8. Зима и Новый год

Татьяна Домаренок
Белая Зима в гости к нам пришла
Все пути-дорожки снегом замела.
Дедушка Мороз вслед за ней идет.
А Пурга ревет, а Метель метет!

Кумушка, Метель, не пугай детей,
Снег не сыпь в глаза, улетай скорей!
В школу проложи путь ты до дверей.
По нему бежать будет веселей.


В детстве все зимы казались более снежными и морозными, какими-то необыкновенными и загадочными. 
– Ух, и снежная же в этом году зима! – говорила нам мама, глядя в окно на залитый солнцем двор.
Она внесла в комнату охапку дров. Положила ее у печи. А та уже с утра растоплена. В комнате пахнет теплом и каким-то необыкновенно вкусным запахом печи и готовящейся в ней еды. Что же мама пекла в печи? Всеми любимую картофельную бабку со шкварками и корочкой!
– Ура! – облизывались мы. – Сегодня будем есть вкусную бабку.
Мама доставала из печи ухватом горячий чугунок, ставила его на стол и раскладывала по тарелкам издающее духмяный аромат кушанье. 
– Чур, мне вот эту корочку! – просил Колька.
– А мне вон эту! – говорила я.
И мама послушно выкладывала корочки на тарелки, отдирая их от края чугунка.
Ох, и вкусные же они были!
– Поели? Одевайтесь и идите во двор, погуляйте! – просила мама.
Ей нужно было убирать в комнате, помыть пол. Дети ей мешали. И они послушно одевались в зимние пальто, натягивали на ноги валенки с галошами и выбегали на мороз.
Во дворе было не так уж и холодно. Ведь светило яркое солнышко. Сугробы из снега заледенели и ярко светились. Но там, возле сарая, образовался огромный сугроб, в него еще пару дней назад прыгали с крыши мальчишки. Но Сережку, друга Кольки, мама почему-то не выпускала во двор. Видно, провинился чем-то. А я прыгать в сугроб не решалась. Побродив по двору, подойдя к заледеневшей колонке, мы поскользили на льду возле нее. Нагулявшись, с раскрасневшимися от мороза лицами возвращались домой. Порой, чаще в выходные дни, Коля доставал из сарая лыжи, и все дети по очереди катались на них по двору.
– Завтра после школы я пойду кататься на горку, – сообщал брат.
– Я тоже, – вторила ему я.
Назавтра после уроков, захватив с собой фанерку, мы бежали на горку. В пятницу можно было немного отдохнуть от уроков, расслабиться и получить огромное удовольствие от полета “на попе” с крутой горы.
Эта крутая ледяная горка каждый год заливалась во дворе их 12-й школы. На высоком холме, расположенном за школой, возвышалось старинное здание, похожее на крепость. То, что в нем расположена тюрьма, в то время знали не все дети, не знали этого и мы. Потому эта “крепость” казалась нам немного таинственной и загадочной.
Что-то похожее возникало в сознании у меня, когда я смотрела на таинственный “дворец”, остатки стен которого возвышались возле кинотеатра “Победа”, где работала мама. Иногда зимой Ольга Андреевна просила своих детей помочь ей на работе. Таня с Колей приходили, чаще по вечерам, и помогали ей колоть тяжелым ломом лед и сгребать лопатой снег на тротуаре возле улицы Комсомольской.
А стены разрушенного во время войны монастыря, вернее их остатки, вскоре взорвали. В городе еще оставались такие полуразрушенные старинные здания, от которых нужно было постепенно избавляться, чтобы очистить места для строительства новых зданий. Жаль, эти развалины следовало восстановить, тогда новые поколения минчан смогли бы сейчас любоваться старинным Минском. Но, видимо, на это у нашего государства тогда не хватало денежных средств.

Зимы шестидесятых годов были морозными, снежными.
– Мама! Давай возьмем эту собаку домой на ночь, – просили Таня с Колей и с разрешения мамы пускали собаку в дом.
Большая измученная своей нелегкой долей дворняга уже несколько дней спала у крыльца. Чей пес, никому не было известно. Приблудился поближе к людям. На улице мороз под тридцать градусов. Может быть, помогут ему не околеть?
Люди жалели бездомных животных и пускали их на ночь под крышу в тепло.

