Сны Золотого Века. Глава девятая, снова короткая

Михаил Калита
  В этой главе автор, по устоявшейся уже привычке, перемежает обыденные вещи с мистической стороной. О  богах  и  героях  древности  и  современности.
 
                ***

                …  Прекрасный  отрок  тушит лампу  в  срок,
                Трепещут  струны,  возвестив  кончину;
                Смыл  память  некий  благостный  поток
                На  тризне,  подавив  свою  кручину,
                Загадочную  прославляли  власть,
                И  пели,  чтоб  в  отчаянье  не  впасть…

                Новалис, «Гимны ночи»

                ***

            Свечерело.  Мы  с  Раулем    сидели  на  кухне  и  слушали  сэра  Гэбриэла.   Отзвучала  последняя  композиция  и  магнитофон  воспроизводил  какие-то  скрипы  и  шумы…  Кассета  была  не  новой:  из  динамиков  «Филипса»  слышались  едва  различимые  обрывки    мелодий,  записанных ранее…… Рауль  созерцал  дымовые  полосы  и  молчал.  Я  наблюдал за  ним:  как обычно, в  обществе  моего  друга  мне  было  покойно… Не звучали  в  мозгу,  как  это  происходило  постоянно  в  последнее  время,  обрывки  каких-то  странных  и  чуждых  мыслей…               
            …Не  тревожили  заботы,  навязанные  начальством  и,  по  существу,  не  стоившие  и  выеденного  яйца…               
             …Не  тревожили  участившиеся  ссоры  с  Кристиной,  от  которых  я  сбегал  сюда,  в  мир  своих  грез  и  уюта,  недоступного  ее пониманию…                …Вероятно,  я  был  не  в состоянии принять  чаяния  моей половинки  так  близко  к  сердцу,  как  это  хотелось  бы  ей.  А  что делать?  Я  прежде  всего  чувствовал  себя  художником,  творцом,  и  только  потом  -- отцом  семейства…  Здесь   же,  в  обществе  такого  же  «беспутного»,    мне  было  хорошо,  как  будто  я  попал  домой  после  долгого  изнурительного  странствия,  во  время  которого  приходилось  общаться  в  основном  с   недружественными  племенами… Ей-Богу,  хоть  рассудок  мой  временами   считал  Рауля  сумасшедшим,   но  свойственная  мне  склонность  к  авантюре  и  импульсивным  действиям  в  немалой  мере  гасилась  и  направлялась  в  полезное  творческое  русло  именно  тут,  в  обществе  этого  всегда  безмятежного  человека,  как  будто  познавшего  Истину  в  своей  конечной  инстанции… Да  так  оно  и  было,  надо полагать!  От     большого  портрета  Иисуса,  стоявшего   прислоненным  к  южному  простенку комнаты  Вышеславцевых,  веяло  нездешними  мощью  и  покоем.  Как  обычно,  находясь  в этой  комнатушке,  я  видел  над  головой  Христа  светящийся  белый  нимб,  которого  не было  в действительности  на  картине….               
          … Я   вздрогнул.  Действительность… Настоящая  Действительность  лежала  не  тут, не  в  том  мире,  где  находились  мы  все…

                ***
               
            …Рауль  курил   и  с  ленивой  усмешкой  следил  за  мной.  Карие  глаза  с  расширенными  зрачками,  как  мне думалось,  видели  в  несколько  раз  больше,  чем  глаза  обычного человека.    У  меня  были    основания  так полагать: как-то  натолкнулся  в  журнале «Юность»  на  репродукцию    картины  с  изображением  астрального  мира:  странные  структурные  всполохи  цветных  тонов,  аналогов  которым  невозможно  было  найти  не то,  что  в  нашем  мире,  но  и  даже  в  самых  причудливых  сновидениях… Что  видели  эти  глаза,  наблюдавшие  сейчас  за  сигаретным  дымом?  Призраков? Или  инопланетных  существ, бродящих  где-то  неподалеку?
                Как  бы  уловив  мои  мысли, Рауль  покачал  головой.               
            --  Ты  как-то  спрашивал  про  Тезея?               
             Я  улыбнулся.   В тот  предновогодний  вечер  Толик  проигнорировал  мой  вопрос  и  я  при очередной  встрече  поспешил  задать  его  Раулю. Но  тогда  нас  отвлекла  Жанна  и   мы  так  и  не  поговорили…
             -- Тезей, как  и  Ахилл,  был  невыдуманным,  историческим  лицом,  но  вот  какими  они  были  в  действительности,  те  греки…  Кстати,  как думаешь,  боги  Олимпа  реальны?               
            … Рауль  хитро  сощурился,  наклонив  голову.               
             --  Я  растерялся.  Мифы  древней  Греции  и  римские  сказания  о  богах  мной  никогда  не  анализировались  и  воспринимал  я  их  всего  лишь,  как  сказки  народа,  воспевавшего  красоту  и  мужественность.               
              – Не знаю…  А  что?               
               --  Да  так… А  я  вот  задумался  тут…               
              Рауль  поднялся  с  дивана  и  пошел  к  себе.  Вернувшись  через  некоторое  время,  он  раскрыл  толстую  книгу  с  черным  переплетом,  украшенным  тиснеными  золотом  миниатюрами-картинками  в  стиле  античных  мифов.  Однако,  содержание  картинок  было  мне  незнакомо.  Я  прочитал  название:  «Старшая  Эдда»  и  вопросительно  уставился на  Рауля.               
              --  Приобрел  по  случаю… сборник  скандинавских  саг. Читаю  вот  и  провожу  параллели  между  мифами  древних  германцев  и  античными…
             Заставляет  мыслить!..  То,  что  Зевс  и  Юпитер – одно  лицо,    понятно  и  дошкольнику…  А что ты знаешь  о   религиозных  традициях  Севера? 
             Они  для  нас  как-то  остались  в  тени…  А зря… Вот  Тор-громовник.   Слышал  о  таком  когда-нибудь?               
              -- Я  отрицательно  покачал  головой.  Взяв  у  него  книгу,  осторожно  раскрыл  ее  на  первой  попавшейся  странице.
                «…. Мечи лежат
                На Сигарсхольме,
                Четырьмя там меньше,
                Чем пять десятков;
                Есть там один
                Самый лучший,
                Золотом убран, –
                Гибель для копий.

