Непрощенный. Фильм рецензия 2018г
Чудо уже в том, что я, старый киновед, вообще не узнал актера Дмитрия Нагиева на большом плакате, в роли отца погибших детей Калоева, известного по прессе об ошибке диспетчера и столкновении в небе над Швейцарией.
Я не хотел идти, думал потрачу зря время, но все оказалось не так. Был снят серьёзный и глубокий фильм о человеке и его счастливой и страшной судьбе.
Это фильм о семье и её потере, фильм об отце и его безбрежном горе.
Но это невероятно, что спустя пятнадцать минут просмотра наверное весь зал просто рыдал, плакал свелыми слезами вместе с героем.
Это надо смотреть и не стесняясь слез, плакать вместе с героем трагедии....
Для нашего павшего и предавшего страну и народ кинематографа, это кино знак великого поворота от идеологии наживы к служению человеку, служению человеческому началу в искусстве, когда кино снимается о людях и для людей.
Работа оператора просто великолепная, наконец-то мы увидели кадры наполненные рембрандтовскими красками, вермееровскими паузами и замераниями в позах, словно цитированными картинами живописи.
Наконец-то зазвучала музыка кино, настолько проникновенная и органичная, что её не замечаешь не отделяешь от кино кадра.
Наконец-то появился тактичный и уместный грим, за счёт которого решается тяжелейшая задача главного актера фильма, в блестящем исполнении Дмитрия Нагиева, создавшего ряд потрясающих протретов своего героя.
Динамические портреты персонажа сменяются статичными вермееровскими почти картинами на киноплёнке.
И хотя сюжет картины всем почти известен, режиссёр и ведущий актёр превращают данную им простоту в глубокую и не передаваемую словами истинную кинокартину, где ты забываешь о сюжете и завороженно смотришь на нарастающий апокалипсис в душе героя.
Можно вспомнить библейскую книгу Иова, в которой праведный отец большого тейпа, семьи теряет всех после землятресения и войны, и остается среди развалины и пепла. И Бог говорит с ним о тайне своего управления миром, в которую человек не может и не должен проникать.
И что страшные испытания даются по силам и все во очищение надо пережить до конца и спастись.. И нельзя прожить, не пролив пота, крови и слез.
Все было у Калоева отца - труженика, строителя, счастье семья, жена доча и сынок. Но видно так бывает, цветы растут только в одном месте, а когда пересаживаешь- увядают.
Ему хотелось поделиться своим счастьем в другой стране, но там их жизни прервались.. Горе охватило Башкирию, Урал и Швейцарию.
Он уже не мог ни плакать ни молиться, он молчал тем, библейским молчанием Иова, на которое только сам Бог может ответить.
И он не сломался, остался человеком, отцом, вот только не устоял в праведности, но не нам благополучным, его судить. В состоянии аффекта он увидев равнодушие виновника деспетчера к себе и своему горю спонтанно нанес ему смертельные раны сувенирным швейцарские ножиком. Но ему повезло-его судил швейцарский человеческий суд и дали всего ничего два года в чистой и сытной одиночный камере с телевизором и мягкой широкой кроватью и прогулками. Просто курорт с витаминным питанием и без труда.
И дальше все у него будет спокойно и хорошо. Он успеет выйти на пенсию до реформы. И нет таких слов и такой мудрости у людей, чтобы обьяснить словами его жизнь, его горе и приключения.
Респект Дмитрию Нагиеву за тяжелую работу над образом Непрощенного, эту роль Народ России никогда не забудет.
А простой главный урок фильма и трагедии - будьте людьми, не чиновниками, ни диспетчерами и директорами, не ментами и уголовниками, а людьми. И даже страшную беду можно пережить и даже поблагодарить тамнственного Бога за боль и испытание.
Недавно я узнал от евреев христиан из Израиля, что об Иове евреи помнят, что испытание было ему допущено, чтобы он, богатый хозяин, научился сопереживанию всем, и сочувствовал и не просто давал, но что важнее, молился сердцем обо всех несчастных, сам пройдя испытания и все беды жизни...
Но фильм надо смотреть в кино, где огромные и портреты героев прникают в самую душу, где в темноте никто не увидит сладких слез зрителей.
Ставлю это кино впервые за четверть века в один ряд с "Судьбой человека' Бондарчука старшего и другими лучшими советскими фильмами. А время покажет прав ли я был. Будьте Людьми среди Людей. Спасибо.