Размышления о времени

Любомир Павлов
                ***

                Одиночные лыжные прогулки по заснеженному лесу
                располагают к размышлениям над нерешёнными проблемами...

                ***

 Автор книги "Физика времени" А. Д. Чернин считает, что однородность времени определяет закон сохранения энергии, (теорема Нётер). Он пишет, что если бы время было неоднородным, то это привело бы к тому, что «законы природы были бы разными в разное время». Но автор не уточняет о каком времени идёт речь. Если имеется в виду искусственное метрологическое время, которое показывают часы, то его однородность уже изначально задана равномерным ходом часового механизма. И тогда возникает вопрос: каким же образом искусственно созданное однородное, (т.е. равномерно текущее), «время» определяет закон сохранения энергии физических тел? Ход часов никак не может влиять на физические тела, непосредственно не связанные с часами.

Для того чтобы «время» могло как - то влиять на физические тела оно должно быть материальным, в виде равномерно текущего потока, и существовать «само по себе», т.е. независимо от физических тел. Но при этом у читателя снова возникают вопросы: что же представляет собой такое «время», почему оно течёт и как оно воздействует на физические тела? На эти вопросы у автора нет ответов…

Однако далее автор высказывает существенно важную мысль о природе времени: «…в природе нет никакого времени «самого по себе», - пишет он, - время — это всегда конкретное физическое свойство данных конкретных физических тел и происходящих с ними изменений». Это верная, основополагающая мысль! Действительно, нет времени «самого по себе»! Время - это «физическое свойство…конкретных физических тел и происходящих с ними изменений», но это уже другое время, не то, которое показывают часы, это естественное - физическое время, которое никак не связано с ходом часов.
 
Очень жаль, что автор не продолжил развивать эту плодотворную мысль…
 
(Кстати, эта мысль автора книги полностью соответствует пониманию времени и
автором этих строк).
 
Автор считает, что «Теория относительности говорит нам, каков темп течения времени, от чего зависит его замедление, но не отвечает на вопрос, почему оно вообще течет, чем определяется его неизменное направление — от прошлого к будущему». «Есть у времени такие свойства, которые ставят в тупик и теорию относительности и квантовую теорию. Эти теории многое сказали нам о времени, но они не способны ответить на первый и самый простой из всех вопросов: почему время идет?» «…чем вызывается само движение времени? Что задает его свободный, невозмущенный ход?»

Автор верно считает, что «само существование физических тел заставляет время бежать». Но он ещё не готов объяснить своему читателю: «Что это в действительности означает». Он считает, что это «еще предстоит выяснить».

Однако в заключении своей книги, автор, к сожалению, неожиданно делает весьма пессимистический вывод. Он пишет: «Так что последнего и окончательного ответа на вопрос «что такое время?» не существует — и не может существовать».


               
                Попытаемся ответить на поставленные автором вопросы.

1. Что представляет собой время?

Прежде всего нам нужно постоянно помнить о том, что мы, как Познающие Субъекты, являемся случайным порождением Природы и, появившись на свет, мы стали невольными свидетелями и сторонними наблюдателями  окружающего нас безбрежного звёздного  МИРА, динамичного и непрерывно эволюционирующего, который всегда существовал, существует и будет существовать независимо от нас. Эволюционные изменения, происходящие в нашем МИРЕ, не линейны и необратимы и поэтому воспринимаются нами как его естественное физическое время.

Объективно, естественное физическое время представляет собой ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ДЛЯ КАЖДОГО ОБЪЕКТА ЭВОЛЮЦИОННУЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ необратимых ВЕЩЕСТВЕННЫХ изменений их фазовых состояний. Однако, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ является ОТНОСИТЕЛЬНОЙ характеристикой эволюционных процессов и сама по себе, объектами не фиксируется. Объекты фиксируют только ВЕЩЕСТВЕННЫЕ изменения, которые являются их АБСОЛЮТНОЙ характеристикой. При этом всякое изменение представляет собой "овеществлённую" длительность. Нет вещественных изменений без длительности как нет и длительности без вещественных изменений.

