Шагал Витебск Любовь

Алекс Нефедов
ШАГАЛ+ВИТЕБСК+ЛЮБОВЬ…
Сколько себя помню, всегда ощущал очарование магических картин Марка Шагала. Что-то в его произведениях есть этакое, задевающие струны по крайней мере моей души. Со временем моё внимание непосредственно к творчеству художника переросло в интерес к его личной жизни, достойной пера романиста. Не каждому ведь дано прожить почти сто лет в эпоху войн и тоталитарных режимов, познать прижизненную славу, бремя богатства и любовь трёх замечательных женщин. И быть ещё при этом… евреем. Конечно, евреем очень мудрым. Впрочем, как практически все представители этого народа. Во всяком случае, лично я на своём бурном жизненном пути других не встречал. А знаком я, слава Богу, со многими евреями. В общем – повезло мне…
А на днях мне повезло побывать в месте, где родился гениальный художник, где его настигла первая любовь, где он получил творческий заряд на всю свою последующую жизнь, которая началась в тихом Витебске, продолжилась в блестящем Петербурге, в восхитительном Париже, затем снова в Витебске, уже революционном, в Первопрестольной и в подмосковной Малаховке, в Европе, в Америке, снова в Европе…
На этом месте я должен поделиться с читателями основными вехами биографии Марка Захаровича и перечислить его самые знаковые картины. Намеренно не буду этого делать. У каждого Шагал свой, сакральный. Если Вы его знаете и любите, то поймёте меня. Если нет – у каждого путь свой и Ваш пусть будет самым длинным…
В Витебске два памятника Шагалу – молодому и зрелому. А ещё – барельеф на стене Арт – центра Марка Шагала, расположенного в оригинальном старинном особнячке на улице с очень странным на первый взгляд названием – улица Путна (бывшая Советская). Арт-центр изнутри мне осмотреть не удалось, зато в доме, где жила семья Шагалов на Покровской улице, я сумел ощутить атмосферу того, старого доброго Витебска, который видел своими глазами художник. Здесь мне понравилось всё: стилистика оформления великолепной мемориальной экспозиции, увлеченная своим делом экскурсовод, внутренний дворик усадьбы родителей мастера, даже музейная кошка, полная достоинства и явно не обделённая вниманием туристов. И, несмотря на то, что погода стояла на дворе пасмурная, на душе было светло и мирно. Витебск, Шагал, милая сердцу Белоруссия…Что ещё нужно искателю приключений, убеленному сединами и …
...И где-то высоко, над свинцовыми облаками, едва заметная, летела в голубом она, Муза. У Шагала это была Бэла, у Дали - Гала...А где же моя? Впрочем...Забытая мелодия для бронзовой скрипки наверняка ещё зазвучит. Нужно только время.