ККЧ - Комитет катартической чистки

Мюриэль Джо
Ничто не вечно под луной. Но жизнь
Бессмертна эстафетой поколений.
Коль этим даром, друг мой, дорожишь,
Оставь свой след, отбросив яд сомнений
                (У.Шекспир)
               
НЕ спрашивайте меня, который это был час: я не назову и приблизительной цифры. Это вы сейчас сидите, обвешанные циферблатами, которые еще что-то значат, это вы встречаете октябрь в лучах солнца, пропускаемых сквозь янтарное сито падающих листьев, и чувствуете себя человечками в рождественском шарике с золотистыми блестками на дне, которые при малейшем колебании взмывают под стеклянный купол и обволакивают шпиль крохотной копии величественного центрального здания и вас,  любовно помещенных на дне безделушки. Эх, люди. И зачем вы тащите свои депрессии, свои уныния, недопонимания в лучшие места города? Мёдом вам там намазано, что ли? Ведь допрыгались же, теперь вся эта дрянь настолько толстым слоем оседает на асфальт, что не всегда можно сказать, где он есть, а где расположилась водная гладь. Входишь в Ботанический сад, в университетские аранжереи, на центральную площадь  – все как в уродливой модели игры, все слоняются без дела, не в силах вырваться из лап хандры. Все настолько плохо, что пришлось нанимать - а для начала придумывать – профессионалов, которые будут отлавливать зависших в вязкой пыли прохожих. Кто-то вспомнил свое несчастное прошлое – бац – и ногой уж погряз в черной луже, наподобие черной дыры, заплакал от песни, напомнившей о болезненном разрыве с очередным поддонком – хоба – и человека сложило пополам от удара черных сгустков в пустой булимический живот. И серая масса уносит людей куда-то в небо, как воздушные шарики из ручки зазевавшегося ребенка. ККЧ – место моей работы с недавних пор. Лучшее место для тех, кто хочет помогать, но не хочет сострадать, кто хочет быть модным, но не хочет быть одним из многих. Да, нас – членов комитета – мало, ведь пару десятков лет назад потенциальные работники еще не знали, что такой комитет сформируется, но уже были наслышаны о том, что в России психологи не нужны. Отчасти, лишь отчасти это так, но вот, что получается в итоге: мы работаем на износ и делаем все, чтобы хотя бы пять минут в день не делать ничего. Но, тем не менее, мы счастливы, по крайней мере, счастливее всех прочих, кто виснет в воздухе днями и ночами, заставляя волноваться родных. Мы должны быть счастливы, ведь это часть нашей работы, это наше кредо, которое в институте мы знали на зубок, как «Отче наш». «У нас все хорошо, чтобы у вас стало еще лучше».
«Ву-уп, ву-уп, ву-уп» - завыла сирена. Таймер выстреливает: «Десять». Я ставлю капучино на столик в диспетчерской, вдеваю руки в жилет с сотней петелек, крючков, скляночек и цепочек. «Семь». Дергаю клапан жилета, спускаюсь на шесте на минус первый этаж. «Три». Я сажусь в машину, пристегиваюсь. «Один». Я закрываю глаза. «Вжик». Мягко жужжит двигатель, приятная «лифтовая» музыка ласкает уши, вентилятор охлаждает раскрасневшиеся щеки. Мягко. Тепло. Лучше, чем жизнь. Я дремлю, пока машина везет меня под землей в парк «Изумрудные аллеи».
      
«Тань, давай, приехали,» – говорит водитель Славко, улыбчивый, рослый, русоволосый
 мужчина, который знает все про меня. Мы с ним не знакомы в жизни, но мы близкие друзья на поле боя, когда в любой момент авто встречает меня в гараже и мы летим навстречу луноликим баловням, горбоносым нытикам, сальноволосым трудоголикам и измотанным борцам за справедливость.
Автомобиль завис на уровне парящего. Это был крупный бородатый мужчина, не слишком ухоженный, но и не похожий на соболятника. Было видно, что висит он уже больше минуты, ведь его рыжую бороду уже знатно отходило синющим осадком грусти, а глаза слезились от сильного ветра.
-Итак, молодой человек, вы меня слышите?
-Ы-хы-ый, да
-Вы можете говорить? Как вы себя чувствуете?
-Все в порядке, ыйых, только горло сдавило.
Я вытащила из правого нижнего кармана жилета ножницы, одним резким движением отсекла бороду, и полузакатившиеся глаза мужчины расслабились, а из горла вырвался стон. Сажа перестала кучеваться у горла пациента.
-Вы даете согласие на экстренное лечение?
-Да
-Итак, смотрим на – я достала из грудного кармашка цепочку с кулоном – на грузик. Дышим ровно. Вы гуляли здесь?
-Гулял.
-А потом хотели зайти домой?
-Да, зайти.
-Вы сегодня ели?
-Не ел.
-Потому что ком в горло…
-Не лезет.
-Вы посмотрели футбольный матч и ставка…
-Не сыграла.
