Ветка хлопка

Наталья Гузева
                Скажу открыто, а не в скобках,
                что я от солнца на мороз
                не что-нибудь,а ветку хлопка
                из путешествия привез.
                (Я.Смеляков)

       Совсем нечаянно попала я в старинный русский город – Болхов. Стояло бабье лето, погода была прекрасная, я ходила по болховским улочкам, рассматривая достопримечательности. Зашла в магазин сувениров и остолбенела! - в вазе стоял упакованный на продажу стебель хлопчатника с наполовину распустившимися коробочками.
- Откуда взялся здесь этот житель знойных степей? – подумала я, обходя стебель вокруг и рассматривая коробочки с хлопком.
 
       Вот тут-то меня и пронзила мысль: «У Лиды-то скоро день рождения. Вот что ей понравится. Надо ей эту ветку подарить!» И я, не раздумывая, купила стебель. Завернула продавец хлопчатник в бумагу, скрепила бумагу изолентой, я ей денежки отдала, мне стебель в руки подали и поехала я домой. По пути размышляю:
- Всякие бывают подарки, немудрена наука – подарок подарить. Критериев полно, у каждого они свои. А суть подарка в чём? Для чего мы подарок дарим?
Сама себе и отвечаю:
- Подарок должен не просто порадовать, он должен разить наповал, внести в душу смятение, держать её и не отпускать от себя. Редко такие подарки мы дарим. Ох, редко.

        Потом мысли перекинулись на совместные праздники. Сколько их таких совместных праздников у нас осталось? Никто не знает. Поэтому надо как можно внимательнее быть друг к другу.

        Прошли дни, иду в гости, подарок несу. Открываю двери, а там радостный смех, веселье, цветов букеты. Что ж, пора и мне свой подарок дарить. Снимаю обёрточную бумагу, выпрастываю из неё хлопковую ветку, дарю. Немая сцена!

        Хлопковая ветка произвела фурор, сразила всех наповал! Лида замерла с раскрытым ртом. Она стояла и молча смотрела на ветку. Подошла поближе её сестра Людмила, потрогала коробочки, провела пальцем по стеблю, улыбнулась.
- Неужели это хлопок? Откуда он здесь взялся? – и пошутила, - Наташа, ты, что в Узбекистан за нею слетала?

       Наконец и Лида сумела сказать что-то такое вроде как: «Вот такие коробочки я собирала. Видите, какие острые у них края, об них кожа рук всегда была в порезах и царапинах. Настя, - позвала она дочь, - поди сюда, посмотри на хлопок, ты его наверное и не помнишь!»

      Подошла Анастасия, потрогала ветку, вату в коробочке, поудивлялась и пошла за вазой. Ветку поставили в вазу, пошли к столу.

      Праздничный обед закончен, гости стали расходиться. Остались только самые близкие родные. Лида вынула хлопчатник из вазы, покрутила его в руках, рассматривая со всех сторон. Начала рассказывать:
- Боже! как мы его ненавидели. Нас, студенток медучилища, каждой осенью отправляли хлопок собирать. Болели спины, кровоточили порезы на руках, оттягивал вниз, привязанный к поясу, огромный фартук с собранным хлопком.

       Лида помолчала и продолжила:
- Надо же! А сейчас я никак не могу на него наглядеться. Как будто молодость моя вернулась и снова я девочка-студентка Майли-сайского медучилища в звенящей жаре работаю на сборе хлопка.

- Нас тоже посылали на хлопок! - добавила Людмила, - Вот так пальцами вытаскиваешь хлопок из коробочки, но коробочка должна быть уже совсем раскрыта, не так как здесь на ветке. Здесь она в полураскрытом состоянии. А должна быть вот такой! -  и Людмила растопырила пальцы, показывая полное раскрытие коробочки.

- А дневная норма составляла 9 кг. Собираешь его собираешь, фартуки огромные, из-за фартука ног своих не видно. Носишь огромный фартук по всему полю, а до нормы всё далеко, - добавила Лида. - К концу дня так устанешь, что и ног не чуешь. И работали мы на его сборе всегда больше месяца. Уже октябрь, а мы всё ещё на хлопковом поле. Пока уборку не закончат, у нас занятия и не начинались. И сбежать нельзя – сразу отчислят.

       Лида бережно подпёрла хлопковую ветвь изгибом вазы и та встала прямо-прямо. Ну, красиво встала. Получилась композиция: хлопковая ветвь в вазе с каплями, падающими вверх!