В Брянском лесу

Михаил Палецкий
Эх! Ностальгия (которой давно уже нет). Помню, бывший партизан и подпольщик Валентин Гаврилович Зайцев однажды указал место в лесу где растёт черника. И потом это место стало для меня "огородом", где с июня по ноябрь собирал: и чернику, и грибы. Электричкой для грибников Шалимовка-Брянск в полдевятого утра едешь до первой остановки за Суземкой. Потом трёхкилометровый "марш-бросок" по узенькой, заросшей травой тропинке и выходишь на опушку смешанного леса: и грибы, и ягоды.

А встречи с представителями фауны!

Приезжаю на свой "огород". Бродит между деревьев стая больших индюков (5-6 голов). Мысли: откуда они сюда приблудились, до Суземки 8-10 километров... А они, тяжело поднявшись и сбивая крыльями сухие ветки деревьев, улетели в сторону заросшей кустарником и небольшими деревьями болотистой местности. Или глухари, или тетерева... . Впрочем, в дальнейшем, поразмыслив и сверив с картинками определителя глухарей и тетеревов моё мнение изменилось. Очень уж они были похожи на домашних индюков и никак не на глухарей и тетеревов. По всей вероятности, сбежала какая-то стая от своего хозяина в лес, который сразу подступает со всех сторон к посёлку Суземка, одичала и летать научилась.

Встреча с пресмыкающимися. Яркий, солнечный, теплый денёк. В лесу туманная дымка. Подхожу к развалившемуся и почти струхлявевшему бывшему складометру срубленных когда-то, давным-давно, при прореживании леса сосонок, верный признак растуших возле него грибов. Наверху,  в луче, падающего сквозь ветки деревьев солнца скрутились один вокруг другого, подобно двум обрезкам толстой верёвки, два ужа и ритмично раскачиваются в стороны. Под моей ногой хрустнула сухая ветка и они мгновенно расплелись и уползли в разные стороны, спрятавшись в своих норах под "складометром". И насколько быстро и картинно они расплетались, будто пропеллер, мотаясь синхронно и в такт своими телами, выпрямленными в прямые линии в противоположные стороны и совершив до десятка анти-витков!

С бурым медведем не встречался. А вот один из грибников (Николай Кожедубов) рассказывал: собираю малину на краю малинника... подымаю голову, а напротив на расстоянии в полтора-два метра от меня медведь тянется головой к ягодам на кусте малины, и от одного его вида настолько испугался, что бросив лукошко стремглав бежал прочь в течение часа, потеряв при этом и фуражку, а волосы ещё долго стояли дыбом.