Сказки Шарлотты. Королева лоскутков

Паола Миллер
Жила-была портниха, у которой была маленькая дочка. Портниха шила, а девочке отдавала лоскутки. Лоскутки были разными – парчовыми и холщовыми, потому что к портнихе приходили и знатные и дамы, и бедные крестьянки. У портнихи были золотые руки и золотое сердце. Она шила самые красивые платья на свете и никому не отказывала.

Сколько красивых платьев повидала девочка, пока росла! К портнихе приходила художница – она была хорошей художницей, только чтобы рисовать картины нужно быть художником, а не художницей. Так было принято думать, что будто бы написать картину - это труд, посильный только мужчинам, а женская живопись не считалась таковой.  И талантливая художница рисовала женские платья. Такие платья, что мужчины не могли отвести глаз от тех, кто их носил. А вы видели когда-нибудь картину, от которой мужчины не могли оторвать глаз? Вот и никто не видел.

Портниха шила, художница рисовала, а маленькая королева лоскутков повелевала своими подданными. Бархатные кусочки, атласные кусочки, ситцевые кусочки и даже рогожа – всем нашлось место и забота в ее сказочной стране. В этой стране жили герцоги и принцессы, колдуны, драконы и волшебные крылатые кони. Там происходили баталии и свадьбы. Девочка была счастлива.

Но однажды все закончилось. В городе открылась фабрика по пошиву платьев. Платья не были так красивы, как те, что шила портниха. Зато их было очень много. И они стоили дешево. Никто не стал покупать платья у портнихи.

Никто больше не носил тех платьев, от которых не моли отвести глаз мужчины. Мужчины и не смотрели больше так на женщин.
 
 Идти на работу на фабрику она тоже не могла – ведь она не умела делать то, что нужно при конвейерном производстве – с утра до ночи складывать две детали и сшивать, складывать и сшивать. Художница стала рисовать костюмы для киностудии – потому что она тоже не умела  рисовать те платья, которые шьют сотнями за день.
Портниха грустно смотрела на свои руки. Они по-прежнему были золотыми.

- Давай будем шить игрушки, – неуверенно подсказала дочь, перебирая лоскутки. Ей виделись у лоскутках куклы в бархатных камзолах, и мишки в плюшевых штанишках.

- Нет, моя дочь. Если платья шьют теперь машины, то и игрушки и подавно шьют машины.

- Давай шить лоскутные покрывала, - снова предложила девочка.

- Никто не будет шить столько покрывал, чтобы нам хватило заработанных денег. И у тебя не найдется столько лоскутков!

Грустно стало в доме, где располагалась волшебная страна.

Ночью лоскутки не спали. В лоскутной стране случился переполох. Как нам быть? Если портниха больше не будет шить – то и лоскутная страна погибнет? Не будет новых жителей, не будет новых овечек, и новых кроватей, и новых цветов на клумбах. Все придет в запустение и запыление. Жители плакали, а герцог хмурился. Но что могли поделать крошечные волшебные жители, если и в большом неволшебном мире ничего сделать было нельзя?

Королева лоскутков тоже не спала. Она слышала, как пищат ее маленькие подданные, но не подавала вида. Она думала. Она думала целую ночь, и следующую ночь, и еще две ночи. Ей даже приходило в голову захватить фабрику и устроить там пожар – она была по-королевски решительна, но и она понимала, что одним пожаром не вернуть того времени, когда труд был ценен, а вещи дороги. Просто времена меняются.

Наконец она решила.

- Я знаю, что мы будем шить, мама. - сказала она,- Мы будем продолжать шить одежду, только очень маленькую одежду. Мы будем одевать кукол! Ни одна машина не сможет сшивать такие крохотные детали без помощи человеческих рук.

Портниха засмеялась, а потом задумалась. Кто будет покупать одежду для кукол? Хотя… Ведь теперь люди покупают для себя дешевую одежду, значит у них остаются деньги для того, чтобы чем-нибудь себя позабавить?

