БОРИС ЦАРЬ ФЕДОРОВИЧ
Пьеса в одном акте.
Место действия — театральный гардероб.
Время действия – наши дни.
Действующие лица:
ГАРДЕРОБЩИК, РЕЖИССЕР, СТАРЫЙ АКТЕР, МОЛОДОЙ АКТЕР, МОЛОДАЯ АКТРИСА, НЕИЗВЕСТНЫЙ В МАСКЕ, ДИРЕКТОР ТЕАТРА.
ГАРДЕРОБЩИК за стойкой. Все остальные (кроме ДИРЕКТОРА) входят , идут к раздевалке. НЕМЗВЕСТНЫЙ молча стоит в стороне.
РЕЖИССЕР: Здесь всё и будет происходить. ( Гардеробщику) Как Вас зовут?
ГАРДЕРОБЩИК: Борис Федорович.
РЕЖИССЕР: Великолепно. Вы нам и нужны. Вы должны сыграть царя Бориса Годунова в пьесе Пушкина!
ГАРДЕРОБЩИК: Я?!
СТАРЫЙ АКТЕР: Вы считаете, царя должен играть непрофессионал?
РЕЖИССЕР: Артист – не профессия, а полёт духа.
СТАРЫЙ АКТЕР: Не поспоришь!
РЕЖИССЕР: Значит, снимайте свои царские одежды и отдайте Борису Федоровичу. ! ( Гардеробщику): А Вы свою ливрею снимайте. И облачайтесь в царя. Согласны сыграть царя?
ГАРДЕРОБЩИК: Конечно, согласен! Всю жизнь в гардеробе проработал! Вот и дождался своего часа!
РЕЖИССЕР: О, как я угадал! Я в Вас верю. ( Пожимает гардеробщику руку)
ГАРДЕРОБЩИК: Только я приверженец классического театра.
РЕЖИССЕР: Это ничего. Новому научаемся постепенно.
СТАРЫЙ АКТЕР: А кого буду играть я?
РЕЖИССЕР: У Вас будет еще более трудная роль! Вы сыграете Гардеробщика! В гардеробе должен быть гардеробщик.
СТАРЫЙ АКТЕР: Не понял!
РЕЖИССЕР: Что непонятно? Спектакль будет происходить не на сцене, а здесь, в гардеробе!
СТАРЫЙ АКТЕР: Здесь?!
МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Гламурно! Я сейчас упаду!
МОЛОДОЙ АКТЕР: Гениально!
РЕЖИССЕР: Вот молодежь меня понимает! Мы воплотим, наконец, тезис Станиславского. Театр начинается с вешалки.
СТАРЫЙ АКТЕР: Боюсь, что он имел в виду другое.
РЕЖИССЕР (горячо): Что Вы знаете о Станиславском?! Это был великий, непонятый человек! Он смотрел на сто, двести, триста лет вперед! Самое страшное – это рутина. Пусть она идет на сцене. А подлинная история творится на подмостках! В гардеробах! В чем смысл идеи Станиславского? Гардеробщик – это царь! Это – бог театра!
ГАРДЕРОБЩИК: Да, да, да!
РЕЖИССЕР: А царь Борис – это гардеробщик. Он, по сути, обслуга при боярских кланах. Хотят — сажают его на престол, хотят – сгоняют.
СТАРЫЙ АКТЕР: В пьесе Годунов не таков.
РЕЖИССЕР (горячо): Что Вы знаете о Борисе Годунове?! Это был великий, непонятый человек! Он смотрел на сто, двести, триста лет вперед! В этом его трагедия Актёры никогда не играли его правильно. Значит, сыграет простой гардеробщик! ( Гардеробщику): Сможете?
ГАРДЕРОБЩИК: Постараюсь! Я люблю русскую историю.
РЕЖИССЕР: Я в Вас не ошибся. Переодевайтесь.
СТАРЫЙ АКТЕР (меняется с ГАРДЕРОБЩИКОМ одеждой): А я буду принимать шубы?
РЕЖИССЕР: Ничего подобного. Вы не будете их принимать – в этом весь смысл.
СТАРЫЙ АКТЕР: Не понял.
