У бабушки в гостях. История 1. Почему кричит петух

Татьяна Овчинникова 4
***финалист международного конкурса "Алиса 19"

Болтая ногами, Ксюша сидела на завалинке и грызла яблоко. Совсем недавно ей исполнилось семь лет, и родители впервые оставили её у бабушки с дедушкой одну. Раньше они не отпускали «малышку» ни на шаг, считая, что "за этой егозой нужен глаз да глаз!»  И вот оставили… А сами уехали в санаторий. Значит, Ксюша повзрослела.  Значит, теперь никто не будет говорить: «Мала ещё! Рано тебе об этом знать» или «Придёт время - научишься».

По двору разгуливал петух. Петух был важный, яркий, гордый, и рядом с ним белые курочки казались блёклыми, некрасивыми. Ксюша долго наблюдала за тем, как они щиплют траву, а потом задумалась: интересно, почему петух так громко кричит по утрам. Вот и сегодня разбудил на заре, чуть свет. Не сумев ответить на свой вопрос, она, подпрыгивая, влетела в сени, намереваясь найти ответ у бабушки, и… наткнулась на деда, выносившего ведро с пищевыми отходами. Ведро перевернулось – всё вылилось на пол.

- Вот анчутка! – возмутился дед. – Летит, закрыв глаза, ничего не видит и не слышит! Убирай теперь за ней! – Потом, почесав затылок, продолжил: - Пожалуй, сама уберёшь, не маленькая. Натворила делов – вот и расхлёбывай. Бери тряпку, а ведро с водой, так и быть, принесу.

- Дедуля, – захныкала Ксюша,  - я тряпку не умею выжимать. Может, бабушку позовём?

- Ещё чего выдумала! Нет уж, бабушка тесто раскатывает, ей руки пачкать ни к чему. Так и быть, научу тебя, неумеху, как это делается.

Если бы вместо деда был папа, Ксюша обязательно бы отвертелась. Но дед – совсем другое дело. Его даже строптивый козёл Борька беспрекословно слушается.

Уборка длилась недолго, но Ксюша всё равно устала: оказалось, выжимать половую тряпку и мыть полы не так-то просто. Да ещё под присмотром деда, который, глядя на неумелые попытки внучки, приговаривал:

- Будешь знать, как дела делаются! Учись!  В школу через месяц, в первый класс – засмеют ребятишки…

- Ну, деда! – снова захныкала Ксюша. – Хватит уж! Я же убираю. Я же не отказываюсь. Какой ты!...

- Какой такой? – улыбнулся дед. – Неужели плохой?! – и в его глазах забегали хитрые зайчики.

Ксюша подошла к деду и обняла его колени:

- Что ты, дедуля, ты у меня самый-самый!.. Самый добрый, самый умный, самый лучший…

- Ну-ну, - хмыкнул дед, - то-то же. Теперь внимательнее будешь. Зачем бежала-то, как оглашенная? – наконец поинтересовался он.

Ксюша задумалась:  действительно, зачем?

- Неужто забыла? – удивился тот. – Вот память-то куриная!

Услышав слово «куриная», девочка радостно закричала:

- Ой, деда, вспомнила, вспомнила!.. Я хотела спросить, почему  петух так громко кричит по утрам и всех будит.

- Так ведь предупреждает он, чтобы на его территорию другие петухи не заходили. А то набегут со всех сторон и уведут кур со двора .

- И это всё?! – удивилась Ксюша.

- Может, и не всё. Ступай в дом да у бабушки спроси: она за курами присматривает  - наверняка, знает, что да почему.

Бабушка стояла у стола, посыпанного мукой, и раскатывала тесто. Ксюше давно хотелось научиться лепить пирожки, но мама всегда говорила: "Рано ещё. Слепишь какое-нибудь чудище - никто есть не будет." Зато бабушка неожиданно предложила:

- Давай, внучка, помогай. Пирожков надо много, чтобы всем хватило: вечером твои двоюродные сёстры и братья обещались прийти. Только скалку я тебе не дам:  чтобы раскатывать тесто, сила нужна да сноровка. А вот вырезать кружочки да лепить пирожочки, думаю, сможешь. Чай, в детском саду учили из пластилина лепить?

Девочка очень старалась, а бабушка нахваливала её:

- Молодец, внучка! Ловко у тебя получается, даже лучше, чем у меня.

Ксюша пожалела, что рядом нет мамы - пусть бы она посмотрела, как её дочка справляется с этой работой. А то всё ругает да ругает: руки  - крюки, не умеешь – не берись… Разве научишься чему-то, если не доверяют.

