Заметки о стихотворном творчестве - 7

Тамара Квитко
Предыдущая: http://www.proza.ru/2016/04/25/1663


7
Автор (поэт), погружаясь в творческий процесс, одновре-
менно присутствует в прошлом, настоящем, вымышленных
пластах, полученной ранее информации, образуя некий вер-
тикально-горизонтальный срез явленного мгновения, фикси-
руя его посредством языка, которому невольно подчиняется,
который ведёт его за собой, часто усложняя поставленную за-
дачу, доводя высказывание до обобщающего значимого, дела-
ющего произведение общечеловеческим достоянием.

Иногда автора интересует мыслительный поток, назван-
ный потоком подсознания, хотя никто не может определить,
из подсознания ли он выплеснулся или наблюдается простая
фиксация образов (имеется в виду «отпущенное», «блуждаю-
щее» сознание) с одновременным «подсматриванием» и не-
вольным обнаружением связей, являющихся своеобразным
итогом образовательного (самообразовательного) уровня и,
если повезет, — прозрения, озарения, откровения…

По языковому рисунку произведения, при желании и со-
ответствующем настрое можно определить многие сущес-
твенные аспекты, такие как личностная характеристика ав-
тора, уровень эмоционального наполнения, доминирующие
мотивы, темпераментный всплеск и т. п.
Без наполнения (наполненности) не может возникнуть
поэтическое слово, ибо оно появляется от переполненности,
выплёскиваясь неудержимо, буйно: поэта — сердца нетерпе-
ние.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зелёной садовой скамейки.
Расти себе пышные брызжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Б. Пастернак