Истории Петергофской Белки, Сергиевка

Ермилова Нонна
Небольшое предисловие:

Пояснение: к этому рассказу, как и к нескольким другим сюжетам  есть архитектурная аудио-видео зарисовка на моем канале Ютюб ( ссылка на моей странице), так что каждый , кто пожелает увидеть парк Сергиевку, Петергофскую Белку, медных собак  и другие петербургские достопримечательности на моих фотографиях, а так же услышать чтение рассказа в авторском исполнении, добро пожаловать!   
Я - журналист, художник, автор нескольких книг и сценариев, в течение нескольких лет работаю над серией познавательных рассказов "Истории Петергофской Белки" . Один из рассказов был опубликован в журнале "Костер",вышел радиоспектакль на Радио России ( 15.07. 2017), который можно послушать из архива. Все ссылки есть  сейчас в разделе "внешние ссылки".
На Радио Мария Санкт-Петербург вышли в эфир все (пока все) написанные рассказы о путешествиях Белки и их можно послушать, аудиозаписи в свободном доступе. И еще я сделала два слайд-фильма по этим аудиозаписям, иллюстрировав чтение своими фотографиями парка Сергиевка!Они есть на моем канале на ютубе.
И наконец,в начале 2021 года в издательстве "Серебряный век"  вышла первая, красочно оформленная, с иллюстрациями и историческими комментариями книга "Истории Петергофской Белки", в которую и вошел этот рассказ так же! 


А здесь я публикую рассказ Белки о путешествии в мой любимый парк - Сергиевку, имение герцогов Лейхтенбергских. Историю медной собаки герцога Лейхтенбергского я узнала от необыкновенно творческого человека,исследователя и пропагандиста ценностей этого прекрасного парка, подлинного и бескорыстного хранителя исторического наследия профессора Дмитрия Владимировича Осипова.
Итак, слушайте Петергофскую Белку)!:


Петергофская Белка, медные собаки Максимилиана Лейхтенбергского и тайна  Каменной головы.

Ранним  осенним  утром Белка проснулась в  своем домике  в дупле дуба, и сладко потянувшись, выглянула, чтобы удостоверится,  что погода на улице  такая же ясная и солнечная, какой и стояла всю неделю.
Погода и впрямь была прекрасной!
Легкий утренний  холодок бодрил, а раннее солнце светило так приветливо, что  отправиться в  небольшое путешествие  было в самую пору.
Сегодня путь её лежал в парк Сергиевка, который находился  недалеко от Петергофа. Конечно, Белка могла бы  запросто отправиться туда, доверясь собственным лапкам и пушистому хвосту, но осенние дни, хоть и бывают погожими, а все же не так длинны, как летние, в то время как  предстояло успеть сделать много важных дел.
Поэтому  Белка-путешественница…нет, наша Белка-путешественница не стала звать на помощь уток, чтобы подобно знаменитой путешественнице-лягушке отправиться с их помощью  в  далекие странствия. Да и странствия были совсем не такие уж и далекие –  ведь  и Старый  и Новый Петергоф являются частями одного города Петергофа.
Новый Петергоф расположен в восточной его части, а Старый в  –   западной. Когда-то давно, на месте Старого Петергофа располагалось поселение крестьян, строителей  царской резиденции, ведь первоначально парк и дворец должны были построить западнее ныне существующего ансамбля. Но затем центр ансамбля был перенесен на восток, на то место, где ныне располагается Нижний парк, и появилось новое поселение строителей. Эти две слободы и получили название Старый и Новый Петергоф.         

Белка, чтобы не тратить  лишнего времени на дорогу, дождалась, когда недалеко от ворот  Петергофского парка остановится автобус, незаметно юркнула в открытую дверь и спряталась под сидением. К счастью, пассажиров в автобусе было немного, и никто не обратил внимания на Белку, решившую прокатиться «зайцем».      