Все эволюционирующие объекты проходят начальную фазу обретения своей идентичности, фазу конструктивного или деструктивного эволюционного изменения, которая переходит в фазу деградации и неизбежной утраты собственной идентичности.

В процессе взаимодействий физических объектов эволюционные процессы в них могут ускоряться, замедляться, приостанавливаться и снова продолжаться или совсем прекращаться. Когда в объектах приостанавливаются или совсем прекращаются эволюционные изменения, то они переходят в СОСТОЯНИЕ без---длительного, без---временного существования. При этом в объектах прекращаются всякие изменения или происходят изменения-флуктуации, которые совершаются по замкнутому циклу. По завершению цикла флуктуирующие объекты не изменяясь каждый раз возвращаются в свои исходные состояния.

Человек, как Познающий Субъект,(ПС), ориентируется в изменениях, (событиях), происходящих в объектах окружающего мира и в нём самом, главным образом, по их ДЛИТЕЛЬНОСТИ, которая измеряется им с помощью часов. Возможность измерения длительностей делает её для ПС наиболее важной характеристикой эволюционных процессов. Инструментально измеренная длительность события принимается ПС как ОБЪЕКТИВНОЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ время данного события. При этом в измеряемую длительность метрологического времени наблюдаемого события включаются не только интервалы эволюционной длительности, но и интервалы "замирания", когда эволюционные изменения временно прекращались, а затем, снова возобновлялись. Однако, собственное время "жизни" самих эволюционирующих объектов, (ФВ  - физическое время),  включает в себя только интервалы ВЕЩЕСТВЕННЫХ эволюционных изменений и исключает длительности интервалов "замирания" когда вещественных изменений не было.
 
 Но если длительность одного и того же происходящего события воспринимается несколькими ПС-ми с помощью органов чувств, то, в зависимости от эмоционального состояния Субъектов,  чувственные восприятия этой длительности у них будут очень разными – субъективными. Для каждого ПС – та это будет своё СУБЪЕКТИВНОЕ время.
Для Познающих Субъектов сложнее оценивать длительность, (время), эволюционирующих объектов по их вещественным фазовым состояниям, поскольку фазовые состояния, в отличие от длительности,  не имеют количественной меры и могут оцениваться только по субъективным ощущениям, то есть, очень приблизительно. Однако, для самих физических объектов, сущностными характеристиками, определяющими их эволюционное развитие, являются не ДЛИТЕЛЬНОСТИ, а ИМЕННО их ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ФАЗОВЫЕ СОСТОЯНИЯ.

Метрологическая, (искусственная, инструментальная), длительность, в отличие от естественной неравномерной эволюционной длительности, РАВНОМЕРНА, поскольку представляет собой РАВНОМЕРНЫЙ ход часового механизма. Именно равномерность инструментальной длительности позволяет использовать её в качестве МЕРЫ для измерения длительностей ЛЮБЫХ происходящих процессов, (событий). Равномерную, инструментальную длительность принято считать МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ВРЕМЕНЕМ, которое физически не связано с объектами окружающего мира и является внешним по отношению к ним.
 

(Фазовое состояние - это совокупность всех качественных свойств, характеризующих объект на данный момент. Фазовое состояние - это КАЧЕСТВЕННАЯ характеристика объекта, которая оценивается ПС - том по его внешнему виду, (внешнему образу).

Фаза, как часть "прожитой жизни", является КОЛИЧЕСТВЕННОЙ характеристикой объекта, которая может оцениваться ПС - том только приблизительно, по внешнему образу и выражаться обыкновенной дробью или в процентах).
 
