Мещане Мещанского района

Герман Плотников
МЕЩАНЕ  МЕЩАНСКОГО РАЙОНА. МОСКВЫ
Из цикла «Прогулки по Москве»

6-ый уровень  Истории Семьи Плотниковых в истории России

Весна хороший повод для экскурсий.
Во первых, солнце уже ласково. Во вторых, на дачу еще рано.
 В общем, если экскурсия по весне и по соседнему району, то надо оторваться от компьютера, преодолеть  силы притяжения к стулу и понести свое легкое тело навстречу лучам и новым познаниям.
 Итак мысленно за мной !
Когда пришел к месту встречи, которое изменить было нельзя, то меня уже опередило человек полтораста, жадно внимающих словам пожилого сухопарого мужчины с микрофоном у рта и с альбомом в руке. Место было у м.Рижская у памятника конструктору, державшему в руке первый спутник Земли в будущее. Наш же конструктор истории держал в руке альбом в  прошлое. Оба открывали миры.
Альбом был нашпигован фотографиями и рисунками с портретами и видами Москвы давно прошедших времен. Гид  их оживлял в минирассказах. А поскольку он стоял у памятника первому спутнику у метро Рижская, то и вещал наш гид наверняка перед моим приходом  о первых полетах в космос.  Но к полетам я опоздал и успел как раз к рассказу о кресте каком то, который дал название Крестовскому путепроводу на проспекте Мира над Октябрьской железной дорогой. 
От памятника покорителям космоса со спутником орда ненасытных на знания моих спутников-экскурсантов потекла в центр площади у Рижского вокзала, где стоял новый памятник-фонтан, а над ним столб каменный и на столбе парил парусник. С парусником было ясно и без пояснений – вокзал к морю, а там корабли. О фонтане подробно. Точнее о первом Екатерининском  водопроводе  из Мытищ в Москву самотеком мимо сей площади в центр, где было несколько фонтанов и воду развозили бочками. С 16 века. Причина – чума 1770г от грязной воды и указ Екатерины № 1 обеспечить чистой водой. В 19 веке столь ответственное дело решили более не пускать на  самотек и проложили трубы под напором водонапорных башен с перекачивающими воду станциями. Соседний Алексеевский район до сих пор гордиться такой станцией в неоготическом стиле промышленной архитектуры. А на площади на месте путепровода дорогу сжимали две пузатые водонапорные краснокирпичные башни высотой аж в 40 метров и толщиной в 20. Видно было издалека. Но в 30–ые годы 20 века железного  времени  уже не было стоять у переезда через ЖД   и как  стали возводить путепровод – башни аккуратно взорвали. Хорошо что оставили прекрасное здание вокзала Рижского, который призван был отправлять изначально товары капитализма в незамерзающий порт на Балтике. Ну и в Ригу за бальзамом можно было свернуть. Оттого и Рижский. На  крыше вокзала от обилия денег в «тучные» годы нового капитализма разместили часы-куранты, которые играют музыку Р.Паулса и это лучше чем гимн.
Архитектор того вокзала удостоился памятника у вокзала за то, что строил только вокзалы. Братья-вокзалы в Витебске, Питере и почему то в Минеральных водах. Ничего другого строить не умел просто. Каждому бы так – за что умеешь тебе памятник или на худой конец бюстик во дворе.
Пока шли от площади проверил настоящий ли экскурсовод и знает ли он про дом неподалеку, воспетый В.Высоцким в культовой песне «Баллада от детстве», про «Дом на первой Мещанской в конце….»
Час зачатья я помню неточно.
Значит, память моя однобока.
Но зачат я был ночью порочно,
И явился на свет не до срока.
Я рождался не в муках, не в злобе,
Девять месяцев - это не лет.
Первый срок отбывал я в утробе,
Ничего там хорошего нет.

Спасибо вам святители, что плюнули да дунули,
Что вдруг мои родители зачать меня задумали,
В те времена укромные, теперь почти былинные,
Когда срока огромные брели в этапы длинные.
Их брали в ночь зачатия, а многих даже ранее,
А вот живет же братия - моя честна компания.

Ходу, думушки резвые, ходу,
Слово, строченьки, милые, слово!
В первый раз получил я свободу
По указу от тридцать восьмого.
Знать бы мне, кто так долго мурыжил -
Отыгрался бы на подлеце,
Но родился и жил я и выжил,
Дом на Первой Мещанской в конце.

Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседушкою баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
Здесь зуб на зуб не попадал, не грела телогреечка.
Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка.