Итак, Белка покинула родной Петергофский парк и отправлялась в Старый Петергоф,  в бывшую усадьбу Сергиевка, или усадьбу Лейхтенбергских с  важной миссией!
Она должна была  открыть тайну, связывающую имя   великого русского поэта  Александра Сергеевича Пушкина  с одним удивительным каменным изваянием из ледникового валуна, которое и было расположено в этой усадьбе.
И ей предстояло еще отыскать загадочный валун!
О том, что эта удивительная связь существует, Белка совсем недавно услышала от  одной чрезвычайно учёной сороки, когда обнаружила, что огромный камень, на котором она расположилась в парке Александрия, на самом деле – высеченная из валуна каменная скамья. Такие скамьи, как узнала Белка, можно встретить в разных  пригородных парках. Была такая скамья и в имении  прадеда Пушкина Абрама Ганнибала – Суйде, и будто бы на этой  скамье Ганнибал, отошедший от государственных дел, предавался раздумьям о смысле бытия.
–  Смысл бытия, в чем он? В интересных встречах, открытиях, увлекательных путешествиях и новых друзьях? –  размышляла Белка, стараясь не высовывать любопытную мордочку из-под сидения. – Или в рассказах  и красочных воспоминаниях?   
Но то, что ей предстояло увидеть в Сергиевке, не было каменной скамьей. Что это было за диво, пока Белка не знала.
Но зато ей  было хорошо  известно, что на территории Сергиевки живет множество разных  удивительных живых существ – ведь это настоящий природный заповедник. Одних птиц здесь обитает около  двухсот разных видов. Среди них и зеленый и белоспинный дятел, и  лебедь, и выпь, птица,  живущая в прибрежном тростнике и по окраске напоминающая его сухие стебли, чей крик похож на  рёв быка и разносится  далеко по округе. А еще в парке живет одна из самых крохотных птичек – крапивник, которая вьёт свои гнезда в  зарослях папоротниках. 
Живут здесь и обычные мышки и летучие мыши  самых разных видов, и ёжики, но что самое важное для нашей Белки –  здесь живет кузина нашей Белки, чрезвычайно учёная и образованная белка.
Она знает всё о парке, потому что общается с научными сотрудниками Биологического Научно-исследовательского института, который  с 1920 года и по сегодняшний день занимает  территорию и здания бывшей усадьбы Лейхтенбергских.
Учёные охраняют и изучают памятник природы. А белку, как живого и дружественного представителя природы  ещё и  подкармливают разными вкусными вещами.
Научно-исследовательский институт разместился в здании дворца и прилегающих к нему служб. Так вот, на бывшем Гофмейстерском корпусе, что  рядом  с дворцом Лейхтенбергских, на втором этаже  подвешена специальная кормушка для белки.
Если вы будете прогуливаться по парку – обязательно посмотрите на эту кормушку, и  может быть, вам как раз посчастливиться застать тот момент, когда Учёная Белка обедает или завтракает.   
Все научные сотрудники любят прекрасный парк, в котором работают и стараются узнать о нём как можно больше. А самый главный знаток  парка –   профессор  Дмитрий Владимирович  Осипов, который много лет возглавлял  Биологический институт и  трудится здесь уже пятое десятилетие.
Дмитрий Владимирович – самый настоящий хранитель культурного наследия. Он отыскал утраченные реликвии усадьбы  – статуи, некогда украшавшие террасы дворца,  сделал целый ряд настоящих  археологических  находок, и написал статьи и книги о своих исследованиях.

И – да, остановка автобуса перед дворцом и парком Сергиевка так и называется – «Биологический институт».
Как только кондуктор произнес эти заветные слова, Петергофская Белка стремительно выскочила из своего укрытия и выпрыгнула в открытую дверь. Все это произошло так быстро, что, как и в первый раз, никто ничего не успел заметить.
Зато Учёная  Белка-кузина уже  давно ожидала свою сестру  – ведь ещё накануне она получила весточку о её приезде по птичьей почте.

– Да, да! – обрадовалась кузина, –  ты все правильно рассказала о наших учёных. А профессор  Дмитрий Владимирович  собрал буквально по частям  мраморную статую Немезиды, отреставрировал прекрасную  статую Венеры, отыскал собаку  Максимилиана Лейхтенберского и  написал о Сергиевке множество научных статей  – одну из них о фонтанах Сергиевки!
– О фонтанах! – обрадовалась Петергофская Белка, которая, конечно же, понимала толк в фонтанах. Она с восхищением слушала рассказ Белки-кузины, проживающей в Сергиевском парке. – А что это  за собака Лейхтенбергского?  Неужели же она подобна загадочной собаке Баскервилей?
Белка  невольно поёжилась и шёрстка у неё на спинке встала дыбом. Она, конечно, знала и легенду о таинственной  призрачной собаке и то, что сама собака в повести Конан Дойла на самом деле была настоящей и покрытой светящимся веществом, но все же мысль о появлении огромной собаки на парковой дорожке её пугала.
Вы спросите, откуда это знала Белка? Очень просто! Она читала книжки, которые читают дети, гуляющие в парке и на берегу залива. А один мальчуган как раз совсем недавно прочел  всю «Собаку Баскервилей», не останавливаясь даже на то, чтобы съесть морожёное.
Но Учёная Белка тут же поспешила успокоить  свою петергофскую сестру.            
      
