Побег из психушки. Рассказ, ч. 1

Олг Николаев-Зинченко
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек. (Есенин,1915)

               
                ч.1


В начале марта 2015, в психбольнице Кащенко, что находится в лесах под Питером, на территории Гатчинского района, случилось ЧП. Были "поставлены на уши" все соответствующие "компетентные" службы славного града Петербурга и его, не менее славной, области. А через недельку - и всей России-матушки.

Сбежал психбольной. Сбежал он с 4-го (принудительного) отделения. Зовут его Николай Б.

Как писали в больших питерских газетах и местных мелких газетёнках:

"Совершил побег из психиатрической больницы N1 СПб опасный преступник, психбольной Ник.Б. Всем, кто знает что-либо о его местонахождении, просим немедленно сообщить туда-то и туда-то. Приметы его такие-то и такие-то. Прилагается его фотография.".

Было задействовано также и питерское радио... И даже телевидение, и тоже с показом фотки Николая.

**************************

Коле Б. около 52 годков. Худощавый. Обычного роста. Нечётко выраженный холерик по своему темпераменту. Умеренно общительный со своими товарищами "по несчастью", с кем он  "лечится" уже долгие годы в дурдоме Кащенко. Не агрессивен. Сам себе на уме, т.е. с хитрецой.

Внешне психзаболевание у него выявить трудновато. Мужичок и мужичок, каких на улицах сотни. Лицо не злодейское. Поведение не злодейское. Вполне простая и адекватная в быту личность.

Всякими там высшими образованиями не перегружен. В этом плане - чист пред Господом нашим, аки слеза ребёнка. Но всё же, всё же и не тупой баран, будем справедливы.

Убил он кого-то случайно, лет 15-17 тому  назад. Кого и как убил, он не рассказывает, отмалчивается. Ну да и Бог с ним.

Чёрт попутал... С кем не бывает?.. Но это шутка, конечно же. Мрачная шутка.

Великое множество таких вот бедолаг на Руси нашей великой. Таких случайных "душегубцев" и "кровопивцев". Хлопнул стакан самогонки - и за нож, или за топорик быстрее хвататься.

Национальная черта характера. Как сейчас модно выражаться (с подачи теперешнего правителя всей нашей огромной страны, которую с полным правом можно назвать также и Большой Психбольницей) - это наша "национальная скрепа".

Одна из главнейших "скреп". Чуть что - и... ножик из-за голенища, на супостата своего, только что сейчас бывшего и лучшим другом и неразлучным собутыльником, и вообще - "не разлей вода".

И в горло ему! Да желательно и поглубже! Да провернуть там, чтоб уж наверняка!

Ну и тыкают по-пьяни друг дружку ножами, и рубят топорами в капусту, в зависимости от степени опьянения этих наших, самых скрепоносных в мире, "граждан-трудящих".

*************************

Его загнали вместо тюрьмы в дурдом, на принудительное лечение. Если бы определили ему тюрьму, то наверняка уже давно был бы дома. По какой-нибудь там амнистии или УДО (условно-досрочное освобождение). А то и вовсе без всяких поблажек, просто срок наказания кончился бы.

Пил бы он уже и дальше палёную водочку со своими корешами, где-нибудь в зелёном городском сквере или в маленьком своём старом питерском дворике, под неизменными детскими грибками-мухоморами.

А может быть и дорогОнький коньячок пил бы в ресторанчике. Это уж как карта бы его упала. Карта удачи.

Но в дурке, на принудке, всё не так, как в тюрьме. Всё здесь гораздо сложнее. Срок пребывания на принудительном лечении абсолютно нелимитирован. Приходится торчать здесь годами, без всякой надежды на выписку из неё, из этой-самой дурки.

Каждые пол-года - психиатрическая экспертная комиссия. Затем через месяц-два после этой комиссии - местный районный гатчинский суд. И "лечись" дальше псих, следующие пол-года, до новой, такой же абсолютно безнадёжной комиссии и до нового, такого же абсолютно безнадёжного суда. И такая вот бодяга - годами, а нередко и десятилетиями тянется.

Это как раз было и с Николаем Б. Он, бедолага, прошёл уже не менее 30 комиссий и 30 судебных спектаклей, и всё без толку. Пятнадцать лет неволи в сумасшедшем доме помножаем на два - вот, пожалуйста, вам и число пройденных им комиссий и судебных балаганов. По два таких спектакля в год.

Вобщем... полная безнадёга. И впереди, скорее всего, ПНИ (психо-неврологический интернат). А это, т.е. ПНИ, уже обычно до гробовой доски.

************************

Сбежал из Кащенко он вполне легко и, даже, можно сказать, изящно. Особо не напрягаясь.

У Коли часто болело сердце. Он был больным-сердечником. Во всяком случае, он постоянно всем так говорил, и немедленно делал страдальческое, мученическое лицо. Ну как тут не поверить человеку его лет?!

Мужичок в годах уже, не салага малолетняя небось. Имеет уже по возрасту своему право и на больное сердце.

Тем более, по медицинским документам, у него в прошлом уже было 2 инфаркта. А это не шутки! Отнюдь не шутки!

Часто ему снимали кардиограмму. Часто его консультировали господа терапевты и даже кардиологи, местного, гатчинского разлива. Ставили очень серьёзные кардиологические диагнозы: нестабильная стенокардия, прединфарктное состояние.

Выписывали ему инъекции всевозможных препаратов, капельницы, таблетки... Режим щадящий, постельный. Диета для сердечников.

Вобщем, Коля "страдал сердцем" по всем правилам медицинской науки.

************************

В тот день, в начале марта 2015, Николая вновь скрутило, серьёзно, не по-детски. Он жаловался на сильнейшие боли в области сердца, отдающие в левую руку. Слабость. Сонливость. Апатию. Боли не снимались ни валидолом, ни корвалолом, ни даже нитроглицерином.

Коле предписали лежать, не вставать. Еду ему носили прямо в палату из отделенческой столовки. Там, в своей палате, он и страдал, как и положено страдать тяжёлому сердечнику. Сердечнику в прединфарктном состоянии.

Вызвали флегматичного больничного терапевта. Своего, кащенковского. Он вяло покрутился вокруг Николая, снял ЭКГ (кардиограмма). Долго в неё вглядывался с умным выражением лица. Затем позвонил кардиологу из Гатчинской ЦРБ (центральная районная больница) для консультации трудного пациента.

Из Гатчинской ЦРБ ответили равнодушно: - Вам надо, вы и везите. Привозите к нам, в ЦРБ. Мы здесь, на месте и определим, что там у вас за прединфарктник такой.

Ну и пришлось начальству Кащенко отрядить в "стольный град" Гатчину газель из кащенковского гаража, для поездки в райцентр, для осмотра и возможного временного перевода в кардиологию Гатчинской ЦРБ психбольного-принудчика Николая Б.

Сопровождающим больного в Гатчину был назначен санитар с этого же 4-го отд. по имени Витя. Невысокого роста, добродушный, предпенсионного возраста.

Витя был санитаром так себе. Ни рыба, ни мясо. Говорун и недотёпа. С больными был добр и вообще вёл себя с ними запанибратски, по простецкому.

Вобщем, Витя-простак... Витя-лопушок...

Что ж тут ещё-то скажешь.


(Продолжение следует)

***********

10 окт 2018

СПб