Три встречи

Галина Марчукова
                В детстве я думала, что наша квартира – гостиница. Не было месяца, чтобы к нам кто-нибудь не приезжал, не гостил неделю и даже больше. Бедная мама! Приходилось стелить постели, потом стирать бельё, кормить-поить, помогать купить товары, водить на экскурсии.
                Правда, на экскурсии гостей водил папа. Были обязательные экскурсии: Кремль, Красная площадь, ВДНХ, Третьяковская галерея, МГУ на Воробьёвых (тогда – Ленинских) горах. Поскольку папа работал в университете, он мог провести гостей внутрь и показать актовый зал, аудитории, Музей землеведения, бассейн, студенческое общежитие. Показать Москву с расположенной на двадцать восьмом этаже смотровой площадки и даже покормить их в огромных столовых. Папа не расставался со своим фотоаппаратом ФЭД, делал многочисленные фотографии, которые потом проявлял, печатал, рассылал.
                Приезжали из разных концов страны. Папа, будучи в экспедициях, сам приглашал людей повидать Москву. А кому же не захочется побывать в столице, если есть, где остановиться? И каждый думал, что он – единственный гость.
                Помню, из Сибири нам привезли огромные шишки с кедровыми орешками, я носила их в школу, показывала друзьям, угощала.
                Поэтому мы не удивились, когда тётя, папина сестра, написала, что к нам едет её соседка. Тётя просила нас обязательно встретить её, потому что та дальше районного центра никуда не выезжала, даже поезд никогда не видела. А то, что поезд приходит в шесть утра, никого не волновало: в селе встают рано, они-то привыкли.
                Первое, что поразило соседку Франю, так это обилие в Москве собак. Она, не отрываясь, смотрела в окно, наблюдая, как собачники выводили своих разнообразных и в основном крупных питомцев на прогулку.
                - Гляди, гляди. Мы свиней выращиваем, а они тут собак, - удивлённо говорила Франя, качая головой.
                А ещё её поразил негр, которого она повстречала на улице. В те годы негры и в Москве были редкостью, а уж приехавшая из села Франя видела их живьём впервые.
                - Смотри ты, какой чёрный, - хихикала она, провожая взглядом чернокожего гостя столицы, - как чугунок!
                После завтрака папа спросил Франю:
                - Ну, какие планы? Куда пойдём?
                - ГУМ, ЦУМ, «Детский мир», - не задумываясь, ответила та.
                - О, нет, - взмолился папа, - это не по моей части, терпеть не могу походы в магазины.
                - Выручай, дочка, сходи с тётей Франей, покажи ей торговую сторону нашей столицы, - обратился папа ко мне. - Угости её в ГУМе и «Детском мире» фирменным мороженым.
                Что мне оставалось делать? Собралась, а тётя набрала сумок и – к двери.
                - Вы забыли переобуться, - напомнила я тёте.
                - А я в тапках пойду, они у меня на резиновой подошве, - ответила Франя. - Ходить много придётся, а у меня ноги больные.
                Мы вышли из дома и сели в троллейбус. И тут Франя опять удивилась. Как только мы вошли в троллейбус, мужчина встал со своего сидения и уступил ей своё место. Франя важно уселась на сидение, через остановку встала, прошла дальше по салону и остановилась. И опять ей уступили место. Проверила. Уважают.
                В метро я еле затащила её на эскалатор. Франя боялась спускаться, стояла, крепко вцепившись в поручень, а когда нужно было сходить с эскалатора, так скакнула вперёд, что шедший впереди мужчина взвыл, когда она наступила ему на ноги.
                - А вот и Красная площадь, - показала я рукой, когда мы входили в ГУМ.
                Но тёте было не до Красной площади. Сбылась её мечта: вот он, главный магазин страны! И начались мои муки. Вот если вам нужно купить туфли, куда вы идёте? В отдел обуви. Как бы не так! Тётя осматривала всё, что попадалось на пути: щупала платки, нюхала духи, рассматривала колечки, перебирала сумки, заглядывая во все кармашки.
                Наконец добрались до отдела обуви.
                - Мальчиковые ботинки есть у вас? Куда? В «Детский мир»? А, мы туда ещё пойдём, - тётя уже тянула меня в отдел, где продают пальто.
                Я боялась, что тётя Франя потеряется в огромном универмаге, поэтому показала ей фонтан, где можно встретиться, если потеряешься. Тётя захотела получше рассмотреть его, пришлось подойти к фонтану. Тут я вспомнила папин наказ угостить тётю фирменным пломбиром с кремовой розочкой. Пока ели мороженое тётя ахала, как тут красиво, сколько товара, целый бы день ходила по отделам, но надо торопиться, ещё ЦУМ и «Детский мир» впереди.
                В отделе пальто Франя спросила продавца:
                - У вас есть демисезонное пальто «Три встречи»?
                Расстроившись, что такого пальто нет, пошли в другую секцию. Исходили весь универмаг, но пальто «Три встречи» так и не нашли.
                В одном отделе продавщица посоветовала:
                - Посмотрите другие модели, может быть, подберёте что-нибудь.
                - Вот же оно: «Три встречи»! - вдруг обрадовалась Франя. - Видите, три складки на спине: три встречи, как у нас говорят.
                - А я думала, вы имели в виду фирму «Три встречи», - улыбалась продавщица, заворачивая покупку.
                Мне было не до улыбок. Из вежливости я взялась нести громоздкий свёрток, и мы потащились в «Детский мир». Первое, что мы увидели там, была длинная очередь через весь зал и вверх по лестнице. Люди стояли за детскими шубками. Я с ужасом подумала, что Франя пристроится в очередь и – пропал день!
                Но Франя купила-таки мальчиковые ботинки: сорокового и сорок первого размера. Тоже мне, мальчиковые, мы их и в ГУМе могли купить. И остановилась у прилавка с вязаными шапками невиданной красоты. Шапка продавалась вместе с шарфом, на концах которого были большие пушистые помпоны. Франя не могла выбрать цвет: голубой, красный, белый?
                - Какой набор взять? Шапка какого цвета тебе больше нравится? - спросила она меня.
                - Белого, - ответила я, с ужасом думая, что впереди ещё ЦУМ.
                Франя взяла три разных набора.
                От похода в ЦУМ она отказалась: деньги закончились, жаль, но надо возвращаться домой. Съели фирменное мороженое – вкусный рожок, и обвешанные коробками и свёртками, поехали домой. Хорошо тёте, она в тапках, я с завистью смотрела на её ноги.
                Дома Франя разложила на диване свои покупки. Затем она развернула свёрток с шапками и протянула мне белую шапку с шарфом.
                - Это тебе, за твои муки, подарок от меня. Примерь, сама выбрала.
                Весь вечер Франя рассказывала о товарах в двух центральных универмагах, о приветливых продавцах, о поездке в метро и троллейбусе, хвастаясь, что ей дважды уступали место, о вкусном мороженом.
                Франя уехала на следующий день, а через две недели мы получили от неё письмо, в котором она ещё раз благодарила нас за то, что приняли её и показали Москву. Теперь она всему селу рассказывает о своих впечатлениях. Я подумала, что теперь надо ждать новых гостей, а папа жалел, что не запечатлел пребывание Франи в Москве на фотоплёнку. Зато я носила шапку с шарфом, подаренными мне за «экскурсию».