ВММА - ВМедА. Легкоатлетические соревнования

Виталий Бердышев
Команда легкоатлетов нашего третьего курса. Усиленное питание перед решающими стартами внутриакадемических соревнований. Слева направо: Витя Шостак, Останкович (с младшего курса), Женя Ляшевский, Слава Кудинов, Слава Филипцев. Кто сидит к нам спиной – угадать уже невозможно. Не вошли в кадр Роберт Питиримов и Гена Савельев.

Эти соревнования запомнились мне несколькими, особенно яркими моментами.  Первое – это то, что в финальный забег на один километр попал и я, тем самым войдя в десятку лучших легкоатлетов курса.  Как уж это получилось, не помню. Помню только, что к этому времени я улучшил свое время на этой дистанции до 2 минут 52 секунд, сбросив со своего стартового результата (на лагерных сборах) целых 18 секунд. В эстафете на 1 км я сбросил еще около трех секунд и думал, что с этим результатом смогу потягаться с другими финалистами. Со старта смело ринулся за ними в бой и продержался более 400 метров. Помню возгласы поддержки Роберта Питиримова: "Молодец! В таком темпе третий разряд выполнишь!"... Куда там! Воздуха уже не хватало, в груди всё жгло, ноги переставали слушаться... В итоге я проиграл всем более пятидесяти метров, оказавшись в забеге последним. На этом моё участие в академических соревнованиях закончилось, и я трезво оценил свои беговые возможности. Но не бросил легкую атлетику, оставив занятия ею для собственного удовольствия и, как оказалось в последующем, для собственного здоровья.

Второй эпизод - это был забег на десятку (десять тысяч метров) с участием нашего чемпиона Роберта Питиримова ("Пита"). Мы все болели за него, подбадривали на дистанции. И как же были рады, когда он вырвал победу у старшекурсников затяжным рывком на двух последних кругах дистанции. Интервью победители в те годы не давали. Но радостный Пит с удовольствием принимал многочисленные поздравления, особенно значимые от Вити Шостака и Славчика Филипцева.

Запомнились соревнования по толканию ядра, где блистал могучий Останкович, — курсант с младшего, идущего за нами, курса. Высоченного роста, атлетического телосложения, достаточно тренированный, он не имел ярких соперников и в каждой попытке посылал ядро за двенадцать и тринадцать метров. Совершенно неожиданно в четвертой попытке к нему приблизился наш Женя Ляшевский, установивший свой личный рекорд 13 м 18 см. Женя не обладал высоким ростом и особой физической мощью. Зато был прекрасно координирован и обладал отменной резкостью, дополняя бросок мощным кистевым движением. Заволновавшийся лидер в последних двух попытках не смог улучшить результата, остановившись где-то на уровне 13 м 35 см. Женя же всякий раз понемногу прибавлял сантиметры, и в последней попытке совершил просто чудо, перекинув Останковича на целых 26 см! Неожиданный триумф и чемпионское звание!

Как-то между делом прошёл свои десять километров и Гена Савельев. Рекордов не установил, да и не гнался за ними. По крайней мере, он не был последним, как я, и мужественно сражался с титулованными ходоками, сумев войти в первую десятку соревнующихся. И гордился тем, что не получил ни единого замечания по поводу техники прохождения дистанции от судейской бригады, щедро раздававшей желтые карточки спортсменам-нарушителям.

Под занавес соревнований все ждали главного события вечера — бега на 800 метров, в котором сошлись два финалиста: наш Витя Шостак и лейтенант 6 курса сухопутного факультета — чемпион академии на этой дистанции. Витя к этому времени имел уже солидную тренировочную базу в беге на средние дистанции и был неоднократным призером и ВММА (на втором курсе) и Военно-морского факультета ВМедА, на котором мы теперь учились, и на других соревнованиях. Он давно обошел на этих дистанциях нашего прославленного "Коня" — Славчика Филипцева, так что последнему оставалось только перейти на более длинные километры. Витя был уверен в себе и имел волевой, по-настоящему спортивный характер, позволяющий ему вырывать победы в сложнейших ситуациях. И ещё он успевал мыслить на дистанции, заранее составляя план бега и по необходимости, меняя его по ходу соревнования. Почему я не сфотографировал и не оставил на память нашей истории этот феноменальный забег? Он так увлек и заинтриговал всех, что нам было не до фотографий. Всего два круга по стадиону, но сколько здесь было борьбы, физических и душевных испытаний!

Со старта оба ушли одновременно. Витя бежал по второй дорожке. Темп показался мне очень быстрым — куда быстрее, чем мы бежали на тысячу метров. Я сразу забеспокоился, каково будет Вите на втором круге! Но оба соперника знали свои возможности. Знали ли они возможности своего соперника, участвовали ли раньше в очных соревнованиях  — это было мне неизвестно. Чемпион, спортсмен невысокого роста, но мускулистый, "крепко сбитый, жилистый", с первых метров старался вырваться вперёд, ускоряя и ускоряя темп. Но Витя всё время держался рядом, не уступая ему ни пяди пространства. Он отмеривал дистанцию своими широкими шагами, и казалось, что бежит с напряжением, но это был его стиль, соответствующий анатомии и физиологии его организма. И он всё время успевал подхватить темп и ритм бега соперника. Не отпуская его ни на шаг, но и не стремился вырваться вперёд. Невольно я сравнил этот бег с легендарным бегом В. Куца и англичанина К. Чатауэя на 10000 м. Там Чатауэй постоянно находился сзади нашего чемпиона, до самого конца дистанции, вырываясь вперёд на финише и отбирая у Куца мировые рекорды. Здесь же Витя был рядом с соперником, и тот мог постоянно видеть его, оценивать его состояние и строить свою тактику бега. Витя, безусловно, это делал специально, действуя на психику чемпиона своей волей и решительностью. Но какой же надо было иметь запас внутренней прочности и уверенности в себе — в своих физических, функциональных, психологических возможностях, в своих резервах, чтобы вот так идти ва-банк и выдерживать эту стратегию от начала и до конца забега!

За триста метров до финиша соперник предпринял последний рывок, используя свои оставшиеся резервы. Он даже на полшага вырвался вперёд, поддерживая какое-то время этот невероятный темп. Однако за сто метров до конца дистанции Витя снова был рядом, как бы "сидел на плече" у соперника. Видно было, что оба бегут уже из последних сил. Темп движений у обоих всё более замедлялся, и последние десятки метров они преодолевали, как в замедленной киносъемке. При взгляде сбоку у самого финиша видно было, как руки и ноги одного и другого спортсмена поочередно вырывались вперёд, и казалось, что они уже бессильны обогнать друг друга. Это и зафиксировали секундомеры на финише: у обоих 2 минуты, ноль-ноль и одна десятая секунды. И лишь более тщательный анализ результатов по трём секундомерам показал, что наш Витя всё-таки на одну сотую секунды обогнал соперника и установил уже свой рекорд академии.

Окончательное празднество всех этих событий проходило уже без меня — за столом чемпионов - у нас, в факультетской столовой. Возможно, было и нечто большее, но об этом история курса умалчивает, сохранив детали событий только в памяти самих чемпионов...