Лыжный кросс

Виталий Бердышев
Перед лыжным кроссом. Слева направо: Виталий Бердышев, Ярослав Караганов, Вячеслав Филипцев – "Конь".

Невероятный кросс, запомнившийся мне не столько нашими результатами, сколько моей удивительной глупостью, стоившей мне запредельных физических и психологических страданий… Оказаться последним среди самых последних лыжников всего нашего курса – такое доступно не каждому, даже не занимающемуся спортом курсанту...

Я с детства любил кататься на лыжах. Поэтому с удовольствием занимался соответствующими тренировками на первых курсах академии. Ну, разве не приятно отдохнуть на лыжах за городом - в Павловске, в Пушкине, в Парголово? Свежий воздух, утопающий в снегу залитый солнцем лес и бесконечная лыжня, извивающаяся среди могучих елей и сосен, бегущая по холмистым полям, по руслам небольших речушек. Какое сердце не дрогнет при виде всей этой истинно русской красоты, какая душа не всколыхнётся, не взволнуется, не раскроет перед ней свои объятья, не сольётся с нею, хотя бы на короткое время?! И ты уже мчишься в компании своих друзей, полной грудью вдыхая морозный воздух, радуясь здоровью и силе своего юного тела, не боясь никаких простуд и желая лишь продлить это несказанное удовольствие.

Занимаясь легкой атлетикой (летом на академическом стадионе, а зимой - в манеже "Зимнего"), я сносно бегал и на лыжах, - скорее не за счёт техники, а благодаря общей выносливости. И, естественно, мне хотелось поучаствовать в соревнованиях со своими однокурсниками и в этом виде спорта. И на зачётный лыжный кросс (на 15 км), завершающий нашу лыжную эпопею то ли на втором, то ли на третьем курсе, я вышел с полной уверенностью в себе и страстным желанием показать неплохой результат, а, может, даже выполнить норматив какого-либо разряда. Разрядные нормы уже давно висели у нас в казарме, и мне казалось, что они совсем уж не такие страшные.

Мы, середнячки лыжного спорта, в отличие от наших разрядников, пользовались самыми, что ни на есть обычными лыжами (которые предлагаются на лыжных базах). Их нам выдавали во время тренировок на кафедре физической подготовки. Никаких мазей мы не использовали, прежде всего, из-за неимения последних, а также из-за неумения ими пользоваться. Во время же этого кросса мне захотелось особенно "блеснуть" и, вспомнив, что в детстве мы натирали лыжи обычным парафином, я и сейчас решил использовать это "универсальное" средство. Раздобыв где-то парафиновую свечу, я густо смазал ею скользящую поверхность обеих лыж, затем растёр парафин мягкой тряпочкой до тонкого слоя - так посоветовал мне кто-то из знатоков - и, страшно довольный, двинулся в общем строю в сторону электрички, которая вскоре унесла нас в уже полюбившийся мне Павловск.

До трассы пришлось идти километра два пешком. Наконец, мы на месте. Пятнадцатикилометровая дистанция разбита на три круга (по 5 километров). Нас пускают на лыжню повзводно. Мы стартовали самыми первыми. Перед стартом я успел опробовать свои лыжи, и скольжение мне не понравилось. Почему-то к скользящей поверхности сильно налипал снег, правда, при мощном толчке лыжи довольно быстро несли меня вперёд, и это обнадеживало, так как запас сил сегодня я чувствовал значительный. На всякий случай стёр видимые следы парафина, и за несколько секунд до старта успел встать в общий строй, заняв место в последнем ряду.

Со старта все, как всегда, рванули в полную силу. Однако разница в "классе" участников была весьма значительной, и вскоре лыжники вытянулись в длинную цепочку, устремившуюся чёрной петляющей лентой в неопределённую даль. В первые минуты я тоже приналёг и успел к выходу на лыжню занять место в середине группы, надеясь постепенно приблизиться и к лидерам. Мощно отталкиваюсь палками, отрабатываю ногами - лыжи немножко проскальзывают, но катят быстро. Пробую сделать первый обгон. Лыжню мне, конечно, уступают с неохотой, но я мчусь почти бегом по параллельной (но уже не такой накатанной) лыжне и всё же обгоняю сразу троих ребят из третьего отделения. Чувствую, что обгоны даются нелегко - лыжи на снегу сразу как бы останавливаются.