– Эта собака, а точнее, собаки –  ведь их было две, верно служили своим хозяевам, да и сделаны были из металла – методом гальванопластики. Дело в том, что владелец дворца герцог  Максимилиан Лейхтенбергский, супруг старшей дочери Николая Первого, Марии Николаевны, был разносторонне образованный человек, сам  неплохо рисовал, разбирался в  искусстве и занимался  гальванопластикой. У герцога была своя лаборатория в Зимнем дворце, которая потом была перенесена в помещение Главного штаба гвардии, а позднее на базе этих мастерских  было создано первое предприятие такого рода, получившее название «Санкт-Петербургское  гальванопластическое, литейное и художественной бронзы механическое заведение». Здесь изготавливались барельефы и статуи для украшения города, в  том числе и художественное убранство Исаакиевского собора и  дверь Главного штаба. А для своего загородного дворца  герцог Максимилиан сделал  двух медных  псов по образцу мраморных собак, украшающих музей  Ватикана.
– Медных  в иносказательном смысле, словно бы знаменитый Медный всадник? – удивилась Белка. Она отлично знала, что знаменитый бронзовый памятник, творение скульптора Этьена Фальконе, изображавший императора Петра Первого на вздыбленном коне, получил  свое название «Медный всадник» благодаря одноимённой поэме Пушкина. – Но я не слышала, чтобы Александр Сергеевич написал и о медных собаках тоже! Другое дело, что он писал о волшебной белке…
– Медных в самом что ни на есть прямом смысле! И Пушкин тут как раз и совершенно ни при чем! – поспешила разуверить ее Учёная Белка. – Ведь гальванопластика применяется для получения  металлических копий предметов методами электролиза, и особенно хороша для создания точных художественных копий. А основной металл, с которым она работает – это медь!
– Интересно было бы узнать, –  сдержанно заметила Петергофская Белка, всё ещё не очень доверяя  словам о безопасности  псов Лейхтенбергского,     –   каким это образом медные собаки охраняли дворец?    
– Они сидели у восточного фасада дворца, на пьедесталах по обе стороны ступеней – вот здесь! –  воскликнула Белка-кузина, махнув лапкой в направлении дворца, к которому они как раз приближались.  –    У обоих псов  голова была повернута  так, словно бы  они встречали своих хозяев, когда карета подъезжала ко дворцу.
– А где же они теперь? – спросила Белка,  в душе надеясь, что  собаки не прогуливаются по парку, как, например, это делали собаки с глазами как чайные плошки в сказке Ганса Христиана Андерсена «Огниво» –  эту сказку она тоже недавно читала вместе  с малышами в родном парке.
– Увы, собаки были утрачены во время войны!  –  отвечала Белка-кузина. Но только Петергофская Белка вздохнула облегченно, как кузина радостно прибавила: – Но одна из собак все же отыскалась! Нашли её  на чердаке  Китайского дворца в Ораниенбауме! А  стараниями профессора  Дмитрия Осипова её  удалось  отреставрировать. И потом собака …
– И потом собака…  –   Петергофская Белка на всякий случай оглянулась.
– И потом собака Максимилиана Лейхтенбергского долгое время  обитала  во внутренних помещениях дворца!
– Значит, сейчас она  не выходит  встречать гостей? – уточнила Белка. 
– Отнюдь, – подтвердила кузина, – тем более, что  теперь её и вовсе здесь нет.
– Так все-таки она решила  прогуляться по парку?! – догадалась Белка.
Но поскольку кузина только покачала головой, Петергофская Белка снова предположила:  –  Неужели же собака отправилась навестить родных в Ватикан?
– И ты всерьёз полагаешь, что собака, отлитая из металла, смогла бы незаметно проникнуть в самолет и улететь в Италию? –  скептически  сморщила носик кузина, и не без иронии добавила:  это ведь не на автобусе зайцем от Петергофа прокатиться! Но, впрочем, собаке  столь   благородного происхождения, такое  бы и в голову не пришло.   
При этих словах настал  черед Петергофской белки наморщить нос, чтобы скрыть смущение. Мысленно  же она дала себе слово впредь добираться  всюду самостоятельно, не прибегая к помощи городского транспорта, ну, и в крайнем случае, постараться уговорить брать её с собой в путешествие попутных уток.   
– И что же это за  благородное происхождение? – небрежно поинтересовалась Белка, – хотелось бы для начала понимать, что за породы  эта собака? Дог, ротвейлер, сенбернар, или может быть шарпей? 
– И дог, и шарпей и сенбернар, – закивала головой кузина.
– А может быть, еще и ньюфаундленд? –  с иронией продолжила Белка, –  тогда уж точно получится так, как в песенке поётся – «наш щенок похож немного на бульдога и на дога, на собаку водолаза и на всех овчарок сразу»! 
– Вообще-то, это они скорее похожи на нашу собаку! – ни мало не смутившись,  с достоинством отвечала кузина. – Ведь наша собака той самой древней охотничьей породы, названной  малосской, от которой-то и  произошли современные сенбернары и шарпеи. Да и не только они, а еще и немецкие и бордосские доги, немецкие боксёры, мастифы, ньюфаундленды.   О собаках этой породы, которые в древности охраняли стада и участвовали в боях, написал даже  сам Аристотель в своей «Истории животных». Они  отличались силой и бесстрашием в бою, но в то же время имели добрый нрав и обладали исключительной преданностью своему хозяину. Недаром же этих псов запечатлели в мраморе ещё  древние греки в третьем веке до нашей эры, а затем,  в первом веке нашей эры  повторили римляне уже в виде копии. Эти копии-то и хранятся в музее Ватикана.      
– Положим и мы, белки, оставили свой значительный след в искусстве, – пробормотала Белка, на которую, как она ни старалась изо всех сил выглядеть невозмутимо, история собак произвела большое впечатление. –  Изображение белок есть на многих  картинах, и  даже  на фасадах домов в Петербурге. Взять, к примеру,  дом на Московском проспекте, 208 или вот и  на Садовой, 67.  А самые знаменитые белки  в Петербурге запечатлены в росписях Лоджий  Рафаэля в Эрмитаже. А что такое Лоджии Рафаэля в Эрмитаже? Это  же копии ватиканских росписей  крытой галереи Ватиканского дворца в Риме, сделанные по заказу императрицы Екатерины Второй! Так что  в нашей северной Пальмире живут не только собаки, но и белки из  музеев Ватикана!   

