Истории профессора Рождественского

Залимхан Абдулаев
 Буквально сразу после Нового года поступает молодой парень, 35 лет, непроход. В анамнезе 5 лет назад резекция сигмы по поводу слизеобразующего рака. Выполнена резекция сигмы с первичным анастомозом. У нас на операции 3-х суточная непроходимость. Причина - опухоль поперечки, плюс два метастаза в большом сальнике. Беру руками, вижу, что могу убрать. Но... Ночь, гемоглобин 35, третья отрицательная, крови нет, ассистент- один и тот интерн. Поэтому заинтубировал кишку и с тяжелым сердцем положил двустволку на поперечке. Оба метастаза забрал на гистологию. Парень вырулил, на гистологии- тоже слизеобразующий рак. Зову через месяц, десятого февраля. Запасся кровью и ассистентом. Под маской кровотечения из опухоли взял на радикальную операцию. Не надо вам рассказывать, что время самое неудачное для повторных вмешательств. Все рыхлое, инфильтрированнное, кровоточит. Снял двустволку, постоянно сохраняя дистальный отрезок на случай "обратного хода". А рачина за месяц подрос почти в полтора раза. С муками, трижды останавливаясь от отчаяния, что дальше не пробиться. Но с Божьей помощью убрал. Парень вырулил на ура. Отпустил буквально за дня до отпуска. Гистология- все тот же слизеобразующий рак. Сейчас на химиотерапии. Даже на лицо поправился. Что интересно, после разрезания препарата- опухоль с распадом и кровотечением. Мысль материальна, а оформленная на бумаге- тем более.
- десять дней до отпуска. Звонок из хосписа от его начальника, Саныча. У них лежит девочка, 23 года, четвертая стадия рака правого яичника, два года назад внизу удалили все, но местный рецидив плюс канцероматоз, два курса химии, сейчас уже пятые сутки непроходимости. Кишечное содержимое через рот, живот горой, на снимках- сплошные уровни. Саныч просит помочь. В глаза девочки лучше не смотреть, это передать нельзя. Идя на метастатическую непроходимость не знаешь, унесешь ли ноги, но ладно старушки или дедули. Здесь приходится включать все тормоза в голове. Есть площадка для захода сразу под мечевидным отростком. Пальчиками отодвигаю кишочки, все в спайках. петли раздуты, фиксированы, где спайками, а где конгломератами метастазов. И... О, ЧУДО! В правой половине начинае выпирать правая половина поперечки. И по ней тихонечко подбираюсь по передней поверхности к восходящей кишке, сдуваю ее через иглу Дюфо и на этом месте вывожу плоскую стому. Последняя заработала сразу после операции. Живот опал, девочка начала есть, и за три дня до отпуска отдал ее обратно в хоспис. Из отпуска звонил, хирургическая сторона в порядке, даже что -то отделяется естественным путем.
- последнее дежурство перед отпуском. Пятница. 15.30. Еду на работу , звонок от зав терапией. Мальчик 25 лет, недельный непроход, просит посмотреть и, как водится, помочь.
16 часов . Из УЗИ привозят желтую бабку 87 лет. Холедох 2см, в нем 1,5 см камень, лихорадка до 39. Не брать нельзя, помрет от холангита. Бригада - так себе, клинорд и интерн. Парня посмотрел. Тоже надо брать, мамаше объяснил, что раньше 21-22 часов вряд ли получится.
Кое как ситуацию разрулил. ХХХ. Холецистэктомия, Холедохолитотомия,
Холедоходуоденоанастомоз. Добираюсь до мальчишки.Читаю кучу выписок, в том числе две ирригоскопии с биопсиями, где черт поймешь, что за болезнь, что-то видят, а что- непонятно, и микроскоп оба раза не помогает. А у меня выбора нет. Тоже живот горой и через рот кишечное прет. На операции- лимфоузлы брыжейки- как при мезадените, гладкие, красные, только раза в два больше. Препятствие- слепая кишка. Там опухоль размерами 8х10 см почти неподвижная, но после того как я отделили вросшую туда петлю сигмы( тоже попотел, чтобы не войти в просвет), стала подвижнее и удалось убрать. Правостороняя гемиколэктомия ( и это в 25 лет...). Уже в отпуске узнал, что на гистологии нашли неходжкинскую лимфому. А после отпуска я его еще застал, бегал по отделению, ждал иммуногистохимическое заключение.