В нашем МИРЕ нет мгновенных, без---длительных изменений, (событий). Все изменения, (события), происходящие в эволюционирующих объектах "длятся", при этом, каждое элементарное изменение представляет собой элементарную длительность. Каждое фазовое состояние "F(i)", изменяясь, трансформируется в очередное фазовое состояние "F(j)", а длительность этого "элементарного" необратимого изменения, для самого объекта, представляет собой его "элементарное" НАСТОЯЩЕЕ время,
F(i) ==> F(j)>, его "сейчас". С изменением фаз "элементарное" НАСТОЯЩЕЕ время непрерывно обновляется и длится до завершения эволюционного цикла, когда объект полностью утрачивает свою идентичность или переходит в состояние без---длительного существования.               
               
         
    ... F(i) ==> F(j)> ==>F(k) ==> F(m) ==> F(n) ...   
               
                ====>
   
                "течение", (дление, ход),  времени

Для каждого физического объекта продолжительность настоящего, т. е. его «сейчас», будет определяться быстротой изменений его фазовых состояний. Чем быстрее сменяются фазовые состояния объекта, тем короче продолжительность его настоящего, «сейчас», однако настоящее не может быть без---длительным исчезающим мгновением. Мгновенно происходящие изменения в объектах привели бы к их мгновенному исчезновению и ВСЕМИРНОМУ КОЛЛАПСУ. Объективно, каждый физический объект, эволюционируя,  существует постоянно только в своём непрерывно длящемся и обновляющемся настоящем времени, т. е. в своём «сейчас», до тех пор, пока он сохраняет свою идентичность.

Последовательность необратимых ВЕЩЕСТВЕННЫХ изменений фазовых состояний физического объекта составляет его индивидуальную жизненную историю, то есть, его "прошлое", а "будущее" представляет собой наиболее вероятную потенциальную возможность, которая предопределяется их настоящим, т. е. их «сейчас».   
Само объективное существование физических объектов друг для друга определяется только их взаимодействиями, которые не зависят от длительностей  их предшествовавших эволюционных историй, а зависят от  вещественных фазовых состояний, сформировавшихся на момент взаимодействия.


Для человека, как объекта биологического, (а на микро уровне, по существу, физического), настоящее время, т. е. его «сейчас», будет определяться, как и для всех физических объектов, длительностью ВЕЩЕСТВЕННЫХ изменений очередного фазового состояния. Однако для человека, как ПС, настоящее время, его «сейчас», будет уже определяться длительностью удержания произвольного внимания на реально воспринимаемом и ощущаемом объекте или мыслимом виртуальном объекте находящемся в его памяти.

 Смещая поочерёдно внимание с одного объекта на другой, ПС, находясь постоянно в своём настоящем, последовательно переводит их в своё субъективное "прошлое", которое сохраняется в его памяти в виде виртуальных образов реальных объектов. При этом "будущее" представляется ему только как мыслимая и планируемая возможность. ПС мысленно может переносить планируемое будущее в своё настоящее, а также «возвращаться» в своё прошлое, извлекая его из памяти и перенося в настоящее, сосредоточив на нём своё внимание.
Таким образом, для ПС, в отличие от физических объектов, всегда открыта возможность мысленно переноситься как в своё прошлое, (жизненную историю), так и в планируемое будущее.   

При этом человек должен быть в состоянии активного сознания, осознавая самого себя как ПС. Когда же человек погружается в состояние сна и временно утрачивает свою субъектную идентичность, переставая существовать как ПС, то для него вообще перестаёт существовать время и весь окружающий его Мир. 


2. Почему время «течёт»?

Мы живём в нестационарном Мире, где все объекты взаимодействуя между собой непрерывно и необратимо изменяют свои фазовые состояния. Известно четыре типа взаимодействий - это гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. В результате взаимодействий объекты изменяют свои фазовые состояния по обратимому циклу или необратимо. Обратимые изменения за полный цикл не изменяют состояния объектов поэтому такие объекты существуют в состоянии без---временья. И только НЕОБРАТИМЫЕ изменения фазовых состояний объектов представляют собой «течение» времени.