При этих словах Белка слегка приободрилась, хотя и  оставалось  по -прежнему непонятно, каким образом  даже такая значительная  роль белок в искусстве могла позволить  им путешествовать всюду без билета!
– И куда же так далеко от дома могла уйти эта высокородная  собака, которая никогда не ездит зайцем? – задалась она справедливым вопросом. Ведь как известно, на своих ногах, будь они даже созданы по методу гальванопластики из меди, очень-то  далеко не уйдешь.
– А ей и не понадобилось покупать билет, – развела лапками кузина, –  за ней прислали персональную машину. Ведь нашу  собаку увезли ни много ни мало  в музейные фонды  Петергофского дворца.
– В Петергоф! – не поверила Белка, и тут же задалась вопросом. – Но отчего же мы никогда с ней не встречались?
Белка  была хорошо знакома  с моськой из фонтана Фаворитный, и та  поведала ей обо всех четвероногих любимцах российских императоров, но ни словом  не упомянула медных псов герцога Максимилиана.    

– Собаку  поселили  в фондах,  и видимо, именно поэтому-то никто в парках о ней не слышал.  В запасниках  находится  много ценных экспонатов. Там для них созданы специальные условия хранения. Таковы  научные требования музеефицирования! – важно  пояснила кузина, как бы давая понять, что  требования науки во всем и всегда должны быть  на первом месте.
– Но ведь это всё равно, что сидеть в темнице! Должно быть, ей скучно там,  –  неожиданно для себя  впервые посочувствовала грозной собаке  Белка.
– А мы-то как скучаем по ней! – тут же призналась  кузина, смахнув лапкой  набежавшую слезинку. – Сотрудники института даже написали трогательные, берущие за сердце стихи, посвященные  нашей собаке. В них говорится о собаке, хранительнице наших мест, оберегающей покой дворца, парка и всех их обитателей. Собаке, грозной  и беспощадной к хулиганам и вандалам и безмерно преданной друзьям высокого искусства и  прекрасной  природы.
– И что же, с тех пор собака навсегда была разлучена с родными местами? – дрогнувшим голоском спросила Белка.
– Лишь однажды с тех пор удалось собаке  снова побывать  дома, и то всего на один денёк, – вздохнула кузина,  – когда во дворце проводилась научная конференция, и на ней звучал доклад про гальванопластику,  собаку, которую сопровождал сам главный хранитель скульптуры Петергофа, привезли сюда  в качестве  блестящего подтверждения  достижений в области гальванопластических работ.
– Так это еще и  учёная собака! Она участвовала в научной конференции! – восхитилась Белка, – когда я вернусь домой, я непременно  должна с ней познакомиться и подружиться! Ведь и у нас, белок, и у этой  собаки есть родственники  в далеком Ватикане, а значит, мы и сами почти родня! И я обязательно прочту ей стихи, как привет от друзей из родного парка.
 
Петергофская Белка сразу повеселела и подбежала поближе к восточному фасаду дворца, чтобы получше  рассмотреть место, откуда  бронзовые собаки приветствовали своих хозяев. 
И что это? У самой стены дворца она обнаружила большой стеклянный купол, под которым Белка разглядела нечто похожее на колонну. 
Кузина, заметив удивление гостьи, с гордостью пояснила: –   Это свидетельство о существовавшей в Сергиевке фонтанной системе!
И пока Петергофская Белка с удивлением рассматривала колонну, кузина рассказала, что в Сергиевке было целых одиннадцать  фонтанов – недаром же владелица усадьбы и супруга герцога Лейхтенбергского, Мария Николаевна была дочерью императора Николая Первого, который так много  сделал для развития Петергофского парка и его фонтанной системы. 
Белки, обходя дворец, оказались на террасе, с которой открывался удивительный вид.
Как и дворец в Петергофе, дворец Лейхтенбергских располагался на краю плато и с возвышенности хорошо  был виден  Финский залив и проходящие по нему корабли, а в  солнечные дни и Кронштадт. От дворца до самого залива вела зеленая просека, которую пересекало шоссе.
  –   Здесь, внизу, на зеленой террасе был разбит цветущий  газон с дорожками и мраморными скульптурами, а в центре располагался  высокий фонтан, –   гордо сказала белка-кузина.
Петергофская Белка внимательно всмотрелась в зеленую лужайку, и  ей удалось представить себе дорожки,  аккуратно посыпанные гравием, нарядные цветники и, наконец, она на самом деле увидела, что трава в центре поляны  все еще хранит очертания чаши фонтана, словно бы по ней вычерчен круг огромным циркулем.
Она  невольно подумала о родном Петергофе, о его фонтанах,  таких разных и неповторимых, о тех фонтанах, которые появились при Петре Первом,  императрицах Екатерине и Елизавете и Анне Иоановне –   во время войны  фонтаны были разрушены или утрачены, но вновь воссозданы кропотливым трудом  самоотверженных  реставраторов. Как  хорошо, что родной Петергоф  восстал из руин благодаря  этим  достойным людям, но и  жаль, что, оказывается, восстановить фонтаны удалось не везде!
– Зато удалось восстановить сам дворец, который был сильно разрушен! И соседний с ним дворец в усадьбе Собственная дача, тоже был практически воссоздан заново! Он принадлежал  старшему брату хозяйки этого дворца, наследнику престола – цесаревичу, будущему императору Александру Второму, царю-освободителю, – сказала белка-кузина, видя,  что от разговора об утраченных  фонтанах петергофская сестрица загрустила.    
Петергофская Белка кивнула.
Она перевела взгляд на просеку, продолжавшуюся от шоссе до самого залива. В центре её росла одинокая сосна, вырисовываясь изысканным силуэтом на серебре  неба, сливавшегося с водой. Сама  широкая полоса  казалась покрытой ковром зеленых трав, который замыкал желтый прибрежный песок.
–   Вот бы пробежаться, как по пружинящей зелёной ковровой дорожке до самого залива, –  мечтательно подумала Белка.

