2. Введение в Уроки мышления 1

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Уроки мышления 1 (Уроки с 51-го по 60-ый)

Введение в «Уроки мышления 1».

Как ты, вероятно, понимаешь, что мышление человека не состоит из набора изолированных и отвлечённых друг от друга «идей». Мышление - это процесс взаимодействия и «общения» дуг с другом самых разных «идей». А догматическое мышление - это процесс воспитания мышления, в котором «идеи», служащие объектами, предметами и средствами мышления, должны быть догматизированы - то есть проанализированы на предмет своего отношения к догматической евангельской «истине», своего нравственного качества. Это гарантирует неложное и нелукавое взаимодействие между этими «истинами».
Ты уже, выполняя уроки «Первого цикла», встречался с мыслительной трансформацией «идеи» урока, делая предыдущие упражнения. Но теперь ты начинаешь первую серию «Уроков мышления», в которой твоим заданием будет «сознательное» сопоставление «идей» уроков между собой и анализ этого сопоставления. Каждый из двадцати уроков предлагаемой тебе первой серии «Уроков мышления», включает пять «идей» из уроков «Первого цикла», последовательно, начиная с первого и кончая пятидесятым. Каждому такому уроку сопутствуют пять кратких указаний или комментариев к каждой из пяти «идей», входящих в этот урок. При выполнении упражнений, все эти «идеи» и комментарии к ним тебе будет необходимо обязательно включить в свои размышления.
Упражнения проводятся следующим образом:
Началом всякого упражнения всегда служит повторение «идей» пяти очередных уроков и комментариев к ним. В каком порядке эти «идеи» будут взаимодействовать в твоём «сознании» абсолютно неважно! - Важно то, чтобы твоё осмысление охватывало все «идеи»! - Пусть не сразу, но хотя бы один раз в течение дня каждая «идея» должна быть осмысленна.
Посвяти каждому упражнению этого урока не менее чем две минуты, но не больше десяти. Начинай осмысление с двух «идей», не обязательно смежных, а тех, которые складываются сами или наиболее близки друг другу, в контексте своих комментариев.
Делай эти упражнения, по возможности, чаще в течение всего дня. Если какая-то «идея» сама привлекает к себе твоё внимание, начни с неё. Однако, тебе необходимо к концу дня, охватить своими размышлениями все «идеи» урока.
Выполняя упражнения не ограничивайся формальными рамками комментариев. Позволь своей мысли, если она того захочет, выйти за границы, очерченные комментариями. Старайся вычленить в новом мысленном «поле смыслов» его основу, и обдумай её догматичность, проверь её нравственное содержание, опираясь на уже известное тебе из догматики. И, если не найдёшь противоречий в этой новой мысли, включи её, как составную часть во взаимодействие тех «идей», комментариями к которым ты сейчас занят.
После осмысления такой новорожденной в тебе «идеей» и пояснений к ней, закрой глаза, и несколько раз, по возможности медленно и вслух, повтори эту новую «идею», чтобы она закрепилась в твоей памяти, - в тех связях с исходными «идеями», в которых она родилась в тебе.
Эти практические рекомендации применимы не только к первой серии «Уроков мышления», но и ко всем последующим. Тебе насущно необходимо накапливать свой собственный опыт обращения со знаниями, приобретёнными тобою в своих собственных размышлениях. Эти знания приходят к тебе, в основном, в тех ситуациях, в которых ты «разбираешь» нравственность тех мыслей, о которых ты размышляешь, а не в рассмотрении тобою тех отвлечённых от нравственности «идей», которые, обычно, присутствуют в твоём «уме». Цель твоей учебы - обретение тобою способности мыслить нравственно и догматически, - исцеляя этим иллюзорность своего мышления. Этого не достичь без осмысления нравственного качества своего «разума», лелея свою изоляцию от собственной «совести».
Ты постигаешь то, что покой уже есть у тебя, и тебе нужно лишь твоё нравственное сосредоточение на том, чтобы любая ситуация, в которой ты оказался, наполнилась твоим покоем. И, в конце концов, ты, всё-таки, должен «осознать», что нет пределов возможного для твоей «совести», где бы и в каком бы состоянии ты ни был бы! - Поэтому - твой покой повсюду с тобой.
Ты, вероятно, заметил, что в «Уроках мышления» некоторые «идеи» даны не в той формулировке, в которой они использовались тобой в «Первом цикле». - Учись распознавать в мыслях их нравственное «ядро», сравнивая между собой различные формы его словесного выражения. У тебя нет никакой необходимости привязывать свой «ум» к каким-то определённым формулировкам. Этим успешно занимается твоё «эго», механизируя твой «рассудок» и лишая его живого нравственного универсализма. Сейчас тебе надо акцентировать своё внимание на нравственной взаимосвязи между «идеями» всего «Первого цикла», и на духовном качестве той системы мышления, к которой эти нравственные связи тебя подводят.