Когда румяные пирожки с капустой и картошкой отдыхали на столе в ожидании гостей, Ксюша, любуясь своей работой и радуясь причастности к такому важному делу, запела:

Встану рано поутру, поутру,
Всё я в доме приберу, приберу.
Я полы подмету,
Вымою посуду,
И воды принести
Я не позабуду.
В тесто сахара подбавлю,
Пироги я в печь поставлю.
Все успею, все сумею,
Все сумею сделать.

Она пела весело и звонко, как Катя, старшая сестра. Ксюша всегда подпевала ей. Но сегодня она была единственной – главной! – исполнительницей. Бабушка, прослушав песенку, одобрительно закивала головой:

- Так, всё так! Хорошие слова, ладная песенка.

Вечером дом наполнился смехом и, как говорил дед,  «болтовнёй». Не шутка:  девять внуков и внучек! - Пирожки разлетелись быстро.

-  Поели? – спросила бабушка. – И, не дождавшись ответа, приказала: А теперь ступайте во двор: Бобика покормите, да Муську, да курам насыпьте зерна.

- Ой, - вспомнила Ксюша, я же тебя, бабуля, ещё утром спросить хотела, да заработалась, забыла: почему петух так громко по утрам кричит – всех будит?  Дед сказал, что предупреждает других петухов: территория занята. А ещё почему?

- Так ведь надо кому-то хохлаток оповестить, что день начался – пора на прогулку выходить.

- А разве сами куры не видят этого? – удивилась Ксюша.

- Знать, не видят. Да и люди многие не видят, а то бы будильники им не нужны были. Ступай уж, любопытная! Пойди у дяди Коли, соседа, спроси. Может, ещё что скажет. Он на птичнике работает, каждый день с курами возится.

Сосед дядя Коля копошился в огороде. Увидев Ксюшу, снял кепку и поприветствовал:

- Здравствуй, девица-красавица! Зачем пожаловала? Неужто помочь решила?!

Ксюша обрадовалась:

- А можно? Я сумею. Я ведь большая уже. Тряпку выжимать сегодня научилась, полы протирать, пирожки…

- Вот видишь, - прервал её дядя Коля, - теперь самое время научиться огурцы собирать.

- Ну-у-у! – разочарованно протянула Ксюша. – Этому и учиться не надо: рви да рви.

- Не скажи: огурцы прятаться умеют. Иногда так спрячутся, что увидишь их только тогда, когда пожелтеют. Поди-ка сюда! Смотри: листочки, а под ними, вроде, и нет ничего. Приподними-ка осторожненько плеть огуречную, да не сломай! Видишь – пуплёночек какой хорошенький, крепенький.

- Ой, как интересно! – обрадовалась Ксюша. – Мы с девчонками тоже в прятки любим играть. Лучше всех Ленка умеет прятаться, а у меня, как говорит мама, фантазии не хватает.

Дядя Коля усмехнулся:

- Значит, огурцы с фантазией, раз прячутся так ловко. А вот и просмотренный, жёлтый. Такие - безвкусные, только курам в корм годны.

- Дядя Коля, - вспомнила Ксюша, - скажи, а почему петухи по утрам кричат так громко? Знаю, что оповещают кур о наступлении нового дня, что предупреждают петухов, чтобы те случайно не забрели на их территорию… А ещё?

- А ещё петухи перекличку армейскую устраивают: начинает самый главный петух, генерал, а за ним – полковник, лейтенант… Вроде как все мы тут, никто не пропал,  не погиб. Забавные птицы - эти  петухи. Да и куры тоже. Если  пойдёшь завтра со мной на птицефабрику, сама увидишь.

- А можно? – обрадовалась Ксюша.

- Можно. Конечно, можно. Сегодня только пораньше спать ложись, а то проспишь.

Ведро наполнилось быстро, и сосед, погладив Ксюшу по голове, похвалил:

- Молодец! Знать, действительно выросла – помощница!

К удивлению бабушки и дедушки, внучка ровно в девять часов сама разобрала постель, без напоминания легла спать.

В открытое, не занавешенное шторами окно заглядывали звёзды. Ксюша сначала любовалась ими, потом вспоминала прошедший день, потом, глубоко вздохнув,  шёпотом произнесла: до завтра, петушок! Обязательно разбуди меня. Я ведь теперь большая - надо учиться вставать рано, с петухами.

* Продолжение  http://www.proza.ru/2019/01/09/1990