И вот они уже пересекли шоссе и оказались на пути к заливу. Увы, то, что со ступеней северного фасада дворца  представлялось мягким ковром из цветов, на деле оказалось непроходимыми зарослями высокой травы. Белки скоро оставили затею пробираться по ней и перешли на деревья, перепрыгивая с ветки на ветку.
–   Зато будет о чём рассказать в мемуарах, –   утешалась Белка.
–   Здесь мы увидим то каменное  чудо, которое связано с Пушкиным? – уточнила она у кузины.   
–   Еще нет, но то, что мы увидим, безусловно, можно назвать чудом…или одной из чудесных загадок усадьбы Лейхтенбергских,  – сообщила кузина. Раз – и одним прыжком она перемахнула на ветку яблони, и за яблонями открылось строение из красного кирпича с высокой трубой. Увы, оно было полуразрушено.
Белки спрыгнули на траву, и Петергофская Белка поняла – то, что казалось ей издалека полосой прибрежного песка, на самом деле, было сухой золотистой осокой, которой зарос берег залива. И в этой осоке Белка действительно обнаружила нечто интересное  –  прямо на берегу возвышался огромный камень, на вершину которого вели ступени, вырубленные прямо в самом  камне.
Белка тут же стрелой взлетела по ступеням и оказалась на небольшой площадке, в которой обнаружила четыре отверстия.  Не найдя этому в своей голове никаких объяснений, она вопросительно посмотрела на сестрицу.
Та, торжественно усевшись на камень и распушив хвостик, объявила:  –   Перед нами   –   здание водонапорной машины, благодаря которой к фонтанам Сергиевки поступала вода,  или, по другим источникам,  прачечной. И у той и у другой версии назначения  этого здания есть свои сторонники и противники.
Петергофская  Белка подумала, что кузина не зря так много общается с учёными  –   её выступление точь-в-точь напоминало презентацию какого-то научного проекта.            
–    Яблони, которые мы здесь видим, быть может, связаны с теми временами, когда этот камень служил своеобразной площадкой для домашних представлений. Говорят, что на нём была установлена специальная скамья, отсюда и отверстия, которыми она крепилась,  а фоном выступлению служили небо и морские волны.
Белка попыталась представить, как здесь разворачивались спектакли или как    декламировались стихи. Разгуляться воображению мешали густые заросли осоки.
  –   А еще этот камень иногда называют пристанью императорской яхты. Это очень романтичная, но, скорее всего, неверная версия. Во всяком случае, ученые её отвергают.
  –   Еще бы!  – воскликнула Белка, –   любой, даже далекий от науки поймёт, что яхта не могла плыть по зарослям осоки. Тут даже мы не сможем пробраться!      
–   Осока так разрослась  совсем недавно, – пояснила Белка-кузина, – но здесь всё равно  слишком мелко для того, чтобы могло подплыть  судно. Да и камень не очень удобен,  чтобы служить пристанью. 
– Стихи, выступления… –  почесала лапкой ушко с кисточкой Петергофская Белка, – а может, всё же это каменное изваяние связано с великим Пушкиным?
И ей тотчас представилось, как стоящий на камне, как на пьедестале  Александр Сергеевич  в крылатке, простер руку на фоне  свинцового Балтийского неба и произносит что-то вроде: –  Здравствуй, племя младое, незнакомое!
Но кузина разочаровала её, объяснив, что большинство зданий  именья Лейхтенбергских было построено в сороковых  годах 19 века, то есть уже после трагической гибели великого поэта в 1837 году. Сам дворец  по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера  был возведен в 1842 году.
Белка обрадовалась, услышав имя Андрея Ивановича Штакеншнейдера – ведь этот архитектор  много строил в Петергофе, и особенно в любимой ею Александрии. Не удивительно, что любимый архитектор императора Николая Первого получил заказ на строительство загородного дворца для его старшей дочери.
–  Так значит, Пушкин не был в именье Лейхтенбергских? – удивилась она.
–  Он не был в имении Лейхтенбергских, –  пояснила кузина, –  но был в этих местах, ведь история их  началась гораздо раньше! Эта усадьба сложилась из разных приморских имений. И владельцами их были царевич Алексей, сын Петра Первого и его сын Петр Алексеевич, Петр Второй, а так же Румянцевы и Долгорукие. Название «Сергиевка» усадьба  получила по имени  сына фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, Сергея Петровича Румянцева. А к 1820-м годам эти владения были собраны вместе Кириллом Александровичем Нарышкиным, обер-гофмаршалом двора Николая Первого, который создал здесь парк  с  большим господским домом и  множеством построек.
В 1839 году у наследников  Нарышкина имение было приобретено в качестве свадебного подарка  дочери императора Марии Николаевне, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
–  А  что же все-таки Пушкин? –  не сдавалась Белка. 
–   Про Пушкина лучше умеют рассказывать научные сотрудники,  –  призналась кузина, –  тем более, что история про Пушкина и ледниковый камень до сих полна загадок. Но  скажу сразу, что по одной из версий, юный Александр Пушкин побывал здесь в 1818 году,  с одним из своих друзей, Николаем Раевским,  они прогуливались по этим местам…
Петергофская Белка обрадовалась, что оказалась не так далека от истины, и вполне  возможно, что Пушкин декламировал  другу свои стихи на фоне морского неба и  бурных волн.
–  Только самые главные его стихи тогда написаны еще не были, – добавила Учёная Белка, –  даже самая первая поэма «Руслан и Людмила».
–   Верно,  поэма «Руслан и Людмила» была написана двумя  годами позже! – согласилась Белка, в тайне довольная тем, что она может достойно поддержать беседу о творчестве Александра Сергеевича.
–  С этой-то  поэмой и связана наша Сергиевка! –  не удержалась кузина. –  Впрочем, поспешим!
И они направились обратно ко дворцу. Пробежались по лужайке, где когда-то бил фонтан и  вышли  к руслу маленькой речушки, которая причудливо петляла по дну глубокого  оврага  с западной стороны дворца.
–  Это речка Кристателька, – сообщила кузина, –  на ней было множество разнообразных  каменных плотинок, каскадов и мостиков, но, к сожалению, восстановлены далеко не все. В этом месте, до моста, от которого лестница  ведет к дворцу,  остались одни руины. А раньше  в низине оврага еще  располагались и  многочисленные скульптуры из коллекции, которую привёз в Россию Максимилиан Лейхтенбергский. 
И действительно, они уже миновали несколько каменных руин, в которых Белке чудились очертания мостиков. Нарядно одетые люди могли переходить  по ним  с одного берега на другой, чинно прогуливаться по  зеленой низине оврага, любоваться  прекрасными скульптурами  и подниматься вверх по ступеням каменных лестниц   –   эти ступени, ведущие к западному фасаду дворца, Белка успела приметить на одном из крутых склонов. Правда, представить изящно одетых дам в длинных платьях, спускающихся или поднимающихся по ним, она не смогла. Да, впрочем, и кавалеров тоже.  –  По ним теперь только белкам бегать впору! –  решила она.
–  Выше по течению есть несколько отреставрированных мостиков, и несколько маленьких запруд с водопадами и  даже  самый настоящий большой мост-плотина с  каскадом!  – похвалилась кузина. –  А ажурные чугунные  мостики, которые  увы, не сохранились до нашего времени, создал   Львов.

