Крестили мы сыновей

Людмила Куликова 3
       В далёкие 70-е годы условились мы с подругой Любашкой покрестить своих сыновей. Мы с сыном прилетели в родную Алма-Ату  из Магадана (там церквей не было),да и "на материке" любая церковная процедура-дело сложное. Нас с Любашей крестили бабушки и тётушки  в послевоенное время.Родители были партийными,вроде" закрыли глаза и ни о чём не ведали" ,не дай Бог кто-то прознает.В 70-е было попроще,но тоже без огласки.
      В Алма-ате было 2 церкви:Никольская,главная,находилась на рынке. Основными прихожанами были бабульки родом из прошлого века.Вторая церквушка была где-то на окраине в Малой станице. Алма-Ата изначально назывался город  Верный,строился казачеством,высланным во время войны в Среднюю Азию и Казахстан. Нас с детства пугали этим районом,якобы там проживали разбойники и бандиты. И мы знали,что это где-то далеко и никогда там не бывали.

          На этот раз решились съездить туда,взяли такси и повезли наших детей с твёрдым намерением осуществить задуманное. Дело было в воскресенье,но на удивление церквушка  была закрыта,людей и близко не было. Но мы всё-таки постучались в двери.
        Вышел батюшка,мы это поняли по внешнему виду: серая неопрятная ряса,почему-то неухоженная борода.Разговаривал,стоя на пороге,а за дверью-темнота.
      Поинтересовался,зачем мы явились и спросил,почему приехали без отцов. Люба сказала ,что отец её сыновей против крещения, а я честно призналась,что являюсь матерью-одиночкой.И тут он ,глядя в упор на меня, вдруг задал вопрос:"Что ли от Духа Святого родила?" Мы растерялись,а батюшка нам резко отказал и захлопнул двери. Мы оторопели.

      Было пока ещё раннее утро.Поразмыслив ,решили,что успевали в Никольскую церковь.Берём такси и катим в сторону Никольского рынка.Храм старинный впечатлял погостом,множеством просящих подаяние и торгующих богородской травой,от которой стоял аромат,как от ладана.Как раз успели к таинству крещения. Народу было очень много. Крестили в основном младенцев,которых держали на руках папы,а мамы стояли рядышком с атрибутами и полотенцами,мы тоже всё-таки только-только успели купить крестики и "отметиться" у служки.

 И тут вышел батюшка,маленький сухонький старичок с добрейшей улыбкой,как будто он с ней и родился. Мы потом узнали,что он всю жизнь служил  в этом храме и имя его было на слуху  у жителей города.Всё,что происходило потом можно было назвать магией. Все послушно выполняли указания батюшки,удивляли мужчины: они не отводили глаз и ловили каждое слово.Младенцы ныряли в купель,батюшка крестил,читал молитву,благословлял радостно,стриг волосики,мамочки стояли в живой очереди "на подхвате" с полотенцами, наших отроков поставили в тазы со святой водой по щиколотку,потом батюшка водил их за руки по кругу,а мы с Любашкой,как новоявленные крёстные мамы,принимали их в свои объятия с радостью:свершилось долгожданное чудо! В конце обряда батюшка обратился к толпе (по-другому эту ораву не могу назвать):"Скажите честно,вы водку пьёте?" И дружный мужской хор ответил растяжно :"Пьёёём".Батюшка продолжал: "Ругаетесь?" "Ругаемся!"-подхватили женские голоса.  Коллективная исповедь получилась.Честно,как перед самим Богом.
  "Так вот,-продолжил батюшка,-в старину не принято было отцу с матерью выяснять отношения при детях." Он это так сказал внушительно,что никакой и проповеди не надо было. Я вот до сих пор запомнила и помню.Потому что ему верили,его слова,как закон  прозвучал для присутствующих.

    Но тут заныл мой 4-х летний сын,что хочет в туалет, и я по педагогической привычке  подняла руку и обратилась к священнику с просьбой выйти,назвав причину, Он сердобольно откликнулся,сказав,чтобы детка не терпел,не мучился,  и отпустил нас:"Ступайте с Богом!"