3. Почему время «течёт» только в одном направлении от «прошлого» к «будущему»?

Одно направленность "течения" времени определяется его необратимостью – от состояния малой вероятности, ("прошлое"), к состоянию более вероятному, ("будущее"), поскольку более вероятное состояние реализуется большим числом возможных состояний.  При этом объекты постоянно находятся в своём непрерывно обновляющемся НАСТОЯЩЕМ. Все объекты нашего Мира в конце своей "жизни"  меняют свою идентичность: элементарные частицы, ядра атомов, атомы и молекулы спонтанно распадаются, биологические макрообъекты подвергаются гниению и разложению, неорганические макро и мега объекты подвергаются разрушению и распаду на составные элементы. Иначе говоря, время необратимо и "течёт" только в сторону увеличения энтропии, то есть в сторону всё большего хаоса.

                ***

                Дискуссия о времени 

Автор Павлов.
             Ответ оппоненту кандидату психологических наук В.А. Поликарпову

Вы пишите, что придерживаетесь «субстанциональной концепции времени» и далее приводите своё определение:

«Время – это действующий принцип вселенной, который создаёт необратимость изменений».

Приведённое Вами «определение» времени, к сожалению, не раскрывает сущность определяемого понятия. Что значит «действующий принцип вселенной»? Каким образом «принцип», как логическое «родовое понятие» разговорной речи, может создавать «необратимость изменений»?! Вам следовало бы не логически, а физически обосновать «действующий принцип вселенной» и показать, что из себя представляет его «анкерный» механизм, который обеспечивает «необратимость изменений».

Уважаемый, Владимир Алексеевич, я реалист и предпочитаю воспринимать мир таким каким он представлен моими ощущениями моему рациональному сознанию. Если мы действительно хотим познавать мир, то у нас, к сожалению, нет другого выбора, нет другой методологии кроме научной основанной на серьёзных экспериментальных исследованиях. Метафизическая методология оторвана от реальности и не воспринимает её как объективную сущность, она основана на реликтовом мифологическом сознании, которое само измышляет истины и навязывает их реальности. Поэтому она не годится для научного познания реальности, но она абсолютно необходима в художественных жанрах поэзии и фантазии.

                ***

Автор Павлов.
             Обращение к участникам семинара по темпорологии при институте
             исследования природы времени

Уважаемые коллеги, не могли бы вы высказать своё отношение к "Эволюционной парадигме" И.Пригожина, которую он совместно с И. Стенгерс изложил в книге "Порядок из хаоса".
Я приведу наиболее характерные его высказывания по поводу ЭВОЛЮЦИОННОЙ НЕОБРАТИМОСТИ.
Как пишет Илья Пригожин, «люди в нерешительности колебались между двумя крайностями: исключением НЕОБРАТИМОСТИ из физики (сторонником этого направления был Эйнштейн) и признанием НЕОБРАТИМОСТИ как важной особенности природных явлений (выразителем этого направления стал Уайтхед). В настоящее время
(примечание автора - вторая половина 20 века) ни у кого не вызывает сомнений, что НЕОБРАТИМОСТЬ существует на макроскопическом уровне и играет важную конструктивную роль».

 «НЕОБРАТИМОСТЬ есть источник порядка на всех уровнях. НЕОБРАТИМОСТЬ есть тот механизм, который создаёт порядок из хаоса».
Именно благодаря осознанию НЕОБРАТИМОСТИ, считает Пригожин, «обрела новое звучание проблема времени», а «проблема НЕОБРАТИМОСТИ распространилась на всю физику – от теории элементарных частиц до космологии».
«Происхождение НЕОБРАТИМОСТИ, - по мнению Пригожина, - проблема космологическая, и для решения её необходимо проанализировать развитие Вселенной на ранних стадиях».