Не боялась сирены соседка,
И привыкла к ней мать понемногу.
И плевал я, здоровый трехлетка,
На воздушную эту тревогу.
Да не все то, что сверху от бога -
И народ зажигалки тушил.
И, как малая фронту подмога,
Мой песок и дырявый кувшин.

И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно
На Евдоким Кириллыча и Кисю Моисеевну.
Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!
Эх, Киська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие.
Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие.-
Мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие.

Я ушел от пеленок и сосок,
Поживал - не забыт, не заброшен.
И дразнили меня "недоносок",
Хоть и был я нормально доношен.
Маскировку пытался срывать я,
- Пленных гонят,- чего ж мы дрожим?
Возвращались отцы наши, братья
По домам, по своим да чужим.

У тети Зины кофточка с драконами, да змеями -
То у Попова Вовчика отец пришел с трофеями.
Трофейная Япония, трофейная Германия:
Пришла страна Лимония - сплошная чемодания.
Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я,
А из эвакуации толпой валили штатские.

Осмотрелись они, оклемались,
Похмелились, потом протрезвели.
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся отревели.
Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили:- зачем? - Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.

Пророчество папашино не слушал Витька с корешом:
Из коридора нашего в тюремный коридор ушел.
Да он всегда был спорщиком, припрешь к стене - откажется
Прошел он коридорчиком и кончил стенкой, кажется.
Но у отцов свои умы, а что до нас касательно,
На жизнь засматривались мы уже самостоятельно.

Все - от нас до почти годовалых
Толковищу вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В ремеслухе живи не тужи.
Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули -
Из напильников сделать ножи.

Они воткнутся в легкие от никотина черные,
По рукоятки легкие трехцветные наборные.
Вели дела отменные сопливые острожники.
На стройке немцы пленные на хлеб меняли ножики.
Сперва играли в фантики в пристенок с крохоборами,
И вот ушли романтики из подворотен ворами.