Мужчина начинал ерзать в воздухе и сопеть. Голова его невольно кренилась вбок и тяжело было поддерживать зрительный контакт. Я не могла сбиться, поэтому сама повернула его голову в нужное положение.
-Вам нужны были деньги, потому что ваш…
-Барбершоп, он сгорел…
-А это ваша вторая отрада в жизни после…
-Люси…собака моя
-Но она не так давно…
-Убежала. Я не мог ее найти.
-Вы любили ее, как…
-Как ребенка.
-Но детей у вас…
-Не было и нет.
-Но у вас есть девушка, от которой вы…
-Хочу, хочу детей, но это…
-Невозможно, ведь из-за сгоревшего салона она…
-Ушла-а-а.
Бородач уже начинал жалобно всхлипывать, как гебефреник, сжимать кулаки, тяжело дышать. Но он все никак не хотел раскачаться. Я продолжала углубляться в его тугое подсознание.
-Вы вообще редко встречались с девушками и комплексовали, потому что в детстве…
-Я был самым маленьким в классе, а отец умер, когда мне было шесть, и я не мог попросить никого о совете. Мама, она глупа, она заботилась только о том, чтобы я не помял воротник, и крахмалила его так, что я задыхался, когда засыпал на уроках и клонил голову к парте. Я вообще – ура, получилось, он раскачан – я вообще не любил учиться, ведь у меня была мечта – стать бодибилдером, но мама сказала, что я не смогу, ведь я слабоха-ха-хара-актерный. Я даже сейчас галстук еле завязываю, потому что я м-м-маменькин сыно-ок!
 Слезы градом текли по запрокинутому лицу и я стирала их с лица мужчины, чтобы он не отвлекался.
А мой друг, он поддонок, у него было все, чего не было у меня, а сейчас он женат, у него есть своя ферма, а те пятьсот рублей он мне так и не верну-ул. А сейчас я работаю доставщиком. Я не хочу доставлять тирольские пироги, я хочу доставлять радость своим близким, но как мне теперь это сделать? У меня ничего не-ет!
Лицо мужчины порозовело и он разразился рыданием, впал в забытье, и, словно кленовый лист, начал плавно лететь вниз. «Славко, подгоняй!» - крикнула я, и Славко встал аккурат под снижающимся телом.
Опасность миновала, больной лежал на задней койке-сиденье с катетером в руке и кристалликами слез в ясных глазах. Он смотрел на потолок авто и тихо со мной беседовал.
-Я ведь завтра пойду…
-Пойдете и уволитесь
-Да, я хочу уволиться и…и квартиру продать, уеду к маме, пойду учиться.
-Начнете свой фитнес-блог.
-Ага-ага, и монетизирую его, открою фонд
-Бездомным помогать будете?
-Да нет же, собак пристраивать буду.
-А, ну да, как я не догадалась.
Это было не по контракту, но Славко – мой друг, он не скажет.
-…Нет, бездомным тоже. Бездомным собакам, хех…вы слушаете рок? Или, может, кантри?
-The Doors люблю, и, пожалуй, Jonny Cashа…
-Обожаю. Включайте.
Я включила «The Crystal Ship» и мы оба, расплывшись в улыбке, поехали в хоспис.
Нет, сейчас хосписы – это не страшные заскорузлые богадельни, куда сгнаивают пожилых тяжелобольных и просто инвалидов. Это место, где за больными следят реасестры реабраты– те, кто еще не получил удостоверение члена ККЧ. Там работала Женя, моя двоюродная сестра (все, кто работает в ККЧ, является родственником другого члена, просто чтобы сохранять счастье работников, потому что, если у тебя что-то случится с братом-ветеринаром, то ты не сможешь работать, а если этот брат – член ККЧ, то все будет в порядке, ведь по контракту с ним ничего не может случиться). Она уже следила за одной пациенткой, но так как она должна была через час быть доставлена домой, я оставила Жене Антона – так звали бородача – и отчалила в диспетчерскую, допить еще не остывший кофе. Стоит сказать, что с Женей мы были не разлей вода, с детства мы были вместе и ничего друг от друга не таили. Моя тётя – Женина мать – уже тогда состояла в членстве – и была, к слову, первым его поколением – и позаботилась о том, чтобы избавить нас от печальных воспоминаний о юности. Женя нечасто смеялась, но всегда была нежна со всеми, кто находился с ней в одном пространстве. Поэтому и пациенты, в очередной раз попадая в хоспис, стремились попасть именно к ней. Да что уж там, я любила Женю, и, если бы я оказалась на месте того бородача или любого другого больного, я бы непременно захотела лежать у нее.
