Когнитивная ошибка, губительная для отношений

Елена Цыганова
Это дихотомизация, когда взрослый образованный человек, как ребенок или дикарь, оперирует бинарными оппозициями: свой-чужой, хорошо-плохо, черное-белое. Данная ошибка характерна в основном для мужчин и в межличностных отношениях проявляется следующим образом: в конфликтных ситуациях человек теряет способность мыслить здраво. То есть - "Я допустил ошибку, нужно ее исправить", "Я был неправ, надо извиниться", "Я причинил вред, необходимо как можно скорее его возместить". Нет, он воспринимает любую свою ошибку, промах, неправоту или неуспешность как  вину и тотальную "плохость". А поскольку считать себя плохим, виноватым он не согласен, то спешит перебросить эту "плохость", как мяч, кому-то другому: себя оправдать, а его обвинить. Пусть другой будет плохим и виноватым, а он останется в собственных глазах правым и хорошим. И надо ли уточнять, что в ста случаях из ста "мяч" летит прямо в голову партнерше - подруге, жене?
Классика жанра - "мужик сказал - мужик забыл". Забыл, подвел, нарушил договоренность - а вместо "Ох, извини, мне очень жаль, как я могу исправить это?" орет, что это вы виноваты, потому что... не напомнили. И так во всем. Нет денег - жена не такая, не мотивирует, вот была бы такая, он бы ух. Пьет или курит и не может справиться с зависимостью - это не он безвольная тряпка, это атмосфера в доме не та, вот была бы та - нувыпоняли. И так далее.
Человек с выраженной дихотомизацией мышления неспособен быть партнером, поскольку партнерство - это диалог. Он защищается от невыносимой для него (в действительности ложной, порожденной когнитивными искажениями) идеи собственной "плохости", нападая на вас. Он не соблюдает никаких договоренностей, поскольку у него всегда наготове оправдание: это вы не напомнили, не замотивировали, не вдохновили.
Верните этого мальчика мамочке, с детьми не спят, подсудное же дело.
Есть и другой вариант дихотомизации - когда человек не перебрасывает "мяч" вины другому, а проваливается в эту вину сам: "Ооо я хуже всех". После нескольких повторений этой мантры он начинает с нехорошим подозрением коситься на партнера: а зачем тебе я, такое говно неприятное?! Только не ври, что любишь! Признавайся, в чем твой коварный план?!