Было время и были подвалы,
Было дело и цены снижали.
И текли, куда надо, каналы
И в конце, куда надо, впадали.
Дети бывших старшин да майоров
До бедовых широт поднялись,
Потому, что из всех коридоров
Им казалось сподручнее вниз.
Откровеннее про то бедовое время и те места никто еще так не написал.
По мнению «сусанина» тот первый дом В.Высоцкого не сохранился. Но я то за два дня до этого посетил ненароком дом № 68 по проспекту Мира, где  на пяти этажах старой  бывшей школы, обретшей молодость в облике таинственного бизнес-центра, была развернута шикарная экспозиция не каких то там шишкиных с репинами надоевшей Третьяковки, а всамделишние полотна маслом заслуженных и даже народных художников СССР. Ну разве Иванов или Саврасов с передвижниками могут тягаться с народными и утвержденными в ЦК КПСС  мастерами холста и кисти ? Пять этажей полотен  соцреализма на лестницах и коридорах бывшей школы, разбавленные немного пастелью диссиденствующих  неизвестных мастеров, были отличной иллюстрацией самого крутого  и неформального  музея В.Высоцкого, который учился в этой школе в 1945-46 годах в канун  Великой Победы.    Революция, Гражданская война, первые пятилетки, кровавая Отечественная, опять великие стройки социализма, покорение космоса и Сибири вперемежку с сельскими мотивами и бесподобной русской природой на пяти этажах среди тихих офисов новой буржуазии хорошо отражали суть творчества поэта и за что боролись и на что напоролись. Посетите тот музей непременно. Охрана  пускает всех, кто делает вид что по делу и срочно. Походите, приценитесь. В отличие от Лувра и Прадо можно покупать картины поодиночке и оптом. Охранник подскажет с кем торговаться.
А мы отрядом ненасытных правдолюбцев и любителей старины к удивлению прохожих прошли по Сущевском валу, свернули через двор на Щепкина и успокоились у врат к самому старому Храму Москвы – имени святого Трифона. История его не затейлива – были на месте улицы Трифоновской княжеские леса и охотничьи угодья. В 13 веке тут еще не Москвы. В 1234 Иван Калита подарил угодья  своему сыну Ивану Гордову. Стояла скромная деревянная церковь. А Святой Трифон был специалист по анонимной помощи и был тогда медиком  на территории нынешней  Турции, естественно проповедовал, естественно казнили, просил бушу для Бога. 
И не угодил в тех угодьях лесничий тому князю и упустил в 1432г породистого сокола. Ныне проворовались в миллиарды или нерационально по данным счетной палаты потратили триллионы и без наказаний – пожурят. Потому Россия и не развивается. А надо бы как ране:  тогда лесничий уже готовился к лютой казни на утро за утрату княжеского движимого пернатого  имущества и усиленно молился перед расставанием с любимым лесом.   И намолил святого Трифона – явился тот и как то князь подобрел по утру, простил. В общем на радостях заложил тот лесничий храм деревянный в честь Трифона, а потом его в камень потомки отлили. Алексей Толстой обыграл сей сюжет по своему в романе «Князь серебряный». Когда в 1812году сербский митрополит подарил патриарху Алексию Первому частицу Святого Трифона. И с тех пор стал при храме расти большой церковный комплекс. С 19 века. Храм Трифона стоит до сих пор. Советская власть под предлогом того, что Храм в честь Трифона является памятником и  его сохранила, а церкви вокруг него порушила как культовые и вредные для народа сооружения.
 Пока все это гид вещал, готовя нас к проходу в старинный Храм со стороны храма пришел поп в окружении молодцов и нагло запер калитку под предлогом того, что у него закончился рабочий день. Хотя и 17.00 не было. И плевать попу было на то, что полтораста живых людей и христиан пришли поклониться его храму. За  переработку ему не платили. Бизнес и ничего личного.  Вот бы сюда пушкинского Балду, который попам щелбаны раздает.
Рядом на перекрестке ул. Трифоновской с ул. Щепкина неприметное зеленое деревянное здание  с вывеской паталоантомической экспертизы. Но на самом деле в том дереве воплощен храм 19 века. Как то не верилось – дом и есть дом. 
Прошли по Трифоновской и свернули на Гиляровского, где было действие в романе «Альтист Данилов», про доброго беса  и, повернув на дядю Гиляя быстро дошли до здания за № 17/13 на пересечении с Напрудным переулком. С 1328г , с 14 века тут был слобода. Название переулка говорило, что были пруды, вода и стекала та вода в реку Неглинку. А краснокирпичный огромный дом с помпезным названием «Свободный гражданин» был построен в начале 20 века на деньги известного купчины-миллионщика Григория Солодовникова, прославившегося своими богатствами и скупостью. Приехал в Москву бедным сыном разорившегося купца из Серпухова, а к 49 годам стал почетным гражданином Москвы и одним из самых богатых людей России. Ходил в старом, ел на 20 копеек в день, банщикам и лакеям чаевые не давал, экономил на персонале. Был сам себе и бухгалтером, и приказчиком, и директором. Полагал, что этим избавляет себя от воровства. И ведь разбогател же. И строил доходные дома и торговые центры, например известный, где ныне ЦУМ. А до того 1941 года, когда в старое здание ЦУМа угодила авиабомба, там был старый торговый центр Солодовникова с гремевшим до революции театром, который выполнял роль кинотеатров в современных торгцентрах.
Обещал профинансировать стройку театра оперетты, но так сэкономил, что у артистов не было гримерок и театр долго не могли открыть. Губернатор к меценату Мамонтову  и тот спас театр – выкупил у скупердяя Солодовникова и достроил.
Обещал Солодовников всех удивить после смерти и удивил – в завещании после смерти в 1901г миллион  родным, а 9 миллионов на дома для бедных, на больницы и прочие богоугодные заведения по всей России. Старший сын честно построил два дома  на улице ставшей Гиляровского – один для рабочих к 1906г (дом «Свободный гражданин»), второй дом к 2008г дешевых квартир –коммуна тоже для не богатых. 150 квартир для бедных семей по 8 рублей за арезду в месяц. За 2 дом ауплачено по 800 тыс рублей было. А с воплощением инвестпрограммы скаредного папаши решил не торопиться и пустил деньги в оборот. Не пропадать же добру - бедные подождут революции. Наварил 35 миллионов, дождался революции 1917года и по уважительной причине удрал с деньгами папочки подальше.  Ну кто будет следить за выполнением завещаний царизма, если все деньги отменили и все дома превратили в коммунны  с коммуналками. Первый дом Солодовникова для рабочих назывался «Свободный гражданин»  и платили в нем рабочие по 10 рублев за кров. Во втором в советское время приспособили под Центрсоюз потребительской кооперации – купцы дом строили все же, как в нем не поторговать.  Оба дома красивы как женщина, воспитавшая детей и не растратившая ощущение желанной женщины. Как вы.