                С кольцом рукоять,
                Храбрость в клинке,
                Страх в острие
                Для тех, чьим он станет;
                На лезвие змей
                Окровавленный лег,
                Другой обвивает
                Хвостом рукоять»

                ***
 
           Я  задумался.  Прочитанные  строчки  будили  где-то  в  глубине  души    такое,  чему  я  не мог  подобрать  на-звания. Я  опять  «выпал»  из  реальности… «Белый»  шум  в  ушах  мощным  амплитудным  всплеском  предварил  видение  ладьи  с  полосатым  парусом  и  круглыми  щитами  на  бортах.  Могу  поклясться,  что увидел  даже  бородатое  лицо  воина  с  пронзительным  взглядом  нестерпимо  синих  глаз!  И  тут  же в  груди  я  ощутил-услышал  короткую,  как  удар,  фразу:               
             -- Да  хранят  тебя  боги!               
             ...  Рауль  следил  за  мной из под  полуприкрытых  век.  Взяв  сигарету,  он  нервно  прикурил  и  спросил:               
              --  Что ты видел?               
               -- Я  опустился  в  кресло. Говорить  я  попросту  не  мог  и,  машинально  вытянув  сигарету  из   пачки,    размял  и  зажег  ее.  Взгляд  бородатого  викинга  пугал  своей  свирепостью.  Это было – жутко…   Надо  сказать,  что  я    давно  уже  не  воспринимал  свои  видения  как  галлюцинации! Первобытное,  волчье  наслаждение  жизнью,  ее  звенящим  мигом,   вдруг  овладело  мной. Никаких  следов «размазанного»  состояния,   в  котором  я  привык  находиться  все  годы   бестолкового  существования!  Рауль  закашлялся  и  надул щеки  в  знак  восхищения. Я   затянулся  и  посмотрел  на  него. В  районе  солнечного  сплетения  подрагивало  нечто,  чего  я  раньше  никогда  не  ощущал. Малозаметные поначалу  пульсации  вскоре  переросли  в  ощутимую  вибрацию  с  очень  низкой  частотой  и  большой  амплитудой. Я  едва  не  рычал  от  ощущения  силы…               
             Рауль  поморщился  и  потер  ладонью  живот. Вероятно,  агрессия,  от  меня  исходившая,  трогала  его  именно  в  этом  месте… Впрочем,  ничего  вразумительного он  не  сказал  по  этому  поводу  и  нервно  затянувшись  пару  раз,  погасил  окурок  в  пепельнице.               
             --  Язычник!…               
             То,  как  он  это  проворчал,  не оставляло  сомнений  в  искренности.  Я  даже  приуныл…  Никогда  ведь  не  придерживался  нелепых  церковных  правил,  но    учение  Иисуса,  которого я все  эти  годы   осознавал  своим  надежным  наставником,   о  непротивлении злу,  диктовало   мне  мои  воззрения  и  мирочувствование. Теперь  же  --  странная  раздвоенность:  как  будто  все  то,  чем  я  жил  раньше, начало  терять силу…  Беспощадная   и  готовая  на  все  ради  победы  решимость  во  взгляде  викинга  даже  мысли  не  допускала о  прощении  врага!  Я ощутил мучительную  раздвоенность.  Так  бывает,  видимо,  когда  ребенок  переступает  некий  рубеж  в  восприятии:  установки,   внушаемые  родителями,  в  такие  моменты   подвергаются  сомнению,   вступая  в  нешуточный  конфликт  с тем  нововзрослым  состоянием  ума,  с  которым  подросток  неизбежно  сталкивается  в  среде  уличной,   не  признающей  законов  тихого  семейного  согласия…               
             Вспомнились  мечи  из  настенной  коллекции   того  аристократа… Кем  же  все-таки  был    таинственный  незнакомец?   Куда  я  вообще  попал  тогда,  в  том  странном  сне? Ведь  местность  этого  сновидения  географически   была  неразрывно  связана   с  той,  в  которой  я  жил  в  детстве.  Кстати,  география  моих  ночных  «сновидческих»  странствий  была  на  удивление  постоянной:  во  сне  я  бродил  по  одним  и тем  же  тропинкам,  видел  снова и снова  одни  и  те же  поселения… Люди  в  этом моем  мире  встречались  нечасто(еще  реже  мы  общались – я большей  частью  наблюдал  и  не  вступал  в  разговоры),  хотя местность  та  разительно  отличалась  от  земной. Вопросы нестройной  толпой  теснились  в  уме…               
                … Не сразу  до  меня дошла  реплика  Рауля:               
                -- Что такое  параллельный  мир,  знаешь?               
                -- Нет…               
                -- О  точке  сборки  я тебе  уже  говорил…               
              Я  молчал. Куда  он  клонит,  я  понять  не  мог,  а  спрашивать  почему-то  не  хотелось:  я  был  еще  под впечатлением  недавней  картинки  с  викингами… Мы  молчали;  была  среда,  20  апреля  1988  года…