Снова на хорошей лыжне. После дополнительных усилий лыжи вновь заскользили быстрее, и я приблизился к следующим впередиидущим. Обогнал ещё троих, затратив уйму усилий. Да, так вперёд не вырвешься. Надо ждать, пока выдохнутся и сами "встанут". Продолжаю катить. Прошли километра три. Вроде бы, лыжня поворачивает в обратном направлении. Скорость движения, чувствую, снижается. Двигаться становится всё труднее. Лыжи просто прилипают к снегу. Отодрать их можно только мощными движениями. Идущие впереди стали постепенно уходить от меня, а я уже не в силах делать мощные рывки, догоняя их почти бегом. Какую же технику избрать? Пробую на месте "прокатить" лыжи резкими движениями вперёд-назад. Нет, уже полностью не очищаются. Надо идти на таких. Выдюжил ещё пару километров. Вот и промежуточный финиш. На нём уже никого, кроме преподавателя и помощников - все отправились на трассу. Скоро меня догонять будут.

На финише узнал своё время. С трудом, но уложился в "зачётные рамки". Сказали, что надо прибавить. Пошёл под уклон немного быстрее - первая половина дистанции кажется полегче. А сзади всё время кричат, требуя лыжню. И не только наши, но и лидеры следующего взвода стали наседать - значит, пять минут уже отыграли. Теперь уж я думаю только о зачётном времени - уже не до соревнований и не до обгонов. Обгоняют всё время меня самого. То и дело с лыжни сходить приходится. После этого лыжи вообще не скользят. Может, лучше сразу всех пропустить вперёд и идти за ними? Тогда уж о зачётных минутах думать не придётся. Нет, надо бежать.

К концу второго круга меня обогнали почти все, в том числе и "не наши". Сзади маячит всего несколько одиноких фигур. Такого я и не мыслил. Да этого и быть не могло - я же был готов физически! Вот что значит неподготовленный инвентарь! Проклятый парафин! Взбрело же мне в башку им намазать! Остальные спокойно катят на "сухих" лыжах. И ещё как катят! Скольжение у всех превосходное! Даже Баранчиков меня давно обогнал, со своим вечно замедленным "хиляющим" темпом. "Ты чего?" - спрашивает. - "Да лыжи совсем не идут!" - что ещё я мог ответить.

А сейчас сзади один Савушка (Гена Савельев) остался. Но и тот потихоньку подкатывает. Поравнялся, спокойно идёт по параллельной лыжне. Тоже диву даётся - что вдруг со мной случилось! Хотел, было, и дальше рядом идти, да не выдержал моего уникального темпа - так никогда до финиша-то не доберёшься. Подождал, подождал и пошёл вперёд...

К половине третьего круга я окончательно обессилил. Одежда насквозь промокла, даже фланелька дымится от пота. Сердце бешено колотится, дыхание прерывистое, воздуха не хватает. Ноги и руки перестают слушаться. Общее состояние таково, что готов рухнуть и лежать недвижимым. Никогда ещё не испытывал такой усталости! В глазах тёмно-фиолетовые круги. Трасса, кажется, плывёт в стороны. Деревья тоже качаются - это при полном-то безветрии! Лыжню почти совсем не вижу. Как бы не сбиться с дистанции!.. Савушка давно исчез из виду...

Сколько же ещё осталось? Только бы дотянуть до финиша... Как бы не оставили меня здесь, среди полей и лесов... Хватит ли сил добраться тогда до остановки? Вроде, и не холодно (пока разогрет), но градусов десять мороза точно будет. Так и замерзнуть, по крайней мере, простыть, недолго. На мне одна полуспортивная форма, шинель на старте осталась.

Нет, только вперёд!.. И я, будто в замедленном темпе, передвигаю не подчиняющиеся мне руки и ноги. Лыжи уже совсем не катят, со всех сторон облепленные напрочь прилипшим снегом. С каждым шагом приходится перемещать пудовую тяжесть. Поразительно, почему не пришла в голову мысль снять лыжи и идти пешком? Может, и приходила, но стыдно было сходить с дистанции...

Сколько ещё до финиша? Иду последние километры. Вокруг меня пустое, совершенно безлюдное пространство. Финиша ещё не видно. В ногах уже болезненные судороги, - наверное, солевое истощение, или чрезмерная перегрузка. Судорог мне только и не хватало! Приходится останавливаться и разминать коченеющие икры. Сил нет даже наклониться. Однако сильная боль приводит в чувство...

Запнулся о какую-то кочку, или не смог поднять вконец отяжелевшую ногу, - упал на правый бок. Какое блаженство - лежать и не двигаться!.. Может, не вставать, полежать с минутку?.. И совсем не холодно, хотя снег забился за шиворот, залепил лицо, залез в перчатки. Вот так и замерзают в снегу переутомленные путники... Нет, немедленно вставать!.. С огромным трудом пытаюсь поднять тело, опираюсь на обе палки. Ноги дрожат, не в силах разогнуться - сразу начинаются судороги в обеих икрах. Тело сковывает сильная боль, сознание вновь проясняется.