–   Знаменитый зодчий Николай  Александрович Львов? –  со знанием дела переспросила Белка. Ведь всякая просвещенная белка, живущая в парках Петергофа, знает, что архитектор Николай Львов построил Невские ворота  Петропавловской крепости, здание Почтамта, дом Державина на Фонтанке, храм Кулича и Пасхи, как называют в народе храм Святой Троицы, Приоратский дворец в Гатчине, и множество храмов и  дворянских усадеб  в родном Тверском крае.
– Николай Львов был  человеком уникального ума и обладал множеством талантов – он был и художником, и сочинителем, и учёным, его интересовало всё – почему бы ему еще и не строить мосты? – решила Белка.
И она совсем была бы и права, ведь авторству Николая  Львова действительно  принадлежал  один из самых удивительных мостов в мире, стометровый арочный мост, сложенный из необработанного валуна,  однако же располагался он совсем в другом месте – в Тверском крае, в усадьбе Василёво.
Автором же мостиков в парке Сергиевка был другой Львов – Алексей Федорович. Впрочем, он  все же  состоял в родстве с прославленным архитектором  – приходился ему двоюродным племянником.  И что удивительно, Алексей Федорович, как и его дядя, тоже был человеком  очень разносторонним и одарённым. Он был музыкантом и композитором, прославился как автор музыки русского национального гимна «Боже, Царя храни». А еще он  окончил Институт путей сообщения, был кавалергардом,  участвовал в военных сражениях, и, не смотря на успехи на музыкальном поприще, никогда не оставлял занятия инженерным делом.
Когда в имении графа Александра Христофоровича Бенкендорфа под Ревелем архитектор Штакеншнейдер возвел Замок Фалль, Алексей  Львов построил ведущий к нему через ручей мост настолько изящной конструкции, что император Николай Первый сравнил его по легкости  со смычком, которым тот музицировал.

– А сколько здесь валунов! – восхитилась Белка, весело перепрыгивая с одного огромного замшелого камня на другой. В низине оврага их действительно было великое множество. – Неужели когда-то мощный селевый поток нес  валуны именно здесь? – задумалась она.
– Валуны, конечно, и были  здесь и еще были принесены сюда специально для создания романтического пейзажа, – пояснила кузина и вдруг обрадовано замахала кому-то лапкой.         

