чтобы отвлечь от разговора об отце.

Дети уснули, а ей всё не спалось.  Вспомнилось, как  баба Галя говорила, о работе, что вдали от дома.
- Это же не дело, она тут, а он где-то на заработках. Вот до чего дожили, в деревне работы нет. Когда такое было? Ты думаешь, что ты одна осталась!?
- Да, я ничего не думаю, - ответила Катя.

- Ну, вот и не думай, если один раз изменил, так и будет изменять. Он к тебе ещё попросится, вот попомни мои слова. Конечно, дело твоё, а я бы на дух не пустила.
Катя лежала и вспоминала всю их совместную жизнь, первый раз без слёз.
Она вспомнила, как Игорь красиво ухаживал, добиваясь её любви. Почти каждый день на её окне лежал букетик цветов или ягод. Она всегда чувствовала его присутствие, его взгляд. Он не подходил наедине, но всегда был рядом. Игорь, каким-то образом, отвадил всех парней он неё.

Подруги подшучивали: - «Вон смотри, твоя охрана нарисовалась».
Это продолжалось всё лето, а осенью его забрали в армию.
Письма она до сих пор хранит, где-то лежат в коробке…
После рождения сына всё изменилось.

Катя вспомнила давний случай, когда их пригласил его друг на день рожденье. Серёжка, ему было тогда полгода, приболел, поднималась высокая температура, и она  попросила его остаться дома, вдруг надо «скорую» вызывать. Игорь не остался, но и домой пришёл под утро.
Потом прошёл слух, что он был с Галькой, бывшей его одноклассницей. Катя не поверила.
 
Работал он электриком, часто были причины задерживаться на работе. А потом сокращение,  его сократили…
«Хватит копаться, надо спать», - Сама себе приказала Катя.- «Утром на работу»
Катя работала в магазине, который находился через дорогу. Было удобно, дом и двор был виден из окна магазина. Сегодня воскресенье, дети дома. Ирина сказала Кати, чтобы детям она велела придти к ним. Но она решила пусть будут дома ведь у подруги гости. 
 
Через час Катя увидела в окно, как к ней домой пошла Ирина и забрала детей с собой, а ей помахала рукой.
Как из магазина ушли покупатели, она  позвонила подруги.
- Я видела, что ты приходила за моими.
У тебя же гости, работы хватает.

- Они не мешают. Мужики мои пошли на рыбалку и Серёжу взяли, а девочки играют. Не беспокойся все нормально.
- Спасибо тебе, Ира.
- Вечером на уху приходи.
- Ага, если наловят.
                (Продолжение следует)