Рассказ из сна

Александр Щербаков 5
Я давно испытываю проблемы со сном, почти 20 лет употреблял снотворные, чтобы уснуть. И лишь недавно сумел убедить свой организм обходиться без них.  Так что сны если и вижу, то, проснувшись, не помню о чем.  Хотя иногда бывает такое, что отчетливо представляю, что видел прошедшей ночью во сне.  Вот сегодня утром такое случилось. Я снова, в который уже раз, был в здании на улице Фрунзе в Хабаровске, на втором этаже, где располагался  отдел здравоохранения крайисполкома.  Такие сны случились не раз, и просто удивительно, что за много-много лет я лишь раз был во сне в рентгеновском кабинете 11-й больницы, где работал много лет, и практически не видел сны с других мест своей работы.  Во снах я ходил по коридорам отдела здравоохранения, заходил в кабинеты, общался с теми своими коллегами, что трудились в то время, когда я там работал.  За это время отдел здравоохранения крайисполкома превратился в управление здравоохранения администрации края, потом департамент, а сейчас этот орган называется министерством, и число чиновников в нем возросло в несколько раз.  И это удивительно, ведь уменьшается число жителей в крае, число больниц и медицинских работников, а число чиновников все растет и растет. А ведь они выполняют всю ту же работу, что и мы в свое время гораздо меньшим числом сотрудников.  Но мой рассказ будет не об этом, а об одной их моих коллег, которую я увидел во сне прошедшей ночью.

До того, как я перешел работать в краевой отдел здравоохранения в качестве одного из заместителей заведующего отделом, я полтора года был главным рентгенологом края и не раз бывал в отделе по своим проблемам. Знал главного бухгалтера отдела Воловик Клавдию Матвеевну, уже пожилую женщину, которая долгие годы работала в своей должности.  Очень тактичная, улыбчивая, готовая всегда дать совет, если это входило в её компетенцию. Но я был не частым гостем в отделе здравоохранения, мой рабочий кабинет был в краевой больнице, поэтому чаще пользовался сведениями, которые доходили из уст моих коллег. Я знал, что заведующий отделом Гребеньков Михаил Денисович по состоянию здоровья ушел на пенсию, и молва сватала на эту должность его первого заместителя, Шокура Владимира Алексеевича, давно работавшего и имевшего репутацию сильного и строгого организатора здравоохранения. Мне не раз и не два приходилось обращаться к нему, к тому же он был председатель краевой аттестационной комиссии, а я её членом.  Я тоже думал, что Шокур станет заведующим отделом. Но как гром с ясного неба прозвучала весть, что заведующим стал Вялков Анатолий Иванович, до этого несколько лет работавший инструктором крайкома партии. Но я не буду распространяться о нем, у меня есть целый рассказ. http://www.proza.ru/2017/06/10/593.

Как это обычно бывает, новый начальник, тем более достаточно молодой (Вялкову не исполнилось и 40 лет), начинает формировать свою команду, по крайней мере, своих заместителей. Поэтому была отправлена на пенсию главный бухгалтер Воловик, переведен на работу в краевую больницу Шокур, и в дальнейшем ушел на пенсию еще один заместитель, Подольцев.  На место Шокура Вялков уговорил перейти меня. Но это тоже отдельная история, желающие могут прочитать об этом в моем рассказе. http://www.proza.ru/2017/03/17/529

Придя на работу в качестве штатного работника крайздравотдела, я стал знакомиться со всеми сотрудниками отдела. И в кабинете главного бухгалтера увидел очень маленькую, черноволосую, красивую молодую женщину Писареву Любовь Васильевну. В ту пору ей было всего 34 года.  Именно её, главного бухгалтера краевой станции переливания крови, рекомендовала Воловик на своё место.

Столкнувшись с огромным объемом незнакомой мне работы чиновника, я не успевал все сделать за свое рабочее время. Поэтому постоянно оставался после работы, разгребая завалы бумаг на столе. Не помню, через какое время после начала моей работы в отделе здравоохранения, часов в 8 вечера, ко мне в кабинет заглядывает Любовь Васильевна, и приглашает в кабинет Вялкова на чай. За чашкой чая мы поговорили о жизни.    Оказалось, Любовь Васильевна жила со своим сыном Шуриком в районе 19 школы, где сходил и я, добираясь домой после работы. С тех пор  вместе с ней мы уходили после задержек по работе, продолжая и в дороге обсуждать мучившие нас обоих проблемы. Сдав живой и здоровой Писареву открывавшему нам дверь Шурику, мальчишке лет 12,  я шел в свой Затон. Постепенно такие посиделки за чашкой чая переросли в мини-заседания, на которых Вялков выслушивал наше мнение по некоторым предлагаемым им реформам в краевом здравоохранении.

С Любовью Васильевной у нас оказались общие знакомые. У одной из них, заведующей стоматологической поликлиникой, которую звали Зинаида, а вот отчество и фамилию я забыл, мы вместе были на свадьбе сына. А Клавдию Матвеевну Воловик поздравляли каждый год с днем рождения, где на её квартире собирались ветераны отдела вместе с Писаревой и со мной.