К мосту спускалась молодой человек – отчего-то Петергофская Белка сразу поняла, что это  учёный из Биологического института, в окружении людей, в которых Белка угадала туристов, впервые, как и она, попавших в этот парк – так оживленно они жестикулировали, старались всё подробно запечатлеть на фотоснимках, и обменивались  восхищёнными возгласами.
– Нам повезло! – радостно сказала кузина, – сейчас мы примкнём  к этой небольшой экскурсии. Ведь наша цель совсем близко!
– Неужели это сам Дмитрий Владимирович Осипов? – почтительно спросила Петергофская Белка.
– Нет, что ты! Дмитрий Владимирович очень занятой человек! – отвечала кузина. –   Хотя  он так любит Сергиевку, что, бывает, действительно, и сам проводит экскурсии и рассказывает о ней. А это наш младший научный сотрудник  Андрей Юрьевич.  Видимо, к нему приехали друзья посмотреть знаменитую голову!
Белка не поняла значения последних слов, и про себя решила, что  под словами «знаменитая голова»  имеется в виду  кто-то из работающих здесь  ученых умов.
Учёная Белка  с разбегу прыгнула на плечо младшего сотрудника, и что-то зашептала ему на ухо, а он закивал ей в ответ. Друзья, конечно, пришли в восторг и начали фотографировать белку, на какое-то время  позабыв об окрестностях.
Кузина замахала  Петергофской Белке лапкой, приглашая присоединиться к компании. И та, хотя и после некоторого колебания, когда Андрей Юрьевич протянул ей руку,  цепляясь коготочками, пробежала по рукаву его куртки и устроилась на другом плече.

С одной стороны моста вода спускалась по каменным ступеням, а выше по течению образовывала запруду, в которую вода стекала по каменной плотине имеющей причудливую полукруглую форму.
– Когда речка мелеет от жары, –  подумала Белка, – по этой плотине  легко можно перебежать с берега на берег. Особенно легко это сделать белке!
Но тут Андрей Юрьевич торжественно прочел строки из «Руслана и Людмилы»:
 
….Померкла степь. Тропою темной
Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит...


У Белки даже легкий холодок пробежал по спинке при этих строчках.
Так удивительно было действие стихов Пушкина – и дивно, и жутко, и уже прямо так и кажется, что витязь на коне едет где-то рядом, хотя здесь и не степь вовсе, и не туманная ночь, а  прекрасный  старинный парк, с дорожками, мостиками и дворцом, и солнышко, хотя и уже осеннее, светит ласково.
И нет никакого такого чернеющего холма, чтобы ещё к тому же и страшно храпел! И никто ничего не боится, а наоборот, все оживлены, веселы и устремлены к тому  удивительному месту, на которое с гордостью указывает молодой ученый Андрей Юрьевич. Однако же, Петергофская Белка, для верности сильнее уцепилась коготками за его куртку.   

Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной…

–  продолжал читать из «Руслана и Людмилы» Андрей Юрьевич.

