С вертухи в пятак или недогладиаторы троглодиты

Александр Булдаков
Скажи в каком времени ты проживаешь и я скажу кто ты?
Битва за чемпионский пояс UFS между Хабибом и Конором, это конечно не Пересвет с Челубеем и даже не ЧМ по футболу, но при определённой раскрутке в СМИ имеет чуть ли не межпланетарный масштаб. Увы, сие сию секундно – пшик заради кучки бабла. Деградация массовых спортивных зрелищ налицо. Разве можно сравнить хоть один наш стадион с Коллизеем. Ни один современный чемпионский матч и «в подмётки» не годится тем состязаниям, которые проводили римляне в Коллизее.
   Потребность в зрелищах, к глубокому сожалению предопределена в психофизиологическом устройстве человека. Посещаемость гладиаторских боёв в Риме превосходила 80 тысяч  при вместимости Коллизея 50 тысяч, но тогда не было телевидения и интернета. Так что, нынешние 20304 обладателя билетов на бой «века» по мордобою - явно не самое удачное шоу.
    Вопрос несколько в другом: в каком направлении движется общество, потребляя давно просроченный шоу-продукт, да ещё и в суррогатном варианте таком, как различные спортивные мочилово.
   Одно дело когда, когда гладиаторы, а их было три вида, в т.ч. преступники, рабы и свободные граждане Рима, а видов единоборств существовало более 30: андабаты, бестиарии, бустуарии, димахеры, ретиарии, мурмиллоны... Все гладиаторы были вооружены мечами, вилами, сетками, копьями...
   Если кто-то после прочтения книжки писателя Джованьоли о Спартаке или после кина про гладиаторов рыдает за несчастных рабов, которые убивали друг дружку, то вас обманули – никто, никого не убивал и все рабы-гладиаторы доживали до "пенсии", если их не освобождали. КРОМЕ... Убивали на арене только людей приговорённых к смертной казни, т.е. особо опасных уголовных преступников и маньяков, либо это были смерти от травм и несчастные случаи (кстати всем гладиаторам после шоу оказывалась бесплатная квалифицированная мецинская помощь). Убийство на арене - было редкое и самое экстримное шоу во времена самого "позднего" древнего Рима.
   Приписывается Калигуле, что первые казни внедрил в шоу именно он, когда вместо вооруженных гладиаторов на аренах амфитеатров появлялись безоружные люди, осужденные на казнь, на которых натравливали голодных хищников. Так писал Флавийо о праздновании императора Тита над жителями побежденной Иудеи:
   «Против пленных были выпущены африканские львы, индийские слоны, германские зубры. Обреченные на смерть люди - одни были одеты в праздничное платье, других заставили накинуть молитвенные плащи - белые с черной каймой и голубыми кистями, - и было приятно глядеть, как они окрашивались в красный цвет. Молодых женщин и девушек выгоняли на арену голыми, чтобы зрители могли наблюдать за игрой их мускулов в минуты смерти».
    В книге VII трактата Ульпиана «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».
    Были и другие варианты.
Приговоренным к смерти давали, либо «боевое» оружие и они казнили «не понарошку» себя (прикольных иногда миловали), а в случае, когда сценарий шоу предусматривал элемент реконструкции какого-либо сражения: например, группу осужденных могли одеть «кельтами», а профессиональных гладиаторов - римскими легионерами, и устроить масштабную реконструкцию битвы с этими самыми кельтами, коих битв в римской истории насчитывается не один десяток. У приговоренных к смерти «кельтов» шансов выжить около ноля: гладиатор - это профи боец, а преступник - всего лишь коррумпированный чиновник, маньяк или убийца. Более того, по периметру арены сидели секьюрити с луками, которые при возникновении внештатных ситуаций могли снайперски завалить любого.
    Ещё одно глубокое заблуждение, что гладиаторство – тяжкая участь рабов. Гладиаторством занимались и свободные граждане Рима, но не только: римский император Коммод любил сражаться на арене в качестве гладиатора (провёл 735 боёв, точная статистика отсутствует, но судя по титулу 735 – побед, 0 - поражений). Это сейчас теннис, хоккей, футбол, велосипед..., а помахать на арене мечом слабовато.
И обыдно, что нынешние спортивные шоу-игры не дотягивают до уровня древнего Рима: те же бойцы в боксёрских перчатках или накладках были бы намного зрелищней для плебса, если на поясе у них были хотя бы бейсбольные биты или электрошокеры. Всякий человек близкий к спорту понимает, что работа с предметом и есть основное отличие человека от кенгуру или медведа. Можно понять тайцев, которые в силу экономических традиций бьют голыми пятками в пятак, но в западной цивилизации битва голыми пятками и кулаками по лицу-до пояса это полный архаизм.
С точки зрения развития общества сегодня у нас очень даже доказательна популярность «жестоких забав» на тех этапах, когда толпа жаждет не шекспировских драм на сцене или оперных арий, а примитивных мордобоев, ещё лучше что б крови по колено.
    Увы, культурное состояние общества всегда соответствует уровню его развития и уровню эрзац-элитариев, а иначе никаких полных трибун потреблятелей «зрелищ и пива» в наших Коллизеях не собрать. Благо, есть ещё зомбооружие в виде рекламы, когда можно раздуть кого хошь из чего хошь. Но, как говорится: от любви до ненависти...пройден шаг. Вчерашние братьянавек сегодня суки-предатели. Спрос на агрессивные шоу в с вертухи пятак,по печени, замочить, придушить... - в большом тренде. Поэтому события ни о чём Джошуа-Поветкин, Нурмагомедов-Макгрегор, Киркоров-Басков, Медведева-Загитова... освещаются в СМИ яростно и неистово. С креатурой большие проблемсы. Диктатура егэшниковщины.