Следующий с Гиляровского направо  переулок привел к второй Екатерининской больнице. Первая Екатерининская у метро Тульская.  Из  третьей по счету  Екатерининской на Петровском бульваре недавно НЕ добрые московские власти выселили больницу и вселили депутатов Мосгордумы. Царизм дарил больным больницы в дворцовых зданиях на века, современные депутаты отнимают. Отняли Екатерининскую и закрыли еще десятки как нерентабельные. Депутаты царской Думы удивлялись - за что их репрессировали позднее ? Нынешние депутатики  тоже потом будут удивляться. А напрасно. Бог все видит.
История Екатерининской больницы на Шепкина, переименованной в МОНИКИ, и представленной не приметными малоэтажными краснокирпичными строениями восходила к чумному бунту, когда темная толпа русского бунта, бессмысленного и беспощадного по Пушкину, растерзала митрополита московского Амвросия  (за то, что запретил целовать во время чумы икону) и получила в ответ картечь от губернатора Еропкина. 
Екатерина послала усмирять бунт и заодно чуму своего любовника Орлова. А чтобы Сенат утвердил безграничные полномочия фаворита, Екатерина договорилась выдать сей документ на предьявителя, без фамилии.  Сама вписала в него Орлова. Орлов оправдал надежды – учинил розыск смутьянам, метался по Москве как обреченный, приказал  окуривать чумные дома и вымораживать, догадался изолировать город и при поставке крестьянами продуктов опускать деньги в миску с уксусом. Миску через ров, без контакта. Чума была повержена. Стресс помог герою не заразиться, ибо как в войну организм защищает героев дополнительным иммунитетом. Орлов уехал Питер, а чумная больница осталась. С 1772года для черного люда. Дарит жизни.
И явила на свет Володю Высоцкого. Но по мнению «сусанина» то не главный персонаж сего богоугодного заведения. А главный настоящий герой той больницы была женщина-подвижница и дочь мецената Медведникова, на деньги которого больница обрела привычный каменный вид в начале 20 века. Работала скромной медсестрой, выучилась за границей на врача и вернулась, приняла революцию как родную, моталась по фронтам как медик с красными, к 40 году как положено была репрессирована и Берия лично предлагал ей отречься от веры и выбросить Евангелие. Обещал за это всего «червонец» отсидки. Но она не бросила  и получила «четвертак».  В пути в дальневосточные лагеря заболела и с другими лишенцами  была брошена в братскую могилу. Но следующая по этапу  партия зэков услышала ее стоны и откопала. После смерти «усатого» была выпушена на свободу и всю жизнь приходила служить в ту больницу. Умерла от воспаления легких в 1975 году в год своего столетия. Вот Володя  Высоцкий в той больнице всего лишь родился, а все знают. А про почти святую никто.
Не такой уж и старый храм начала 20 века с 1902г «Всех скорбящих радость» рядом в больницей той без пятиглавия куполов смотрится удрученно и подпорки под обваливающейся оградой церкви говорят, что у него не все в порядке. Крыши путной нет, подпорки как костыли. А все почему ? Да и может ли быть порядок вокруг храма, посвященного  губителю  империи и  бестолковому. Последний царь - пример человека не на своем месте – честного дурака. При коронации так бестолково все организовал, что погибли тысячи. Вместо траура пошел на бал к элите. На словах народ любил, в делах держал за было – в 1905г приказал расстрелять демонстрацию к нему у Зимнего дворца. Довел страну до революции и в революционные дни приказал расстрелять мирную демонстрацию к нему. Не хочешь - не выходи, но зачем стрелять то ?
Затеял войну по абмиции, хотя на него никто не нападал. В войне погубил миллионы и миллионы сделал калеками, всем надоел к 1917-му до чертиков и все его послали на три буквы и низвергли, а попы почему то причислили мудака, презиравшего делами подданных и погубившему страну, к лику святых. Любят попы  жопу лизать власти, а свою жопу показывать  простым людям. Если за мученическую смерть  в святые, то то почему не всех, кто погиб в мученьях  в святые назначать ? Жополизы, блин, любят двойные стандарты… Ни ума у них, ни совести. Такие  храмы и рушиться.
А икона «Радость всех скорбящих с грошиками» - когда храм сгорел, то икона осталась невредима, только монеты к ней прилипли расплавленные.
Не устали читать ? Ну, а если пройти по Щепкина мимо фаллоса Роскосмоса еще пару сотен метров к Олимпийскому, то явиться вам зеленый деревянный домик за № 47 с середины 19 века актера Щепкина. Пушкин и многие великие гордились знакомством с ним. Гоголя правил !  А отчего такая любовь ? Все просто – просто простой паренек-раб оказался в нужное время в нужном месте. Нечаянно не зная как правильно играть крепостным юношей сыграл без надрыва и гротеска, естественно и, сказав новое первым в театре – вошел в историю. Как и Пушкин – рифмовать под Пушкина ныне многие могут, но он был первым и нарифмовал на бессмертие. Хотя не догадывался. Популярность помогла Щепкину собрать 8 тыщ на выкуп из холопов. Князь Волконский стал собирать тот выкуп на ярмарках. Хороший князь. А свои тратить жалко было ?
Но еще ярче его жена. Из осиротевшей девочки –турчанки стала дочкой офицера. Удочерили сироту  - первый поцелуй Бога. Второй поцелуй – влюбилась в Щепкина и он ответил взаимностью.
А вы могли бы стать женой раба и стать рабой тоже ? Она из свободных превратилась браком в рабыню и ее тоже потом выкупали. Повезло Щепкину дважды – когда подменил запившего актера в Новороссии и стал знаменитым актером, и с женой.
Михаил Семенович Щепкин похоронен на Пятницком кладбище у церкви Знамения что у метро Рижская. Когда метро того еще не было.
Ну, а завершение путешествия прошло во церковном подворье совместного творчества великих Баженова и Козакова, наваявших вместе церковь митрополита московского Филлипа, что сбоку от домика Щепкина. Того самого, что обличал Ивана Грозного, и был удавлен Малютой и  брошен в сортир. Но говно не может осквернить святость. И храмы и книги, и фильмы с экскурсиями к Храму того святого тому подтверждение. С 1780 года.
Но самое главное ждало в церковной хлебной лавке при том Храме– ушел с караваем бездрожжевого хлеба. И вам советую.