И прежде чем Белка успела задаться вопросом, к чему все-таки произнесены эти строки, как они миновали поворот, и неожиданно за ним  предстала…  невероятной величины каменная голова!
Точнее, это был огромный валун, словно бы вырастающий из склона, ведущего в овраг.
Массивные черты величественного лица, высеченного на камне,  поражали своей выразительностью – четко и  лаконично очерченные, властные, они несли в себе  печать величья и глубокой печали.
Белка склонила головку, внимательно  всматриваясь в каменный лик, и неожиданно для себя  всплеснула лапками: –  Да неужели же это Петр Великий?! и тут же добавила: –  А шлема-то никакого и нет!
Кузина бросила на неё  укоризненный взгляд и даже покачала головой в знак неодобрения. В научной  среде не принято опережать докладчика, высказывая свои версии, а наша Белка заявила сразу о двух вариантах происхождения  и значения таинственного валуна, о которых, впрочем, сама она и не подозревала.
Но Андрей Юрьевич только обрадовался энтузиазму и непосредственности гостьи из Петергофа:
– Именно так и утверждают некоторые специалисты – будто бы это изображен  Петр Первый!  А выточил его портрет в камне мастер с Петергофской Гранильной фабрики, чье дитя будто бы крестил сам император… Но по другой версии, голова витязя была создана по указанию правнука Петра Великого, Павла Первого, архитектором  Францом  Броуэром  в 1800 году. Большой металлический шлем витязя, не дошедший до наших дней,  крепился в отверстие на переносице.
– Отверстие и правда, есть! – согласно кивнула Белка, –  только я думала, что из него должен бить фонтан!
– Если ты потрудишься заметить, –  сухо сказала Белке учёная кузина, –  рядом с камнем  уже бьет родничок. Так что вода из родника и вода, текущая  из дырки в  переносице, это был бы уже перебор!
– Ну, положим,  у нас в Петергофе и не такое увидишь! – пробормотала Белка, и примирительно добавила, –   значит, этот камень здесь давно лежит, а то я уже решила, что его привез герцог  Максимилиан Лейхтенбергский вместе со своей коллекцией скульптуры, которой он украшал этот овраг.
– Ты сама посуди, как мог герцог привезти сюда  валун, который два метра длинной, столько же шириной, и  почти два метра высотой! – возмутилась Белка-кузина.
– Но ведь даже и Гром-камень доставили из Конной Лахты в Петербург для постамента Медного всадника! А уж он из всех известных мне валунов самый огромный! Его-то   длина  13 метров, ширина  7 метров, а высота 8 метров! – не преминула, наконец, щегольнуть своими познаниями Петергофская  Белка. –  Правда, везли его целых два года, а  только для того, чтобы  погрузить на судно на берегу Финского залива, прорубили в лесу, окружающем камень, широкую просеку и двигали камень с помощью сложного приспособления   с бронзовыми шарами в обитых медью деревянных желобах и хитроумной системой блоков!
– Есть и еще одна версия, совсем уже малоправдоподобная, будто это голова какого-то древнего шведского короля, которую шведы собирались вывезти из этих мест, но не сумели,  –  заметил Андрей Юрьевич.
– Видимо им было не додуматься изготовить  деревянные желоба с бронзовыми шариками! Потому что доставка  огромного Гром-камня была «Дерзновению подобна»! Такие слова отчеканили на медали, специально выпущенной в честь этого знаменательного события! – гордясь российскими умельцами, воскликнула Петергофская Белка. – Кстати же, я как раз вспомнила, что и гальванопластику открыл российский ученый, Борис Якоби! Ему за это  тоже дали большую золотую медаль на Парижской выставке! Однако, так мы, пожалуй, скоро снова возвратимся к медным собакам Максимилиана Лейхтенбергского, а ведь я так и не поняла, какое отношение это изваяние имеет к Александру Сергеевичу Пушкину!
– Существует мнение, что именно этот необыкновенный памятник увидел юный Пушкин, прогуливаясь здесь в 1818 году, и был поражен, как и все мы, его необычайным видом! – пояснил Андрей Юрьевич, – И когда спустя два года вышла в свет поэма «Руслан и Людмила», полная загадочных сказочных персонажей, среди которых и  злая колдунья  Наина, и  коварный  бородатый карла Черномор, и множества волшебных предметов, подобных  чудесной  шапке-невидимке, и мечу, не имеющему  равных в бою, самой  удивительной и фантастической в череде  этих необычайных образов все-таки стала  гигантская  живая голова, неожиданно представшая в поле перед витязем!
– Так вот какой  камень вдохновил Пушкина! – Петергофская Белка едва сдержалась, чтобы не запрыгать от восторга. Она была уже готова броситься к каменной голове и обнять её своими крошечными лапками, или, во всяком случае, погладить в благодарность.
– Может быть и так, но может быть, и нет! – продолжал Андрей Юрьевич.
– Как же это так может быть! – вскричала Белка. –  Ведь  мне  доподлинно известно, что прадед Пушкина, Абрам Ганнибал черпал свое вдохновение к трудам, сидя на большом камне, из которого повелел выдолбить каменное кресло, и почитая его едва ли не священным! Яснее ясного, что и правнук его, увидев столь необычный камень, не мог не вдохновиться его чудным видом на создание  своей первой настоящей поэмы!
– Вопрос в том, видел ли он эту скульптуру! – возразил Андрей Юрьевич, – потому что нет точных сведений о том, что валун к тому времени был преображён и на нём появился таинственный  лик!
– А как же Пётр Первый, шведский король и витязь архитектора Броуэра! – возмутилась белка, –  ведь кто бы из них ни был изображён на камне, к тому времени он точно должен был бы уже там появиться!
– Увы, ни одна из этих версий не обладает окончательной достоверностью! – развел руками Андрей Юрьевич.
Петергофская Белка почувствовала себя обескураженной. По всему выходило, что она проделала такой длинный  путь, чтобы в результате так ничего и не узнать о том,  что связывало её любимого поэта Александра Сергеевича  Пушкина и загадочное каменное изваяние!
– Это значит, что голова могла появиться здесь в то время, когда герцог Лейхтенбергский украшал свой дворец и парк? – упавшим голоском спросила она.
– Но если даже наверняка и неизвестно, на самом  ли деле послужила таинственная каменная голова прототипом «живой головы» в поэме Пушкина, или наоборот, уже после её выхода в свет была создана как своеобразная иллюстрация в камне,  можно с уверенностью утверждать, что любая из версий  уже связала  духовной нитью эти  места  с  удивительным сказочным творением Пушкина! – возвышенным тоном произнес Андрей Юрьевич, поскольку все его друзья, а не только белки, смотрели на него и ждали ответа.
После этого все зааплодировали и бросились фотографироваться около знаменитой каменной головы. И обе белки, конечно, тоже были в центре внимания, и как всегда, много позировали перед фотообъективами, но Петергофская Белка не забыла благодарно коснуться лапкой чудесного камня, который напоминал всем  о Пушкине и его прекрасных поэтических  творениях.    

–  Знаешь, –  призналась потом Петергофская Белка  Учёной Белке-кузине, –  наверное, не только  великий Пушкин, и его знаменитый  прадед Абрам Ганнибал  чувствовали вдохновение при виде чудесных  творений природы и человеческих рук, но и все мы, даже белки, способны на это! Ура!