Медицинские истории - 2

Анатолий Белаш
        Близорук я с детства, В седьмом или восьмом классе я впервые надел очки. Хорошо помню, как я шел из магазина оптики с очками в кармане и все не решался их надеть. Увидев, что впереди на улице никого нет, я нацепил очки и некоторое время с интересом осматривал чудесным образом преобразившуюся улицу. Но вот из-за угла кто-то вышел, я тут же снял очки.

       Мои одноклассники восприняли очки на моем лице неодобрительно: «Сними их, они тебе не «личат». Любопытно, что, через какое-то время, через год или даже меньше, те же одноклассники, увидев меня без очков (я их разбил во время игры в баскетбол), очень удивились моему «некрасивому» лицу.Кто из них был прав, можно определить, сравнив мои физиономии здесь и на авторской странице.

      В течение нескольких десятков лет зрение менялось мало, я носил очки с линзами от 5 до 7 диоптрий, правда, у меня обнаружили еще астигматизм. В девяностые годы зрение стало быстро ухудшаться, и подобранные врачами линзы мне не помогали. Я стал замечать при чтении, что в центре поля зрения появилось белое пятно, мешавшее мне видеть буквы.

     Зрение все ухудшалось. Я с трудом ориентировался в магазинах, будучи не в состоянии рассмотреть товары и прочитать ценники, а главное, затруднялся с переходом улицы. Автомашины я различал очень плохо особенно в туман или, наоборот, в солнечную погоду, когда улица оставалась в тени. Я догадывался о приближении машины лишь по звуку или реакции других пешеходов.
               
        В конце концов, врач поликлиники предложила мне обследоваться в Петербурге, в Областной консультативной поликлинике. Там меня обследовала молодая врачиха, она долго изучала мой глаз, заставляя смотреть то вверх, то вниз, то влево, то вправо, а потом позвала другого врача: «Иди, посмотри, как интересно!»

          Уж не знаю, что там нашла она интересного, я не спросил об этом, но её восклицание мне понравилось, лучше лечиться у неравнодушного врача, которому интересно все, связанное со своей работой.

          Изучив мои глаза, врачиха послала меня на различные анализы - УЗИ, какие-то исследования сосудов головного мозга, поля зрения и, в конечном счете, определила глаукому. Именно с глаукомой связывалось появление «слепого» пятна на сетчатке моего левого глаза, мешавшее мне читать. Мне выписали капли, снижавшие глазное давление, и записали в очередь на операцию катаракты, ожидавшуюся через два года!

       Я стал искать возможности сделать операцию пораньше.
 В Петербургском филиале МНТК «Микрохирургияглаза» операцию можно было провести в ближайшее время при условии оплаты за внеочередное её проведение в кассу больницы суммы, равной двум моим месячным пенсиям. Отечественные полимерные хрусталики были бесплатными, но если пациент хотел вставить импортный или сапфировый хрусталик, его надо было приобрести в аптеке комплекса.

      Мне  посоветовали одновременно с катарактой устранить причину повышенного глазного давления. Такого рода операции (непроникающая глубокая склероэктомия) были разработаны в МНТК и проводились у них в больнице. В процессе операции хирург приподнимает наружную оболочку глаза - склеру и соединяет кровеносные сосуды сосудистой оболочки с передней камерой, создавая новый путь для оттока внутриглазной жидкости, уменьшая тем самым глазное давление

         Я получил в своей поликлинике направление на операцию, сделал необходимые анализы и пошел получать подпись заместителя главного врача. Очередь к нему была небольшой, но из его кабинета долго никто не выходил. Через приоткрытую дверь слышались быстрый старушечий говорок и редкие короткие фразы басом. Из отдельных слов, понятых мною, было ясно, что хозяину кабинета хочется поскорее выпроводить пациентку, а та, напротив, не наговорившись, не собиралась покидать кабинет.

                Наконец в дверях появилась согнутая буквой «Г» маленькая старушонка со сморщенным лицом и живыми пронзительными глазами. « Какой видный, приятный мужчина - проговорила она - внимательный, заботливый, не хотелось уходить!» Заметив, что к дверям направляется молодая женщина, она обратилась к ней: « Ты смотри, не вздумай соблазнять его - я ревнивая».