Она попробовала. И у нее получилось! Сначала это было непривычно для жителей города, потом интересно, потом дети стали просить все новые и новые платья для своих кукол, потом для мишек, потом для зайцев и даже для автомобильчиков!

Художница вернулась к портнихе. Она создавала такие веселые платья, что детвора смеялась от счастья.

Директор фабрики увидел, что есть кое-что интересное в швейном ремесле , чего он не делает на своей фабрике -  и тоже начал выпускать кукольную одежду. Да только он просчитался: если взрослые были согласны носить дешевую одинаковую одежду, то дети, которые уже узнали настоящее волшебство золотых рук портнихи, не согласились на фабричные кривые платьица, где застежки были прилеплены на клей, и ткань косила. Для кукол одежду на фабрике шили еще более небрежно, чем для людей. Дети не хотели одевать своих кукол в такие наряды. И новая конвейерная линия скоро закрылась.

А портниха с дочкой создавали новые и новые платья для игрушек.

Так продолжалось не очень долго. Пока не выросла самая старшая хозяйка куклы.
Девочка выросла и сказала маме – я не хочу носить  то платье, которое висит в магазине, и которыми завален весь город. Я хочу, чтобы мне сшила платье портниха, которая шила для моей Мари. И мама подумала: а почему бы и нет? Ведь платье на кукле было сшито золотыми руками и придумано настоящим художником.

У портнихи прибавилось заказов. Она была уже немолода, но у нее была еще одна пара рук – подросла и королева лоскутков. Лоскутков в доме тоже прибавилось, но лоскутное королевство уже смирилось с отсутствием королевы.

Люди вспоминали старые фасоны, доставали с чердаков бабушкины журналы – и снова появились платья, в которых от женщин нельзя было отвести глаз.

Никто не мешал фабрике шить свои наряды и продавать их в магазине. Даже если их почти никто не покупал -  фабрика работала себе и дальше.

Королева лоскутков изредка приходила к своему королевству. Это оно вдохновило ее на неожиданный шаг. Но с каждым месяцем лоскутное королевство все сильнее засыпало. Спал бравый герцог. Он выглядел усталым и потрепанным. Спал Дракон, обняв овечек. Спали кузнец и рыбак. «Вам нужна новая королева, - грустно подумала королева лоскутков.

Кому было передать ее волшебную страну? Ее дочка любила музыку и батуты, и совсем не любила шить. Подарить чужой девочке?

Королева не могла. Ей было не жалко. Просто она не могла.

«Проснись!» -  потянула она однажды за камзол герцога. Тот заворчал во сне, но не проснулся.

«Идемте-ка в мастерскую!» - решила королева наконец. Недаром она была королевой – она умела принимать решения и готова была к переменам. Она сгребла всех жителей  вместе с их домиками, лесами и площадями и перенесла туда, где она работала.
«Отныне вы – Королевский Швейный Совет!» - сказала она.

Герцог оживился:

- А Дракон?

- И Дракон тоже!

Герцог еще никогда не состоял в швейном совете. Дракон тем более. Не говоря уже о кузнеце и овечках.

Все они с интересом расселись на полке и стали принимать участие в создании новых платьев. Когда получалось что-то хорошее -  они одобрительно моргали, шуршали и кашляли. Когда платье не нравилось – морщились и ворчали. Королеве нравилась такая совместная работа.

Они и сейчас сидят на той же полке в мастерской. Вы можете убедиться в этом, если заглянете в дом со светло-зеленой дверью на тихой улице, где на углу книжный магазин располагается в здании, наполовину ушедшем под асфальт, и дверь стала впору лишь ребенку. Чтобы пройти в дверь, покупателям приходится склониться. Но в хорошем книжном магазине от покупателей нет отбоя. Так же, как нет отбоя от покупателей  в лавке, где Королева, Дракон и Кузнец решают, какое платье лучшее в этом сезоне.