Из оставшихся сил обеими руками разминаю ноги. Вновь делаю попытку подняться. Кажется, встал... Тело охватывает непонятная дрожь. Бьёт, как в лихорадке... Делаю первые шаги... один, второй, третий... Еле-еле подымаю пудовые лыжи. Отсчитываю в полубессознательном состоянии сто шагов, затем ещё сотню... Стискиваю зубы, напрягаюсь изо всех сил и плетусь дальше, как паралитик, - выбрасывая вперёд костыли-палки и перемещая всю тяжесть тела на них...

Хорошо, что дрожь прошла. Озноба больше нет, есть только безмерная тяжесть во всём теле. Зачем и кому нужны все эти мучения? Вполне оправдано было сойти с дистанции, уже на втором круге. Всё равно ведь пересдавать кросс придётся... Не привык отступать, сдаваться... Только бы ещё не ушли...
Кажется, вдалеке финиш виднеется... Да, это то место... Но никого не видно... и до него ещё так далеко! Что теперь я смогу сделать?.. Может, кого и встречу на пути, - иногда здесь отдыхающие появляются, лыжники. У вокзала турбаза есть. Там выдаётся напрокат снаряжение. Нет, чья-то фигура вдалеке появилась... Кажется, в форме... Может быть, меня ждут?.. Движется в мою сторону...

Напрягаю зрение, всматриваюсь... Сквозь пелену в глазах вижу - офицер... Да это наш преподаватель - подполковник с кафедры. Теперь я спасен!.. Пытаюсь сделать очередной шаг... и не могу... Стою в полусогнутом состоянии, опершись на обе палки - лишь бы вновь не упасть... Только бы не упасть! Меня качает во все стороны. Преподаватель уже спешит мне на помощь...
- Идти можете?
- Нет... пока нет... Такого ещё не было...

Он достает из кармана шинели конфету и протягивает её мне. Я даже взять её не в силах, не могу оторвать руки от палок. Преподаватель сам развертывает бумажку и сует мне в рот большую шоколадину (кажется, по вкусу "Мишка на Севере"). Челюсти болят, с трудом разжимаются, но я жую. Во рту пересохло, однако постепенно приятная сладость вызывает слюноотделение. Становится удивительно хорошо, как-то даже тепло... Подполковник снимает мои горемычные лыжи, смотрит на них и удивленно покачивает головой. "Парафин", - выдавливаю я. Ему все понятно.

Мы медленно движемся по утоптанной тропинке. Ноги ещё не слушаются меня, но судорог уже нет. И подымать их сейчас несравненно легче. Преподаватель несёт мои лыжи и вдобавок поддерживает меня самого... Стыдно, конечно, но что поделаешь... Надо спешить, на вокзале уже ждут... Сегодня один я всех задерживаю…

В поезде подполковник садится рядом со мной. Ни о чём не спрашивает. Дал мне вторую конфету... Постепенно становится легче. При выходе из электрички уже не испытываю прежней страшной слабости и других симптомов крайнего переутомления. Вечером, конечно, будет не до увольнения. Придётся отлёживаться. Командир взвода знает - сказал преподаватель... Зато довелось испытать подобное! Не каждому такое уготовано. Теперь наглядно представляю это состояние... Урок хороший на будущее. Готовиться к забегам надо тщательно... и с умом. А, в крайнем случае, следует вовремя остановиться - уметь предвидеть опасность... Да, жизненный опыт приобретается не сразу, и многое приходится испытывать "на собственной шее"... Но почему только со мной такое случается?..

Пересдача проходила через две или три недели, в конце февраля. Трассу выбрали уже не в Павловске, а, кажется, в Парголово. И казалась она заметно сложнее - проложенная по сильно пересечённой местности. Был ясный, солнечный день. Снег вокруг светился и блестел множеством мельчайших огоньков. Отяжелевшие от снега ветви елей свисали до самой земли, образуя вокруг толстых стволов  настоящий белоснежный шатёр. В отдельных местах лес казался совершенно нехоженым. Покрытые инеем, пушистые вершины берёз ярким белым контрастом выделялись на светло-голубом небе, создавая сверкающий причудливый орнамент, искрящийся радужными огоньками мельчайших кристаллов. Ярко блестели широкие просторы дальних полей... Хорошо объезженная лыжня виляла среди елей и сосен, ныряла в какие-то глубокие овраги, подымалась по крутым склонам вверх, стелилась по заснеженному льду небольшой речушки, снова убегала в редкий лес, катилась по пологому склону чуть ли не километр и вновь устремлялась на подъём почти до самого финиша.

Нас, пересдающих, было человек пятнадцать-двадцать, собранных со всего курса. Из нашего взвода такой чести удостоились, помимо меня, только Савушка и Саша Казаков, по-видимому, стоявший в тот трагический для меня день в наряде.