РЕЖИССЕР: Входят зрители в шубах. Видят царя Бориса в раздевалке. Вы – рядом с ним. Зрители еще не поняли, что истинный царь – Вы. Они пытаются отдать Вам шубы. А Вы – не берете.
СТАРЫЙ АКТЕР: То есть я кричу – Я царь. Шубы не ко мне!
РЕЖИССЕР: Ничего подобного. Вы не произносите не единого слова. Вы – молчаливый гардеробщик с душой царя. .. Жестами, мимикой, всеми актёрскими средствами Вы отвергаете шубы. Ваша цель – не взять ни одной шубы с царским достоинством! Играли Вы что–то подобное?
СТАРЫЙ АКТЕР: Никогда! Потрясающая роль!
РЕЖИССЕР: Еще бы. Мы войдем в историю мирового театра!
СТАРЫЙ АКТЕР: Зрители будут недовольны.
РЕЖИССЕР: Народ всегда недоволен.
МОЛОДОЙ АКТЕР (восторженно): Я понял. Публика сыграет роль народа. Роль массовки.
РЕЖИССЕР: Именно.
СТАРЫЙ АКТЕР: Но как же, люди весь спектакль в шубах …
РЕЖИССЕР: Народ должен терпеть. И потом, театр – это храм. Молитвенное состояние!
ГАРДЕРОБЩИК: Я не потерплю зрителей в шубах!
РЕЖИССЕР: Вы теперь не гардеробщик, а царь!
СТАРЫЙ АКТЕР: Гм. … Насчет народных сцен я понял. Ненависть потного народа к тирану Борису будет нарастать, а течение спектакля. … В конце бунт неизбежен. А как боярская дума? ( Указывает на гардеробную) Бояре здесь не разместятся.
РЕЖИССЕР: И не надо. Бояре будут висеть наверху, на цирковых трапециях.
СТАРЫЙ АКТЕР: Висеть?!
РЕЖИССЕР: Да, раздетыми полностью , голыми.
ГАРДЕРОБЩИК: В моем царском гардеробе?!
СТАРЫЙ АКТЕР: Совершенно голыми? Вроде это было уже …..
МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Гламурно! Я сейчас упаду!
МОЛОДОЙ АКТЕР: Контраст с народом в шубах. Гениально!
РЕЖИССЕР: Это выявит горделивую и бесстыдную сущность бояр.
МОЛОДОЙ АКТЕР: А я?
МОЛОДАЯ АКТРИСА: А я?
РЕЖИССЕР : Вам, юноша, и Вам, барышня, тоже придется полностью раздеться голыми. Только Вы будете висеть на трапециях не в гардеробной, а прямо над публикой. Роли царевича и царевны предельно важны. Все сразу почувствуют их обнажённую обреченность.
МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Упаду!
РЕЖИССЕР: Не упадете. Вашу пластику, барышня, мы подробно продумаем.Я с Вами отдельно позанимаюсь.
ГАРДЕРОБЩИК: Пластику?!
МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах.
МОЛОДОЙ АКТЕР:Пластика царевны... Это я упаду!
СТАРЫЙ АКТЕР: А Вы не боитесь, что публика будет отвлекаться от спектакля на голую царевну?
РЕЖИССЕР: Что Вы всего боитесь? Без обнаженной натуры нет современного театра.
СТАРЫЙ АКТЕР: Но у Пушкина нет такого … Хотя извините …. Что я знаю о Пушкине ….. Это был великий, непонятый человек! Он смотрел на сто, двести, триста лет вперед. ( Указывает на НЕИЗВЕСТНОГО В МАСКЕ). ) А это кто?
РЕЖИССЕР: О, я не представил. Это Ваш коллега из другого театра. Он останется неизвестным. Он будет играть монаха Пимена, который создал Самозванца и спровоцировал Смутное Время. Личность таинственная . Представитель мировой закулисы. Только в маске, никто не увидит его лица.
ГАРДЕРОБЩИК ( взволнованно): Негодяй!
РЕЖИССЕР: Самозванец – тоже Мистер Икс... ( Одевает маску) Эту роль я никому не могу доверить. Лжедмитрия придется сыграть мне. Мы в масках будем присутствовать во всех сценах, как всевидящее око. Творцы мировой истории.
