Этимология Геенны и Горгоны

Тезан
Введение

Данная статья является дополнением или продолжением моей же статьи «Перевод надписи на змеевике Владимира Мономаха», поскольку осталась некоторая недосказанность и появилась дополнительная информация касающаяся культа огня у древних народов.
В мифологии народов мира существуют понятия Геенны и Горгоны, которые, казалось бы не связанны между собою. А может быть их связывает один из важнейших символов религии - огонь ? Огонь жертвоприношений, огонь очищения и защиты. Попробуем это доказать.
«Геенна (ивр. ;;;;;, ;;;;, греч. ;;;;;;) — символ Судного дня в иудаизме и христианстве, в исламе является равнозначным слову «Ад», а согласно православному учению придёт на смену Аду. Название образовано от названия долина Еннома к юго-западу от Иерусалима.» [ВП]

Этимология Геенны

Определение Геенны в толковых словарях:
«"преисподняя", др.-русск., ст.-слав. ге;нна, геона (Супр.). Заимств. из греч. ;;;;;; – то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 226; Гр.-сл. эт. 47; Преобр. 1, 122. В ст.-слав. и цслав. текстах вместо этого слова также родьство по причине созвучия греч. ;;;;;; с ;;;;; "рождение", ;;;;;;;; "бытие, рождение"; см. Фасмер, там же; Траутман, ZfslPh 11, 20.» [СФ]

В электронной энциклопедии:
«На греческом (др.-греч. ;;;;;;), встречается в Новом Завете, которое является фонетической транскрипцией арамейского G;hann; (;;;;).
В Коране «Геенна» (араб. ;;;;, Gahannam, Джаханнам) является синонимом Ада и родственно другим словам из семитских языков (арам. ;;;;,G;hann;; ивр. ;;;;, Gehinnam).
В Талмуде встречается как Gehinnam (ивр. ;;;;) или Gehinnom (ивр. ;;;;;). На еврейском Ge Hinnom буквально означает «Долина Еннома», что известно в Торе как Gai Ben-Hinnom, буквально «Долина сынов Еннома».» [ВП]

Определение Геенны на арамейском и иврите:
G-H-N-A  (арам.) > Ghna  > G;hann; - Геенна
G-H-N-M (ивр.) > Ghnm > Gehinnam - Геенна
G-J-A B-N H-N-M (ивр.) > GJA BN HNM  - долина детей Еннома

Еврейский учёный Давид Кимхи (David Kim;i) в комментарии к (Пс. 27:13) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: «А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом» [ВП]

Допустим Геенна - долина детей Еннома, но кто такой Енном ? Казалось бы это должен быть значимый исторический персонаж. Но, увы, нигде значение этого имени в исторической хронике не упоминается. Зато известно, что в долине Еннома производились жертвоприношения с огнём. Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мёртвых животных. Многие животные оставались не захороненными. Короче, это просто была свалка мусора и отходов от языческих жертвоприношений.
На иврите «долина» -  ;;; - AMK - долина (ивр.) > jamka - ямка (слав.)(пропуск j), иначе, ложбина между горами.
Что фонетически не соответствует GJA - долина (ивр.), хотя можно предположить, что gja > loge - ложе (слав.)(инв. gja, замена l/g)
Однако, Ghna (ивр.) переводится с помощью славянского языка как Ghna > gnijenaj - гниение (слав.), иначе, «свалка» или ognenaj - огненный (слав.), иначе, «придание огню», что соответствует назначению долины по описанию очевидцев.
Из чего можно заключить, что Геенна является символом огня.
Весьма близким к Геенне является сказочный Змей Горыныч или обыкновенный дракон о трёх и более головах, а также индийская богиня огня - Агни.
«На рисунках Агни изображается в качестве старого двухголового мужчины с тремя ногами, семью руками, шестью глазами и четырьмя рогами, в красном одеянии и опоясанным «священным шнуром» в верхней части тела. Его знамя — дым, а сопровождающее его животное (вахана) —баран. Эта антропоморфизированная форма играет важную роль в первую очередь в мифологии, в обрядах персонаж Агни выступает в форме огня.» [ВП]
В исторических источниках фактически нет изображений геенны, поскольку её происхождение связывают с некой долиной сыновей Еннома. Однако имеются медальоны-змеевики, где изображены хтонические существа - змеевидные Девы весьма похожие на изображение Агни, где вместо рук и ног изображены змеи. Один из них показан на рис. 1.