                Похихикивая, она села рядом со мной, взглянула на бумаги, которые я держал в руке, вдруг стала серьезной и спросила: «Наверно, на операцию собираешься?» Я ответил утвердительно и пояснил, что у меня катаракта. « Не надо, не делай операцию - плохо кончится» От её убедительного тона, пронизывающего взгляда темных глаз мне стало не по себе.

       В назначенный день я уже был в большом зале глазной больницы, заполненной десятками пациентов. Нас вызывали по фамилии то в один, то в другой кабинет и после двух часов ожиданий, различных исследований меня ознакомили с их результатами, с планом операции и дали на подпись договор о её проведении. Потом я внёс плату за операцию и гостиницу и пошел устраиваться в отведенную мне комнату.

     На следующий день состоялась операция. Я попал в первую партию оперируемых. Меня и еще несколько человек обрядили в специальную одежду и развели по операционным столам. Столы, оснащенные какими-то приборами и устройствами, напоминали станки, а операционная казалась мне заводским высокотехнологичным цехом. Меня уложили на стол, сделали инъекцию в руку, и я через некоторое время погрузился в забытьё.

       Потом я смутно осознавал, что меня куда-то везут, поднимают, укладывают на кровать. Я крепко заснул, а когда проснулся, увидел у своей кровати сына Мишу. Мы поговорили немного, Миша сказал, что, по словам оперировавшего   меня замглавврача  Науменко,   операция    прошла      успешно.      Я      опять      заснул, проснувшись,  поел  принесенный  сестрой  ужин,  выпил назначенные таблетки,  поговорил немного с соседом по комнате, которого оперировали в тот же день, и заснул на этот раз до утра.

       Утром я не сразу решился приподнять марлевый лоскут, приклеенный ко лбу и закрывавший глаз, размышляя, что же меня ждет. Когда я приподнял лоскут, яркий свет, четкие контуры двери, стыков стен поразили меня. Я приподнялся и посмотрел в окно.

      О чудо! Раньше даже в очках я едва различал движущиеся по дороге силуэты автомашин, а теперь отчетливо видел фигурки людей, идущих по тротуару за дорогой. Меня охватило радостное возбуждение.

                Мой сосед тоже был в приподнятом настроении. После операции и у него зрение заметно улучшилось. Поскольку ему вставили гибкий хрусталик через небольшой разрез, он в тот же день покинул больницу, а ко мне подселили нового пациента.

                Я выписался дня через три, но еще не раз приезжал в больницу для осмотра и снятия швов. Через четыре месяца я уже вёл обычную жизнь: колол дрова, носил вёдра с водой, орудовал в огороде лопатой. Теперь я мог ходить без очков, острота зрения правого глаза составляла 0.5 вместо прежних 0, 03 . В новых очках острота зрения была больше 0.7 (в старых -0.2 ). Теперь с операцией на левом глазу можно было не торопиться, и я записался в очередь на бесплатную операцию в том же МНТК «Микрохирургия глаза».
         
             Через год все было, как и раньше, но зрение улучшилось незначительно, сказывалось «слепое» пятно в центре сетчатки, из - за него трудно было оценить остроту зрения и подобрать очки. И все же я был доволен.

                Какое же это счастье - снова видеть, жить полноценной жизнью! Более пятидесяти лет я вынужден был носить очки, а теперь мог обходиться без них, пользоваться ими лишь в крайних случаях. Все это благодаря прогрессу медицины, благодаря хирургу Науменко, персоналу МНТК «Микрохирургия глаза», созданного выдающимся хирургом и организатором Святославом Фёдоровым.

          В этом комплексе и в 11 его филиалах в С. Петербурге. Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Хабаровске и других городах ежегодно делается около 200 тысяч операций! Почти столько же людей (процент неудачных операций невелик)  вновь обретают зрение.

           Не забылась мне и настырная старушка, предостерегавшая меня от операции. Не все 100% операций проходят успешно, попал бы я в тот небольшой процент неудачников, и число легенд о предсказателях и ведунах увеличилось бы еще на одну.