 Рассматривая «ЭВОЛЮЦИОННУЮ ПАРАДИГМУ», Пригожин пишет:
«Мир динамики, классической или квантовой, -- мир обратимый… в таком мире ЭВОЛЮЦИЯ НЕВОЗМОЖНА».
Он считает, что для того чтобы ЭВОЛЮЦИЯ стала возможной «сложность системы должна превышать определённый порог…Примечательно, что восприятие ориентированного времени возрастает по мере того, как повышается уровень биологической организации и достигает, по-видимому, кульминационной точки в человеческом сознании».
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА «охватывает изолированные системы, эволюционирующие к хаосу, и открытые системы, эволюционирующие ко всё более высоким формам сложности».

Конечно очень жаль, что сам И.Пригожин не формулирует определение времени и не раскрывает как проявляет себя ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕОБРАТИМОСТЬ. Однако, на мой взгляд, приведённые высказывания дают основание считать, что его ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА по-существу является признанием им ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ.

                ***
 
Поликарпов Владимир Алексеевич:

Я полагаю, что НЕОБРАТИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ является основным проявлением времени, его differential specifica. Там, где нет необратимости, нет времени. Но проблема необратимости это проблема не космологическая, как думал И. Пригожин, а метафизическая. Ведь само время мы не обнаружим в мире существования. В физическом мире, в том, который доступен нашему восприятию непосредственно, или с помощью приборов. Здесь присутствует лишь его явление – необратимость, и всё, что меняет свою модальность под его (необратимости) влиянием. Само время помещено в мир Бытия. Мир сущностей, создающих видимый мир существования, и являющийся предметом метафизики. Время, как то, что создаёт необратимость, помещается именно там.

Автор Павлов:

Очень странно! Вы считаете, что "проблема необратимости это проблема не космологическая, как думал И. Пригожин, а метафизическая. Ведь само время мы не обнаружим в мире существования".
По Вашему время это нечто метафизическое, в реальном мире не существующее, мы его здесь "не обнаруживаем". Однако, в реальном мире оно "присутствует" как некое явление "необратимости". Это что - то вроде улыбки чеширского кота.
Вы отрываете "необратимость" от процессов изменения. Необратимыми могут быть только реальные процессы, в которых только непрерывно возрастает или непрерывно убывает какой то признак, (качество), эволюционирующего объекта. Абсолютно бессмысленно говорить о необратимости без отношения к реальным процессам.

 В.А.Поликарпов:

Ничего я не отрываю. Необратимы именно реальные (как Вы их называете) процессы. Только саму необратимость, или, точнее, то, что вызывает необратимость Вы в этих "реальных процессах" не найдёте. Вы можете описать эволюцию, но не объяснить её. Так же как Вы не можете объяснить появление чего-либо нового, например Вселенной, или живого из неживого, или сознания, а как всё это потом развивается (изменяется)вполне успешно описываете. Научное мышление не в состоянии объяснить появление новой реальности (вот не было, а потом появилось). Оно изначально не было для этого приспособлено.

 Автор Павлов:

Вы считаете, что "научное мышление" "не в состоянии объяснить" "что вызывает необратимость". Однако, известно, что первопричиной ВСЕХ изменений происходящих в мире являются ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, которые и придают направленность изменениям. При этом ВСЕ изменения объектов идут в направление повышения УСТОЙЧИВОСТИ и РАВНОВЕСНОСТИ их состояний, поскольку такие состояния реализуются большим числом возможных способов, что и определяет однонаправленную НЕОБРАТИМОСТЬ таких изменений.      
Уважаемый, Владимир Алексеевич, Вы считаете, что «Научное мышление не в состоянии объяснить появление новой реальности (вот не было, а потом появилось). Оно изначально не было для этого приспособлено».
Однако, для познания окружающего нас мира и самих себя у нас просто нет ничего другого кроме научного мышления, удостоверяемого экспериментом как критерием истинности.
Давайте хотя бы поверхностно, в самых общих чертах проследим процесс необратимой эволюции нашей Вселенной и оценим роль необратимости.
Необратимые эволюционные процессы в нашей нестационарной Вселенной длятся уже порядка 14 миллиардов лет после Большого Взрыва. Все процессы в нашей Вселенной спонтанно и НЕОБРАТИМО развиваются только в направление от неустойчивого состояния к более устойчивому как наиболее вероятному состоянию. Это генеральное направление эволюции.

