Птицы улетают... Пейзажная зарисовка

Ирина Фихтнер
    Сегодня вечером я пошла прогуляться по знакомой полевой тропе. Тёплые осенние дни закончились ночью сильнейшей грозой и ливнем. Мне казалось, что эта ночь разделила осень на раннюю - солнечную, сухую и ясную, с голубым чистым небом, на более позднюю - с холодными ветрами и дождями, промозглыми утрами  и серыми тучами.
   Так не хотелось выбираться из тёплого, уютного дома в это мокрое пространство! Но я себя заставила! Телу необходимо размяться, лёгкие требовали свежего воздуха. Душа радовалась дыханию осени!  Я совсем недалеко отошла от дома за село и получила вознаграждение за мой "отважный"  шаг. "Хорошо, что я вытащила себя на улицу!" - повторяла потом вечером не раз.
    На электрических проводах, висевших между столбами, собирались  галдящей стаей небольшие чёрные птицы. Я не очень хорошо разбираюсь в птичьем видовом разнообразии, но, по моим предположениям, это могли быть галки.
    Пересчитывать я их не стала, хотя очень хотелось. Я бы не смогла этого сделать, так как птиц было очень-очень много, на первый, быстрый взгляд, где-то около 500 особей, а может быть и больше. Они издавали печальные звуки, как будто бы прощались с чем-то дорогим сердцу. Некоторые птицы сидели смирно и тихо на проводах, не двигаясь, вплотную друг к другу.  Некоторые вели себя беспокойно - взлетали, кричали, пересаживались на другое место, улетали куда-то, потом опять возвращались. К стае примыкали одиночные птицы, подлетающие со всех сторон.
    Я остановилась и, как завороженная, наблюдала снизу за  захватывающим зрелищем. В голове промелькнула мысль о существовании какой-то невидимой, необъяснимой силы, руководящей этим огромным крылатым оркестром.
   Вдруг с разных концов птичьего насеста почти одновременно взлетело небольшое количество  птиц и, сбившись в беспорядочную кучу, перестраиваясь на ходу, гомоня и свистя, полетело в левую от меня сторону. Я предположила, что на юг. Чёрная, живая тучка неправильной формы быстро растворилась за горизонтом. Оставшиеся птицы продолжали свои хлопоты - громко кричали, судорожно взлетали, опять садились. Через несколько минут ещё одна стая отделилась от основной массы, собралась в воздухе из отдельных особей и, как и предыдущая, образовав  бесформенное крылатое облако, скрылась вдали.
   Я продолжала стоять на месте, не чувствуя пронизывающего холода и во все глаза наблюдая за происходящим природным явлением. Как птицы определяли, кому сидеть дальше, а кому лететь первыми? Места улетевших занимали вновь прибывающие. Может быть - это временная стоянка? Может птицы летят издалека, с севера?
    Вдруг на время воцарилась тишина, как перед бурей. В следующее мгновение вся эта громада чёрных крылатых существ быстро поднялась в воздух и, хлопая небольшими крыльями, закрыла собой кусочек неба над моей головой. Покружившись и тоскливо крича на прощание  разными голосами, чёрная стая отправилась вслед за двумя первыми. Была она во много раз больше предыдущих. Несколько мгновений - и она растворилась в вечернем воздухе.
    Я с сожалением окинула взглядом пустые провода, вздохнула и пошла дальше по полевой, раскисшей от вчерашнего ливня дороге. Нечаянно увиденная картина весь оставшийся путь и позже - весь вечер, стояла у меня перед глазами и будоражила воображение.