ГАРДЕРОБЩИК: Мерзавцы. Враги Руси!
РЕЖИССЕР : Прекрасно! Вы уже входите в роль. Хотите попробовать монолог царя Бориса? Знаете содержание?
СТАРЫЙ АКТЕР: Вот, возьмите текст.
РЕЖИССЕР: Никаких текстов. Первая репетиция играется своими словами.Только почувствовать роль.
ГАРДЕРОБЩИК ) возбужденно) :Не беспокойтесь, скорей, скорей, начинаем!
РЕЖИССЕР: Отлично, начинаем. (НЕИЗВЕСТНОМУ ) Идите сюда и становитесь рядом со мной! ( Заходят в гардероб ) Тишина! Начинаем!
ГАРДЕРОБЩИК ( подражая царю из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». ) Аз есмь царь ! ( Ударяет посохом в пол ) Самозванца на царство?! Предательством заплатил за добрейшее ?! Повинен смерти! ( Стучит посох в пол. )
РЕЖИССЕР: Прекрасно!
ГАРДЕРОБЩИК ( в гневе) : Что прекрасно, пес поганый? Отребье – Отрепьев. Еретик, вор, цареубийца, гнойный прыщ, предатель Отечества. Изловить и повесить!
РЕЖИССЕР: Прекрасно!
ГАРДЕРОБЩИК ( в ярости) : Я тебе покажу – прекрасно! ( Хватает с вешалки длинный шарф) : Повесить здесь на самой большой вешалке! ( Подбегает к режиссеру, накидывает на него шарф и тащит по гардеробу)
РЕЖИССЕР: Позвольте… Вы что?
ГАРДЕРОБЩИК : Будешь лежать в скоморошьей маске на Лобном Месте (тащит РЕЖИССЕРА за шарф) : Я тебе покажу голую пластику! Ты у меня спляшешь на трапеции. ( Старому актеру ): Гардеробщик, помогай!
СТАРЫЙ АКТЕР ( в неистовстве) : Браво, коллега. Браво! Повесить его ! ( Бежит и хватает РЕЖИССЕРА за шиворот )
РЕЖИССЕР ( полузадушенный) : Вы с ума сошли!
ГАРДЕРОБЩИК: Заткни ему рот! ( Засовывают режиссеру в рот другой конец шарфа. )
НЕИЗВЕСТНЫЙ ( оживая) : Товарищи, что вы делаете?
СТАРЫЙ АКТЕР: Не лезь не в своё дело.
ГАРДЕРОБЩИК ( НЕИЗВЕСТНОМУ грозно ): А ты кто такой? Камуфляж то снимем, посмотрим - кто ты есть. Гангстер, отрепьевский прислужник, чертежник смут? Заморский шпион, черт свинячий? Сейчас и до тебя очередь дойдет! Вешалок у меня много. (Молодым актерам) Держите его,чада мои.
НЕИЗВЕСТНЫЙ (в ужасе): Мамочки! ( Бежит прочь )
РЕЖИССЕР( с завязанным ртом)(: Му - му - -му.
ГАРДЕРОБЩИК Молчи, висельник. Гардеробщик, помогай.
МОЛОДОЙ АКТЕР: Подождите … Я не понимаю…
СТАРЫЙ АКТЕР ( Привязывает шарф к вешалке): Нормально всё. Представляете – заходит публика. В раздевалке царь Борис, а рядом повешенный Гришка Отрепьев. Театр начинается с вешалки. Мы войдем в историю мирового театра!
МОЛОДОЙ АКТЕР: Гениально!
МОЛОДАЯ АКТРИСА: Ах, ах. Гламурно! Я сейчас упаду!
НЕИЗВЕСТНЫЙ (бежит и тащит за собой ДИРЕКТОРА ТЕАТРА): Скорее! На помощь!
ДИРЕКТОР (в белом колпаке с красным крестом): Что здесь происходит?
ГАРДЕРОБЩИК: Репетиция, господин директор.
ДИРЕКТОР: Почему здесь?
СТАРЫЙ АКТЕР: Ищем новые решения. Самое страшное – это рутина.
ЗАНАВЕС.