Мы никогда не унывали

Виталий Бердышев
Прекрасная фотография! Чистые, светлые, открытые, улыбающиеся лица. Все в каком-то едином радостном порыве. Возможно, после очередной победы нашей волейбольной команды, — кстати, Костя Сотников, член сборной по волейболу, — в центре событий. Остальные — болельщики, слева направо, курсанты нашего третьего курса: Сева Чернявский, Витя Цыгулев, Костя Сотников, Женя Ляшевский, Юра Каретин, Витя Половинко, вместе с друзьями со старшего курса, успевшие получить после слияния ВММА и ВМедА звания лейтенантов медицинской службы.

Последним повезло больше, чем нам. Уже офицеры, живут на квартирах, получают офицерское денежное содержание. Не ходят с утра и до вечера строем — и по территории академии, и вне ее. Только учись! Пользуйся любой академической и городской библиотекой. Отдыхай, где хочешь. Повышай свой культурный уровень, сколько хочешь. И патрули в городе тебя не ловят так ожесточенно, как нас, курсантов. Нет, наша жизнь и учеба не идут ни в какое сравнение! Но, как видно из фотографий, мы ничуть не унывали. Уже частично приспособились "к тяготам и лишениям", — адаптировались к казарменной курсантской жизни. Находим в ней свои светлые стороны. Успеваем и физкультурой заниматься, и спортом, и участвовать в художественной самодеятельности. Приобрели друзей и знакомых в нашей культурной столице, на вечерах с девчонками встречаемся: танцы, проводы, приглашения в гости, домашние посиделки... Кто-то и в научных кружках занимается: некоторые — из временного интереса (такие, как я, Слава Филипцев), другие — основательно, с перспективой на будущее (Слава Караганов, Костя Иванов, Олег Громов, Толик Овчинников, Коля Ермилов, Витя Шостак т др.). Сейчас можно с уверенностью сказать, в наших условиях мы не только выдержали в целом непростую курсантскую жизнь, но и закалили свой характер, окрепли физически, приобрели необходимые знания по специальности и к моменту выпуска были готовы к дальнейшему прохождению воинской службы на кораблях и в частях Военно-морского флота, к работе в должности военно-морских врачей. И, как показало будущее, в полной мере оправдали возлагавшиеся на нас надежды.

Служебную и жизненную судьбу улыбающихся с фотографии ребят я почти не знаю. Отдельные фрагменты из служебных биографий можно найти в публикациях Ю.А. Антонишкиса — почетного "старосты" и хранителя информации курса, а также в произведениях Ю.Н. Носова-Пахомова и великолепных воспоминаниях К.С. Иванова. Лишь с Юрой Каретиным в начале двухтысячных у меня была регулярная переписка. Он читал многие из моих первых книжек, всячески поддерживал мои литературные начинания, и даже собирался приехать ко мне в Иваново из Москвы на своей машине. Судьба не позволила мне встретиться с Юрой, как, впрочем, и с другими ребятами. Хотя меня радует и виртуальное общение с ними (по скайпу и по телефону). И по-прежнему я сохраняю надежду на чудо — которое позволит мне хотя бы частично вернуть потерянную двигательную активность и в самом конце своего земного бытия встретиться с оставшимися в строю друзьями-однокашниками.