«Сволочь, ты говорил, что не уедешь без меня!» - глухо донеслось из палаты Жени. Я поперхнулась кофе и выбежала в коридор. Издалека послышалось шлепанье сланцев о пятки. Кто-то бежал по направлению к выходу. Я хотела окликнуть бегущего, но входная дверь уже захлопнулась. Я вбежала в палату и обнаружила там лишь Антона, сидящего в полном недоумении, и разбитый Женин телефон на полу. Господи, что же делать?! Я не могу выбежать на улицу и догнать Женю, это запрещено. Мы выезжаем только на авто, и только по вызову. Надо будет ждать, пока меня не вызовут. Но что если мне назначат не Женю? Я носилась по палате как заведенная, пока бородач смотрел на меня и мягко улыбался. Он еще не скоро оклемается. «Ву-уп, ву-уп, ву-уп,» - прозвучало, наконец. Никогда еще этот визг сирены не казался мне таким приятным для ушей, похожим на Шопеновский этюд. Я полетела в диспетчерскую. На табло под моим ФИО горела неизвестная мне фамилия. Но ВОТ ОНО: «Курчакова Евгения Олеговна» вспыхнуло под фамилией моей соседки. Я не могла ее остановить, было мало времени, поэтому я просто побежала вперед нее, не застегнув жилета и не вытянув клапана. Я бежала как никогда быстро. На последней секунде я уже сидела в машине Модеста – немца, который возил мою соседку по цеху, а та стояла в недоумении и стучала в окно автомобиля. «Гони, не важно, там Женя!» - закричала я, на что Модест ничего не ответил. Его глаза сделались квадратными и он вдавил педаль газа в пол с небывалой силой. Он знал и любил Женю, а еще он знал, что я нужна ей.
Мы вскоре добрались до цели. Крымский мост, над мостом и чуть поодаль  парила Женя, мы поднялись к ней. Мои руки тряслись. Я никогда не могла подумать, что такое может случиться в наше время, в нашем городе, в нашей с ней истории. Волосы сестры, словно морские волны, кучерявились шамрой, а грудная клетка ходила спокойно. Ее карие глаза смотрели прямо, а вот я не могла смотреть на это без слез. Это был худший случай. Она хотела сброситься с моста, но зацепилась за сгустки отчаяния. Из этого состояния я должна была выводить ее максимально осторожно, иначе…ничего хорошего не случилось бы, думаю, это понятно. Я достала колбочку из левого грудного кармана, высыпала немного белого порошка на ладонь и всыпала в нос сестры. Она начала часто моргать, словно собираясь чихнуть, но вместо этого закричала. Нет, это был не крик, это был истошный вопль, нечеловеческой силы. Ее связки вот-вот должны были лопнуть, ведь она кричала голосами всего человечества, голосами всех тех, кто попал в эту систему. Я поспешно достала вторую склянку, откупорила и все, что в ней было, всыпала вслед за первой в ноздри. Крик перешел в хрип, хрип – в стон, стон – в сонное посапывание. Черный ком вышел изо рта пострадавшей и камнем упал в реку. Далее по инструкции.
-Вы меня слышите?
-Да…
-Вы можете говорить? Как вы себя чувствуете?
-Тань, я могу говорить, помоги.
Она уже была в трансе, я, увы,  не могла говорить не по сценарию. Это будет сложно, но пока пусть отвечает, как хочет.
-Вы даёте согласие на экстренное лечение?
-Да-да-да!
В моей руке сверкал кулон. Глаза Жени уже знали, куда смотреть, она уже знала, что будет говорить, поэтому ее слова потекли нескончаемым ручьем, периодически тревожимым всхлипами и стонами.
-Итак, вы хотели…
-Спрыгнуть с моста, да, я хотела, я давно хотела. Мой парень уехал в командировку, не попрощавшись со мной, хоть и обещал. А еще я узнала, что беременна, но не могу оставить ребенка. Я не могу создать семью, моего парня не защитит ККЧ, он простой полицейский. Но я не могла иначе, я его любила, я выбрала его своим избранником, а вот эту жизнь я не выбирала. Да, я нарушила правило, Таня, я несчастна. Но, как ты думаешь, почему все больные периодически возвращаются? Да потому что у них никого нет, их ничто здесь не держит, а ваши «Все будет хорошо» не могут заменить их мечты, их надежды, их воспоминания. Они приходили ко мне, потому что я понимала их, потому что я плакала в их присутствии, они верили мне. И, знаешь, что? Я сейчас очищусь, получу дозу серотонина, послушаю «La Fame di Camilla», и ты откачаешь меня в хосписе. Но ты можешь покончить с этим и сбросить меня в реку. Плевала я на эту систему, мы никогда не будем счастливы, пока за нас все решают родители, власти, судьба. Я устала, Таня, я устала.
Слезы полились градом из ее глаз. Она плакала, а я видела, как ее щеки наполняются кровью и последние шарики боли и отчаяния выкатываются из ее рта. Я не могла ее сбросить, я крикнула Модесту, чтобы тот подгонял машину. Я смотрела, как Женя, розовенькая, сонная, хрупкая, как душа всего человечества, опускается в отсек с мягкими подушками и давно подготовленной капельницей. Она улыбалась, а я этого уже не видела. Мои глаза закатились, я почувствовала, как что-то сдавливает мне горло, а в моей груди заперся крик. Я улетала в небо, как забытый воздушный шарик.