В результате сильных взаимодействий нуклоны объединяются в устойчивые ядра атомов, которые захватывают лептоны (электроны), образуя атомные элементы. Образуется вещество. Гравитационные взаимодействия объединяют вещественные не устойчивые газово-пылевые комплексы в более устойчивые объекты: звёзды, планетарные системы, звёздные скопления и Галактики. С обретением идентичности звёздные объекты, в зависимости от исходной массы, бурно развиваются синтезируя всё боле «тяжёлые» ядра атомов. Достигнув фазы красного гиганта, они теряют устойчивость, и чтобы обрести её, сбрасывают часть своей массы в виде планетарной туманности и, сжимаясь, превращаются в белого карлика. При этом звезда теряет свою активность и необратимо переходит в фазу деградации.

Если после стадии красного гиганта масса звезды превышает массу Солнца в 5 и более раз, то она теряет устойчивость и взрывается как Сверх Новая, сбрасывая при этом бОльшую часть своей массы в виде «тяжёлых», транс урановых элементов. В зависимости от оставшейся массы после взрыва звезда, сжимаясь переходит в свою финальную фазу и утрачивая свою идентичность, превращается в нейтронную звезду или в чёрную дыру.

Необратимо эволюционируют и планетные системы вместе со своей звездой. При случайно сложившихся благоприятных условиях на планете в результате эволюции образуются относительно устойчивые органические молекулы РНК, ДНК и протеины, появляются одноклеточные безъядерные организмы прокариоты. В результате длительных и необратимых эволюционных процессов происходило образование живых всё более жизнеспособных организмов, а затем и разумных существ.

 В.А.Поликарпов:

Вы очень хорошо описали как все процессы в нашей Вселенной развиваются в направление от неустойчивого состояния к более устойчивому как наиболее вероятному состоянию. Если это и в самом деле так, эта тенденция не лишена логики. А теперь скажите мне, почему это так?
 
 Автор Павлов:

Вы спрашиваете: "...почему это так?"
УВЫ, НО ТАК УЖ УСТРОЕН НАШ МИР...
И это, к сожалению, единственный "ответ" на этот вопрос...
А почему вообще существует наш МИР?
Приведу антиномию существования.
Если МИР был создан Творцом,
то Творец не может быть вечным,
а если Творец вечен,
то Он не может быть Творцом.
Остаётся только признать, что прав был Демокрит считавший, что наш МИР не был ни кем сотворён, а существовал и будет существовать ВЕЧНО.
Мы ещё многого не знаем, но единственным способом познания МИРА могут быть только рациональные НАУЧНЫЕ исследования его фундаментальных физических основ.

 В.А.Поликарпов:
 
Мы не поймём время, если будем оставаться в рамках эмпиризма и редукционизма, с их принципом – нет ничего в мышлении, чего бы не было в ощущении. Этой научной парадигме необходимо, ну, решитесь же наконец, противопоставить метафизическое мышление, и искать сущности не в наблюдаемом мире существования, а в первичном по отношению к нему мире Бытия.

 Автор Павлов:

И всё же, я предпочитаю "искать сущности" в реальном "наблюдаемом мире существования", а не в иллюзорном метафизическом "мире Бытия".

