Козёл

Плотников Игорь
        Один из видов летной подготовки – полёты на отклонения. Обычно - это  три полета по кругу, в каждом из которых на посадке инструктор вводит отклонения, а курсант грамотно их исправляет.
                ***
Солнечный летний день. Первая смена полетов. В плановой таблице у меня три полета по кругу на отклонения со своим летчиком-инструктором Анатолием Николаевичем Пучковым.

Интересно восприятие человеком возраста другого человека. Несмотря на то, что мы, его летная группа, звали за глаза просто Толиком, казался он намного старше. Зрелым взрослым человеком. Таким основательным, которым доверяют сразу и навсегда. А старше он меня был всего на пять лет.

Готовимся к полету. Анатолий Николаевич рассказывает, как будет проходить полет: на первом круге – взмывание, на втором будем исправлять «козла», а на третьем высокое выравнивание. Я сосредоточен, собран. Волнение перед полетом всегда присутствует, пока не сядешь в кабину. Сел! Всё! Некогда волноваться!

Запускаем, выруливаем. Толик всё время что-то спрашивает, показывает. А я работаю – учусь!

И вот четвертый разворот второго круга полетов – заходим на посадку. Толик мне сообщает: «Так значит, плавно держись за ручку. Я тебе сейчас покажу классического «козла» (отделение самолета от земли после касания при посадке)»! Голос его звучит уверенно, задорно… Игриво!

И полет приобрел совершенно другой смысл! Казалось, всё преобразилось: Толик энергично начал работать рулями. Ходуном ходили все органы управления: педали, ручка, РУД (ручка управления двигателем).

Самолет тоже, казалось, как-то встрепенулся, приободрился. Им вдвоем так нравилось лететь – загляденье! И работа настоящая! Нескучная! Вот-вот самолет сам мне по СПУ (самолетное переговорное устройство) скажет: «Сейчас мы всем покажем, как мы можем и умеем!»
- 74-й, к посадке готов!
- 74-й, посадку разрешаю!
- 74-й, на посадке «козёл»! - Толик из заднего кабинета доложил руководителю полетов.
- 74-й, понял Вас.

Толик продолжал энергично центрить: ручка ходила по кругу, педали на месте не стояли ни секунды! Самолет же уверенно снижался навстречу приключениям.

Мы снижались ниже глиссады. Ниже, еще ниже. И мне казалось, что мы сейчас до полосы плюхнемся! Но движения инструктора были уверенны. Мы шли так низко, что полоса уже смотрелась где-то далеко. У меня появился какой-то животный страх: «Блиин, сейчас не дотянем!!!» Толик увеличил обороты двигателя, и мы, буквально, на паре метров подлетали к торцу полосы, плавно снижаясь в первую плиту. Я легонько держался за ручку, но страх рос где-то на уровне подсознания! Пролетели торец полосы на нескольких десятках сантиметров – я съежился, внутри все сжалось!

Зачем я это сделал, я не знаю! Рефлекс какой-то, инстинкт! Я коротким  и энергичным движением взял ручку на себя! И…
        Самолет плавно коснулся бетонки, с характерным звуком раскручивая колеса!

Надо ли говорить, что такой подлости Толик от меня не ожидал?! Самолет бежал по полосе.
- Закрылки!!! – кто-то прокричал  по СПУ.
Голоса этого «кто-то» я не узнал!
Переставил закрылки на 15 градусов. Двигатель вывел на сто процентов. Взлетаем!
- 74-й! Я не понял, а где «козёл»? – поинтересовался у нас руководитель полетов, едва самолет успел оторвать колеса от континента.
- В передней кабине!