  10.03.2017
Мещанский район
 

Основа любого человека в ПАМЯТИ о его предках и о его жизни.
Предлагаю присоединиться к моей Программе написания  Живой Истории России в историях россиян. Предлагаю прочитать и  присоединяться - чтобы ВЫ и ВАША семья стали частью Истории великой многонациональной России. Навсегда.
По моей авторской программе "Живая память малой Родины", одобренной и похороненной властью. Но я упертый и вы тоже впишите еще и своих предков и свою в самую правдивую историю России, к которой предлагаю присоединиться короткими рассказами о вашей жизни и о жизни ваших предков.
В каждой жизни, и в вашей и ваших родных, есть Высший смысл Мирового Разума, Бога. Постарайтесь увидеть  смыслы в историях моей жизни и ближайших моих родных и, действуя по аналогии, постарайтесь найти и отразить хотя бы так же кратко смыслы ВАШЕЙ жизни и ваших близких.
 И послать мне. И отразить их как и я на сайтах и соцсетях интернета.
Совокупность таких историй и будет Историей России. Самой правдивой.
О пользе для вас участия в программе «Живая память малой Родины»:   совокупность историй о Жизни вас и ваших родных будет основой вам для личного развития, для обретения новых друзей,  для презентаций вашей пользы и вашей семьи, для рекомендаций вас для интересных и деловых знакомств, для поиска сообществ по интересам, путешествий,  трудоустройства и улучшения качества вашей жизни с помощью социальных программ нашего сообщества многонациональной русской нации, объединенной ЖИВОЙ ПАМЯТЬЮ о своей жизни и о жизни родных и предков.
Регистрация в программе по контактам:
в Интернете:  mrodina2013@yandex.ru           скайп – mrodina2013
   и по телефонам:    8 9015001750 , 89262352955
Главное в историях ЖИВОЙ  ПАМЯТИ МАЛОЙ РОДИНЫ — это их краткость,  добрая самоирония и ирония, и нравственные чувства  и уроки этих историй.
Рекомендуемое построение вашей  личности и вашей  страницы в Истории России из 10-ти уровней — 1. Родословная, 2. Истории  о предках. 3. История впечатлений детства. 4.Истории учебы и первой любви. 5.Вклад в развитие России — кем работали вы и ваши предки. 6.Истории об изучении малых Родин.  6. Изучение малых Родин и ваша помощь им. 7.Изучение корней рода. 8. Познание России — рассказы о поездах по России. 9.Познание Планеты Земля — рассказы о поездках по миру. 10. О смыслах жизни — ваши размышления о закономерностях жизни.

Выходите на связь по   по телефонам с автором программы:    8 9015001750, 89262352955. 

и  ОБЯЗАТЕЛЬНО войдите в сообщество  Вконтакте  https://vk.com/malayarodina2000