Дерево-убийца

Юрий Панов 2
     Может ли дерево быть убийцей? Может,  считают ботаники и помещают этот клен в тройку самых опасных растений нашей страны. Этот  убийца  не имеет прав Джеймса  Бонда, однако, судьба его блистательна.   Готовили его к агентурной деятельности лучшие специалисты Европы и России. Триста лет назад клен  насильно увезли из теплой родины в Америке и  решили приучить к снегу и морозам.  Тренировки шли в ботанических садах и первые годы саженцы успешно … вымерзали, а семена не давали проростков.  В России в давние времена лучшим наставником растений считался директор ботанического сада и тайный советник Эдуард  Регель. В своей лаборатории, как доктор Моро, он ставил эксперименты,  успешно приучал  пришельца к суровому климату  северной столицы, особенно, когда получил семена из Канады.  В знаменитом саду на берегах Москвы реки богатый промышленник и меценат Прокофий Демидов выращивал будущего агента в холодных оранжереях. И ведь получилось! Через сто лет клен успешно перебрался через Уральские горы и проник в Сибирь.  Под Омском  на берегах Иртыша продолжил подготовку агента садовод-самоучка Павел Комиссаров. В народе шутили: «Ермак покорил Сибирь, а Комиссаров сибирский климат!»  Его сад возмущенные местные казаки даже пытались закрыть,  еще бы,  зачем выращивать клены в яблоневом саду?! Насмешка судьбы. Давно нет ни сада Демидова (остатки террас с мостиками и дорожками еще можно видеть в Нескучном саду), ни сада Комиссарова (долгие годы он пребывал в запустении), а их питомец окреп, приспособился и процветает. И не страшны ему никакие морозы. Сначала все восхищались его достоинствами и усердно насаждали в городах и вдруг все переменилось. Безобидный на вид клен объявлен персоной нон грата и даже … убийцей и преследуют его как преступника. В чем дело?
Действительно, на первый взгляд американский клен на клен не похож. Листья его перистые, не простые, а сложные, как у ясеня, поэтому и зовут клен ясенелистным. А вот плоды – действительно двойные крылатки.  По виду плодов Линней отнес его к европейским родственникам, а противник его системы Конрад Мёнх выделил в особый род. Этот американец чужой среди своих. С нашими кленами он не скрещивается. Ботаник его сначала обожали за гендерные причуды. Женские растения по-настоящему неженки, любят тепло и комфорт, поздно зацветают,  мужские растения зацветают одними из первых весной и живут на самых бесплодных землях. Плодов на одном дереве бывает до миллиона, поэтому они буквально терроризируют своими всходами дачников.

   Почему же клен назван убийцей? В лесу среди высоких деревьев он ведет себя как дерево, образует стройный ствол и красивую крону, живет до ста лет, а у речных берегов ведет себя как пьяный витязь, стволов выбрасывает несколько и все они наклоняются, падают на землю, прирастают к земле и образуют новые кроны. Наваливается клен всей массой на молодые ивы и белые тополя. В таких зарослях никто не выживает. Клен убивает не только аборигенов, он убил мечту о прекрасном дереве для городов, способном быстро расти в самых тяжелых условиях.  Напрасно сотни лет трудились ботаники, от тайных советников, до самоучек. Пришелец вышел из-под контроля, устремился в природу, как звери на острове доктора Моро. «Разве мы не деревья?» Заполнили пришельцы пустыри и подворотни, дачные участки и крыши заброшенных построек. Посаженные на улицах городов,  стали они дикими,  неухоженными,   неказистым, больше похожим на растрепанный кустарник. И наступило забвение, даже ботаники с презрением отказывались собирать его в гербарии, а озеленители отвергли пришельца. Но так было недолго. Поиски врагов, внешних и внутренних,  всегда так притягательны! Чувствуя свою вину в неудачной подготовке иностранных агентов, люди объявили клен врагом, оскорбляющим эстетические чувств горожан,  и занесли в «Черные книги»! Если враг не сдается …
    Есть ли будущее у клена? Оно возможно, если в городах появятся садовники, а не безмолвные исполнители чужой воли с пилами в руках.  Рубят  простые рабочие по просьбе возмущенных жителей головы, руки и ноги тополям, вырубают под корень клены.  А если сажать в городах только мужские растения? Тогда не будет семян, но сохранится аллергия от пыльцы. А если сажать только женские растения, тогда не будет ни семян, ни аллергии? А если любовно формировать у дерева крону с учетом садовых хитростей,прежде всего оживляя спящие почки и направляя рост кроны? Есть проблемы решаемые, но решаемые не топором и пилой.  И тогда появятся на наших задымленных улицах прекрасные осенние золотые клены, быстро растущие, не в пример липам, не боящиеся морозов, услаждающие наш взор, а мы будем с интересом вспоминать увлекательные истории столетних попыток наладить отношения между пришельцами и человеком.