Стипендии и Каникулы

Возникло большое желание рассыпать перед вами золото  Каникул на серебро стипендий, да отразится всё сияющим блеском в благодарной памяти понимающих. Студенчество – это лучшая пора жизни каждого мыслящего человеческого существа, о которой с благодарностью вспоминаешь до конца своих дней. Самые счастливые остаются в душе студентами на всю жизнь.

А некоторым стать студентами не довелось, они прошли иные институты, свои суровые университеты жизни. На ум сразу приходит А.М. Горький, но много и других ярких примеров. Почти в это же время, но на ином краю земли не до высшего образования стало Джеку Лондону, хотя он и сдал экзамены в Калифорнийский университет. Владимир Маяковский окончил только 5 школьных классов и до конца своей жизни писал безграмотно. А Лев Николаевич Толстой стал когда-то студентом Казанского университета, но закончить курс ему не удалось.

Студент  - это усердно занимающийся, познающий. Познающий не только выбранную профессию, но и саму жизнь во всей её сложности и многообразии, во мраке падений и волшебном свете головокружительных взлётов. И нельзя ограничить время познания пятью-шестью юношескими годами, этот процесс прекращается только вместе с жизнью. Пусть пламя, зажжённое в ранней юности, горит до самого конца!
Но нельзя видеть жизнь только в сияющих радужных красках.
Спустимся теперь на грешную землю, вспомним про жизненные обстоятельства и бытовые условия, про то, что стипендии у студентов прошедших советских времён представляли собой небольшую, но вполне реальную, значимую сумму денег. Стипендия 40 рублей в месяц при месячной зарплате у начинающего инженера 120 р., начинающего врача 110. Причём из стипендии не вычитались пенсионные, подоходный налог, налог «на яйца» - за бездетность… То есть зарплата начинающего врача – это две с половиной стипендии. Образование в Советском Союзе было бесплатное, правда, и работа молодых специалистов  во многом тоже.

Сорок кровных студенческих рублей при практически бесплатном общежитии, отсутствии затрат на одежду; а ещё сало, картошка, соленья и варенья из дома! Была также и повышенная стипендия: 50 рэ, целый полтиннник! Как сейчас вижу пять красных десяток – советских «червонцев»! Но для этого надо было сдать сессию на одни «пятёрки». Такого результата достигали редкие индивидуумы. Обычному студенту главное было - не получить оценку «удовлетворительно», ведь один «трояк» в большинстве вузов лишал вожделенной стипендии на полгода. Вот это был удар, вот это было очень грустно!
 
Поэтому «тройки» избегали любыми способами, о которых мы ещё не раз вспомним. Но ряд учебных дисциплин имеет такую сложность, что и «удовлетворительно» ещё надо заслужить. Тут возникают к тому же две стороны вопроса: один – реальные знания студента, другой – субъективная оценка их экзаменатором. Эх, доценты – кандидаты, доктора-профессора прошедших лет, сколько было от вас студентам горя и бед! Мудрые наставники и терпеливые учители, но и суровые судьи, а частенько и злые мучители. Как пели ещё несколько веков назад ваганты, вольные студиозусы и поэты-бродяги: «…если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат».
При этом мы уверены, что у злых и несправедливых экзаменаторов в жизни и любви не бывает хорошо и очень хорошо, в лучшем случае – удовлетворительно.

При отсутствии нужного взаимопонимания на экзамене и потере стипендии приходилось надеяться только на денежные переводы из дома; у одних большие и регулярные, у других редкие и скудные. Встречались среди нас такие, кому помощи ждать было просто не от кого. Студенты  зарабатывали и сами: одни – честно, постоянно и тяжело, а некоторые легко и не совсем честно,  порой, даже криминально. О различных способах добывания денег – отдельные интересные истории. Тут стоит отметить, что само понятие «честности» и криминальности получения денежных средств относительно и подвержено во взглядах общества большим изменениям. То, что вчера грозило уголовной ответственностью, сегодня может восприниматься, как законное дело.

А ещё очень важным при поступлении в институт было получение общежития. Жить в чужом городе на съёмной квартире – это и дорого, и скучно. Общага и горько учила, и сплачивала, и веселила! Местные, из этого города студенты прошли мимо многих радостей настоящей студенческой жизни. Да что там говорить, волшебство студенчества, его мистика, горе и радости немыслимы без жизни в общаге. А давали её не всем. Некоторых принимали в институт и без общежития, и без стипендии.
«Это было лихо!»- так говорил когда-то и вспоминает сейчас мой друг Яшка. Лихие невзгоды приходилось преодолевать по- разному. Любыми правдами и неправдами селились в общагу «клопами» - без прописки и официального разрешения, ведь кроме начальства и администрации всегда есть верные друзья и подруги. Всем вам горячий привет через столько прожитых лет!

- Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! – Будем веселиться! – как провозглашено в Париже на благородной латыни ещё пять веков назад. Первый университет в Париже был основан в 1208 году. Он насчитывал 4 факультета: низший «артистический» предшествовал богословскому (Сорбонна), юридическому, медицинскому. Жили студенты в знаменитом до сих пор Латинском квартале в районе Сорбонны. ( Правда сейчас цены там не для студентов. )
А годом основания Болонского университета считается аж 1088! Девизом старейшего европейского университета в Болонье стало знаменитое до сих пор: Alma Mater Studiorum (Мать-кормилица студентов).
На латыни велось преподавание во всех средневековых европейских университетах: итальянских, французских, британских, германских. Великий язык прошедших лет, появившийся ещё до нашей эры в маленькой области Latio на берегах Тибра. Per aspera ad astra! ( Через тернии к звёздам! ) И, улыбаемся, lingua latina – non penis canina (латинский язык – не член собачий ). Студенты со времён своего появления любили солёные шутки-прибаутки. Да что там словесные шутки, поведение многих преступало через нормы морали и даже закона, вспомним хотя бы Франсуа Вийона!

 Для России наиболее важна германская высшая школа, помните: «Он из Германии туманной привёз учёности плоды…» Там обучался не только пушкинский персонаж Владимир Ленский, но и наш первый великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Первые студенты из русских известны в Западной Европе с XIV века. Русь в это время, прикрыв собой Западную Европу, боролась с татаро-монгольским игом.
В дремучую Россию, в дикую Московию университетское образование пришло только в 1775 году. В день святой Татьяны указом императрицы Елизаветы Петровны основан Московский императорский университет. В его открытии и становлении главную роль сыграли просвещённый елизаветинский вельможа  Иван Шувалов и русский научный гений Михаил Ломоносов. Низкий им поклон и светлая память!

Татьянин День, 25 января в России стал с тех пор днём российских студентов. Отставание от Западной Европы было огромным, но, как известно: русские долго запрягают, но быстро ездят! Наши студенты взялись догонять и перегонять.
                2.
Продолжение следует.


Рецензии
Не могу пройти мимо вашего рассказа и не оставить комментарий. Тоже был студентом из группы:"местный без стипендии", но зато со своим жильем, что не мало важно. Вспоминаю то время с благодарностью и удовольствием. Человек в это время находится на пике развития, а последующая жизнь может только ломать и подносить неприятные сюрпризы. Это некая учеба на более серьезном и глубоком уровне.

Незнандо   20.04.2019 23:19     Заявить о нарушении
спасибо Вам за рецензию с воспоминаниями

Евгений Космос   21.04.2019 07:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.