Мы с Сашей с самого начала дистанции вырвались вперёд и быстро оторвались от остальной группы участников. Вначале Саша бежал впереди, но мне казалось, что мои лыжи катят всё-таки быстрее. Внутренняя сила и накопившаяся в теле энергия просто толкали меня вперёд. Говорю Сашке, что буду лидировать. Тот уступает лыжню, и мы просто-таки летим под уклон. Лыжи сегодня катят удивительно легко по покрытой тонкой ледяной корочкой лыжне, и кажется, что ты несёшься безо всяких усилий.

Да, с такой скоростью не только норматив, но и разряд вполне выполнить можно. Надо будет сориентироваться на промежуточном финише. Прибавляю темп и лечу в полную скорость. Как приятно чувствовать её, когда ничего не болит, когда не чувствуешь никакой усталости, когда всё тело подчиняется твоей воле и выполняет все отдаваемые ему команды: когда над ним нет никакого насилия, и всё, что ты не делаешь, доставляет тебе только радость и удовольствие!..

Санька приотстал, катит уже метрах в ста позади. Впереди -никого - пустая лыжня, и можно не терять время и скорость на обгоны... На полном ходу ныряю с крутого склона на дно оврага. Не торможу, не боясь упасть, и легко преодолеваю спуск, скатываясь к руслу речушки. Несусь дальше по ровной лыжне среди покрытого инеем густого кустарника, высоких стеблей осоки, жёлто-серым частоколом подымающихся над высокими сугробами. Лыжня по-прежнему твердая, несмотря на яркое солнце, согревающее открытые пространства.

Быстро взбираюсь на крутой левый берег и вновь бегу вдоль лесного массива. Синие тени деревьев мелькают на яркой, блестящей трассе, взор туманится от скорости и от беспрерывной смены освещенности. Ни спереди, ни сзади лыжников не видно. Скоро промежуточный. Выскакиваю к нему на полном ходу, спустившись по короткому пологому склону. Преподаватель одобряет меня, успев сказать, что я значительно превышаю норматив третьего разряда, и советует не сбавлять темп, пока солнце не размягчило трассу. Да я и сам не хочу терять это удовольствие. Конечно, я понимаю, что это скорость только в моём представлении, - спортсмены бегут куда быстрее. Но, сравнительно со всеми предыдущими моими забегами, сегодняшний бег для меня совершенно особенный.

Примерно на середине трассы, перед самым спуском к речке, я увидел впереди фигурку лыжника. Наверное, кто-то из отдыхающих прогуливается. Мчусь за ним по спуску, вскоре догоняю среди кустов на льду речушки. Ба! Да это же Сашка Казаков!? Я же здесь как раз оторвался от него на первом круге. "Что-то случилось? - спрашиваю. - "Нет, - говорит, - я уже на второй круг чешу!(?)" Когда только он успел меня обогнать? Да нет, такого не было.

Прибавляю ещё и снова намного ухожу вперёд. На промежуточном финише сзади вновь никого не видно. Преподаватель говорит, что при таком темпе и второй разряд можно выполнить! Мыслимо ли такое?! Однако трасса становится тяжелее - солнце делает своё жаркое дело. Правда, скорость заметно не снижается, скольжение хорошее, сил осталось достаточно. Однако уже приходится прикладывать усилия. Но сейчас это не страшно, запаса прочности хватит на последние пять километров. Бегу то переменным шагом, то толкаюсь двумя палками сразу. Скоро и крутой спуск в овраг...

Впереди опять кто-то маячит. Быстро догоняю - снова Санька! Вот чёрт быстроногий! Где он только трассу срезает? Ведь на каждом круге несколько сотен метров у меня выигрывает. Ничего не скажешь, парень шустрый! Когда только успел всё оценить и разведать? - ведь вместе на трассу прибыли...

Пришлось вновь налегать на лыжи и палки, чтобы прийти первым. Но и Сашка тоже резко прибавил и не отставал до самого подъёма в горку. Я опасался, что он и тут меня надует, но трасса шла уже прямо к финишу, срезать здесь было негде. В итоге я всё же был первым из всех наших "отстающих" и время показал вполне приличное. Правда, до второго разряда немного не дотянул - опыта не хватило. Можно было бы где-то и прибавить, где-то быть просто поувереннее и не сбавлять на спусках скорости. А можно было бы и воспользоваться Сашкиным методом - тогда и до первого разряда было бы недалеко! Но какой резон? А тут такое удовольствие, в том числе и от собственного вполне реального успеха... А Сашка со мной здорово поиграл в "кошки-мышки" - как тот ёжик с кроликом, обгонявший длинноухого каждый раз на картофельном поле... Но для этого особый расчёт нужен!..