                ***
                ОНТОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ   

                Автор статьи: Афанасьева Вера Владимировна,
         доктор философских наук,
         профессор кафедры философии и методологии науки
         Саратовского государственного университета им.
         Н.Г.Чернышевского

         Автор краткой интерпретации статьи "ОНТОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ" - Павлов


 
Как заявляет автор статьи: «всевозможные изменения, процессы, реальные механизмы которых вполне могут быть объяснены и без времени, с помощью отличных от него сущностей. Например, всякое старение может рассматриваться не как следствие протекания времени, а как результат выполнения физических и биологических законов, биохимических реакций».

При этом автор не осознаёт, что «старение», как НЕОБРАТИМЫЙ! процесс, представляющий собой «результат выполнения физических и биологических законов» и «биохимических реакций» - это и есть САМО ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ!
 Старение - это не "следствие протекания времени", а САМО ВРЕМЯ!

Что касается не удачного примера с вращением Земли, то вращение, как обратимый циклический процесс, в отличии от необратимого процесса старения, совершенно не связано с физическим временем.
Автор считает, что "Феноменологический анализ физического времени приводит к пониманию того, что временные масштабы, длительности, ритмы существенными свойствами времени не являются: они переменны, условны, иногда просто задаются познающим мир субъектом из соображений удобства, как это происходит, например, в случае земного времени".

В данном высказывании автор, "феноменологически  анализируя" РЕАЛЬНОЕ фИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, лишает его основного свойства - ДЛИТЕЛЬНОСТИ. Это характерный и часто встречающийся пример путаницы и не понимания различий длительности РЕАЛЬНОГО  физического времени и длительности и "ритма" ИСКУССТВЕННОГО, инструментально измеряемого, МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.   

Создаётся впечатление, что наш автор, Афанасьева В.В., представляет время как своеобразную внешнюю "движущую силу", которая обуславливает «изменчивость, процессуальность, динамику, становление, развитие». Но это значит, что автор понимает время как некую СУБСТАНЦИЮ внешнюю по отношению к объектам.

 Однако, у автора всё же нет полной уверенности в субстанциональности времени, поскольку необратимые процессы старения, как он считает, можно обосновать и без времени «биологическими законами и биохимическими реакциями», и тогда время «исключается из причинно-следственных отношений» и становится всего лишь «удобным способом описания, умозрительным конструктом, независимым фоном, позволяющим вести наблюдения».

В результате, автор приходит к выводу о том, что «времени в физической реальности нет, оно существует исключительно в человеческом сознании и является всего лишь удобной «координатной сеткой», которое сознание «навешивает» на реальность, дабы человеку было удобно ориентироваться в мире и понимать себе подобных. При таком рассмотрении время тоже представляется природной сущностью, но сущностью, свойственной уже не вселенской, а человеческой природе; атрибутом человеческого сознания, позволяющим усматривать всеобщие связи всякого длящегося, становящегося и развивающегося;  априорной формой мышления».

Автор крайне не последователен в своих рассуждениях о времени. 
 
 1). В самом начале он заявляет, что «природное, физическое время, связанное с физическим пространством, материей, энергией, фундаментальными взаимодействиями, течение которого подчиняется фундаментальным физическим законам, а онтологические свойства определены всевозможными связями с объектами материального мира».
То есть, в данном случае физическое время предстаёт перед нами, (познающими субъектами), как объективная физическая реальность.

(((Но здесь необходимо будет заметить, что "Природное, физическое время" не просто "связано" с "материей, энергией", как считает автор, а является прямым СЛЕДСТВИЕМ фундаментальных физических ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ))).
 
 2). Но затем автор неожиданно для читателя заявляет о том, что "времени в физической реальности нет, оно существует исключительно в человеческом сознании"... (((?!)))

Автор этих строк не согласен с автором статьи и настаивает на признании РЕАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ, (ФВ), которое представляет собой САМ ПРОЦЕСС НЕОБРАТИМОГО «изменения», «становления», и «развития», но вместе с тем, и неизбежного разрушения всех ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩИХ физических объектов!