– Таня! Пойдем со мной, – как-то раз сказала мне мама. – Поможешь притянуть санки с солью на работу.
Она привела меня на какой-то большой огороженный высоким деревянным забором двор, где были насыпаны горы соли! Ее разгружали люди лопатами с грузовых машин. Нагрузив соль в мешок, мы с мамой потащили ее на санках через город к кинотеатру “Победа”. Такой солью уборщики посыпали заледенелые тротуары Минска. Соль растапливала лед, и тротуары было легче очистить. Снегоуборочных машин, чистящих в наше время улицы в городе, в то время не было. Все делалось вручную.

Зимой ночи становились длиннее, дни – короче. Школьные деньки летели быстро. Близился Новый год.
– Мама! А ты купишь к Новому году шоколадные конфеты? – спросил Колька, а я стяла рядышком, поддерживая его в вопросе. 
– Куплю. Только мы их повесим на Елку.
– Ура! – обрадовались дети.
Мы с нетерпением ждали свой любимый праздник. А он уже очень скоро наступит. Кто же принесет в дом пахучую красавицу Елку? Конечно, папа. Он же поставит ее в ведро с песком так, чтобы высокая красавица не смогла упасть на пол. Игрушки-то на ней будут дорогие!
Ах, эти елочные игрушки! Сколько их накопилось за множество лет! В коробке на антресолях лежат все елочные игрушки, которые уцелели от празднования счастливых Новых годов. И ни одну из них я не выбросила. Пусть живут, как добрая память нашей семьи. 
– Смотрите, не опрокиньте Елку и не трогайте игрушки, – просила мама.
Она наряжала Елку красивыми блестящими шарами и фигурками животных. Стеклянные игрушки хрупки, стоили дорого, и она не доверяла детям их развешивать на пушистых веточках пахучей лесной красавицы. А комната уже вовсю наполнилась ее ароматом. К тому же, очень приятный сладкий запах шел от конфет. Они еще лежали на столе в бумажном кульке. Но скоро дети обвяжут бумажные обертки конфет ниточками, и тогда мама повесит сладкие угощения на Елку. А еще там будут красоваться фигурные печенья. Затем Елка снизу доверху укроется блестящим разноцветным дождиком. Нет, гирлянд из лампочек на ней в то время не было, зато висели яркие стеклянные бусы.
– Красавица! – сказала мама, отойдя в сторону, любуясь своей работой.
Мы, дети, радовались вместе с ней. Скоро, очень скоро наступит Новый год, и тогда мама разрешит им понемногу срывать эти очень вкусные конфеты! Сейчас же мы могли лишь вдыхать их шоколадный аромат.

Новогодняя принцесса –
Ёлка – в гости всех зовет:
– Приезжайте, приходите!
Вместе встретим Новый год!

У красавицы у Ёлки
Серебристые иголки.
И она в лесу растет,
Звонко песенки поет.

Дед Мороз по лесу ходит,
Он порядок в нем наводит.
Льда, морозца поддает,
Зайцам шубки выдает.

Все иголки разукрасил
Белым инеем своим.
Поглядите – даже Ёжик
Умудрился стать седым.

У Мороза у самого
На висках не тает лед.
Одевайтесь по теплее!
Ёлка в гости вас зовет:

– Серебристые Снежинки
Мне подарят волшебство.
Стану я нарядной самой
В славный праздник
Рождество.

А в гостях у Ёлки будет
Много преданных друзей.
Волк и Зайка, Медвежонок,
Иноземец Чародей.

Дед Мороз раздаст подарки
И устроит хоровод.
Он исполнит все желанья.
Кто что хочет, здесь найдет.

Но к утру примчались Сани:
– Нужно Дедушку везти.
– Но куда?
– Не знаем сами.
Лучше у него спроси.

– Ох, друзья! Мне нужно ехать
За моря и Океан.
Знаю – там детишек много.
Им подарки я отдам.

А потом вернусь обратно.
С вами встречу Новый год.
В Рождество пусть все приходят,
Когда Ёлка позовет.

10.10.18

  9 часть повести  http://proza.ru/2018/10/11/1287