Когда через 2 года я стал первым заместителем заведующего отделом, а Вялков был выбран депутатом Верховного Совета РСФСР, и подолгу пребывал в Москве, наши встречи с Любовью Васильевной происходили на дню по несколько раз. То какие-то документы подписать, то счета, то еще что-то решить – так что мы то и дело встречались в моем кабинете. И, как и прежде, я часто провожал ей до дома. Правда, теперь меня на работу подвозила «Волга» шефа, его водитель Валера жил в Южном микрорайоне, и по пути в отдел захватывал меня у дома.  А вот после работы нам с Писаревой приходилось добираться  домой на общественном транспорте.

Однажды, вернувшись после очередной выволочки в краевом комитете партии, причем совершенно незаслуженной, я пребывал в дурном настроении. На столе лежала кипа бумаг, которые требовалось прочитать, написать резолюции, но у меня рука не поднималась. В это время заходит в кабинет Писарева, видит меня в таком состоянии, интересуется, что случилось.  Я стал рассказывать.  И тут мне в голову пришла шальная мысль – а не пойти ли нам с Любовью Васильевной в ресторан развеяться? Она согласились, быстренько съездила на  машине домой переодеться, а мне этого не требовалось, я всегда на работе был в костюме, светлой рубашке и галстуке.  Наш столик в ресторане «Интурист» был у самой танцплощадки, и когда оркестр заиграл танцевальную музыку, мы первые начали танцевать. По-моему, мы не пропустили ни одного танца, и яркая, красивая Любовь Васильевна в своем нарядном платье была королевой бала.

Её запомнили не только посетители ресторана, но и официанты, и когда она через какое-то время отмечала в ресторане день рождения, к ней подошла официантка и сказала, что запомнила её по танцам пару месяцев назад. Но с Любовью Васильевной мы ходили не только на танцы. Дважды ездили в Китай, однажды накануне Нового года, вместе с председателем лицензионной комиссии Тропниковой Валентиной Евгеньевной и её сотрудницей летали в Харбин, а второй раз в город Цзямусы на Сунгари на теплоходе. Об этой поездке тоже можно прочитать. http://www.proza.ru/2018/08/12/196
 
Нам с Писаревой первыми поставили в кабинеты компьютеры. Тогда это было большой редкостью. При крайздравотделе был отдел АСУ, который занимался компьютеризацией в первую очередь подразделений статистики, где было очень много цифр, и считать все было сложно. А во вторую очередь компьютеризация  стала внедряться в работу бухгалтерий. Я отвечал за статистику, Писарева за финансовую отчетность, поэтому мы и научились в числе первых использовать помощь компьютера в своей работе.

Считаю, что Любовь Васильевна очень хорошо справлялась со своими обязанностями.  Она подобрала неплохой коллектив планово-финансового отдела, и обучала его работе на современной вычислительной технике. Но главное, она установила очень хорошие отношения с финансовым отделом вначале крайисполкома (заведующий Шевчук, первый заместитель Самотыя), и с пришедшим на смену Шевчуку  Кацубой Александром Станиславовичем, который до сих пор возглавляет финансовую службу края. В условиях постоянного дефицита финансовых средств здравоохранение получало чуть больше в процентном отношении, чем образование и культура.  Ибо мы  сумели доказать финансистам, что за нами стоят жизни людей, и каждый из них может оказаться в наших больницах. А Любовь Васильевна постоянно напоминала им об этом.

Хабаровский край в числе первых в России внедрил так называемый «новый хозяйственный механизм». Это требовало в первую очередь изменения функционирования плановых и финансовых подразделений всех лечебно-профилактических учреждений, и за это отвечала Писарева. С первых дней существования «демократической» России её должность стала называться – заместитель начальника управления здравоохранения края по планово-финансовым вопросам. И она в полной мере соответствовала ей.  Но все же должен сказать, что главенствующую роль в рациональном расходовании финансовых средств играет не бухгалтер, а руководитель учреждения или органа управления, который финансирует учреждения. В советское время все финансировалось по сметам, а потом все изменилось. Самостоятельность учреждений в расходования финансовых средств увеличилась, и было немало нарушений, нерационального расходования денег. Но созданный Любовью Васильевной ревизионный отдел своевременно выявлял нарушения.

Пока краевым органом здравоохранения Хабаровского края руководили знающие управленцы, Вялков Анатолий Иванович и Кравец Александр Викторович, все было нормально. Но когда губернатор края Ишаев назначил министром  далекую от практического здравоохранения Савкову, провизора по образованию, всю предыдущую карьеру работавшую преподавателем в мединституте, хабаровское здравоохранение стало хромать на обе ноги. В результате лишилась своей должности Савкова, прихватившая  с собой и первого заместителя Тропникову, и Писареву. Узнав об этом, я подумал, что вот Писареву зря сняли с должности. Её уважали все руководители медицинских учреждений и главные бухгалтера.  И я оказался прав. Сейчас в крае, как мне пишут мои коллеги, настоящий беспредел, который поощряет и министр Витько, на которого завели уголовное дело, и его заместитель на планово-финансовой работе, пришедшая из строительной отрасли.

Сейчас Любовь Васильевна живет в Москве, работает в Министерстве здравоохранения России, видимо, опытные кадры с регионов им тоже нужны. Её сын Шурик, которому уже больше лет, чем мне, когда я познакомился с его матерью, остался в Хабаровске, имеет семью. Мы с ним переписываемся в «Одноклассниках». Хотелось бы увидеться, но, увы,  я мало транспортабельным стал. Уж точно не составлю компанию Любови Васильевне в танцах.