 

Рис. 1 Образ хтонической Агни-Геенны на медальоне [1]

Надпись на медальоне по кругу справа налево греко-латинско-древнеславянскими буквами:

ДYТHЪNШГОХЪРОВNМЪNEАГВNЪНNШГОВОHCTНNОЧСЪЧРФНМЪБСТYIЪ МIАБЖY
 
Надпись с разбивкой на слова:

ДYТHЪ NШГО ХЪРОВN МЪNE АГВNЪН NШГО ВОHCTН NОЧСЪ ЧРФНМЪ БСТYIЪ МIА БЖY

Мой перевод:
«Детину нашего кровного мини Агни, нашего воинства ночи червоной бестия, моя Боже»
Этимология Змея Горыныч восходит к ипостаси огня, где Горыныч - «горение», хотя существует частное мнение, что имя Горыныч от того, что он сидит на горе (?). Змей Горыныч имел по данным из различных источников от 3 до 8 огнедышащих голов. Поэтому образ Горыныча весьма близок с богиней огня Агни.
 
 

Рис. 2 Скифская змееногая богиня Апи. Курган Куль-Оба, Пантикопей (Керчь) 4 век. до н.э. [1]

Имя скифской богини Апи - Api фонетически близко славянскому слову «Опалить» «Пылать».
Фраза ПЛiР встречается в надписи на змеевике Владимира Мономаха и переводится мной «пали ярый», которая следует за именем Саваоф. Ипостась Яхве - Господь Саваоф тоже относится к культу огня, который заменил языческого Перуна в качестве метателя молний. В христианской традиции есть икона «Неопалим купина», которая является продолжением языческих поверий и тоже служит уже христианским оберегом с функцией защиты от огня.

 

Рис. 3 Змеевик Владимира Мономаха с изображением Агни-Геенны на обратной стороне медальона-оберега [1]

 
Рис. 4 Ранние византийские амулеты-змеевики с богиней огня Агни [1]

«На рубеже Х-ХI вв. в Византии появляется новый тип змеевиков, ставший эталоном для всех последующих изделий: в этот момент возникают круглые амулеты со змеиным гнездом, hystera-формулой и классическим христианским изводом на оборотной стороне.
Божественный Огонь и Свет солнца» [1]


Характерный стиль изображения языческого божества огня с 10-ю головами змей, как бы вырастающих из женского тела, очень напоминает индийскую богиню Агни с 7-ю руками и 3-мя ногами (в сумме- 10), восьмиголового Змея Горыныча с двумя ногами (в сумме-10), скифскую богиню Апи с двумя руками и 6-ю драконьими головами (в сумме-8) и Геенну с 10-ю головами дракона (в сумме-10) на змеевике Владимира Мономаха.
Удивительное совпадение стиля изображения, как правило, на круглых золотых и серебряных медальонах подводит к смысли о причастности Медузы Горгоны к этому сонму чудовищ.

Этимология Горгона

Краткая справка:
«Горгона Медуза (точнее Медуса, др.-греч. ;;;;;;; — «защитница,
 повелительница») — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее» (XI 634).
Своё имя морская медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной горгоны Медузы из греческой мифологии.» [ВП]
Как говорил мой старый знакомый, который часто носил на совещания в кабинет начальника записную книжку и авторучку:
«В этом смысле вряд ли отечественные историки могут с чистой совестью повторить бессмертную цитату Остапа Бендера из «Золотого телёнка» И. Ильфа и Е. Петрова: «Вы не в церкви, вас не обманут». В храмах науки тоже уши развешивать не ст;ит. Впрочем, что взять с наших учёных историков? Сколько из них хотя бы поверхностно знакомы с греческим языком, который в старые добрые времена худо-бедно знал любой российский интеллигент?».
Если А.П. Чехова можно отнести к российскому интеллигенту, то он греческий терпеть не мог на духу и с трудом отучился в гимнасии (по старому написанию).
Греческий язык - искусственный язык, созданный для  православных литургий в пику латинских на основе такого же искусственного латинского языка. Поэтому перевод Медузы Горгоны весьма надуман из общего представление о медальоне-обереге с изображением головы Горгоны.
Один из возможных переводов слова Медуза следует из пассажа:
«Пиндар: в «Двенадцатой пифийской оде» о происхождении флейты говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатлённой криками сестер Медузы в день её смерти. Он описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы горгоны окаменевают от её взгляда.» [ВП]
Медуза - Meduza > medi zvon - меди звон (слав.), иначе, «медь звучащая» - флейта.
Сходство морской медузы с огнём происходит оттого, что некоторые виды медуз обжигаются и могут нанести человеку серьёзные ожоги.
Образ Горгоны вытекает из тех же общих предпосылок, что изображение на медальоне-обереге чудища с развевающимися волосами навеян культом Огня у древних народов. Древнегреческая легенда (насколько можно говорить о древности греков) о Персее и медузе Горгоне - это всего лишь прозрачный намёк на сверкание золотой монеты, которая ослепляет её обладателя, потому, что перевод слова Горгона следующий.
Горгона - Gorgona > ognenaj/ugolki - Огненная/угольковая (слав.)(редукция l/r)
Образ Горгоны относится к культу огня, поэтому на медальонах-оберегах этот образ совпадает с индийской богиней Агни, семитской Геенной, скифской богиней Апи, русским Змеем Горынычем и, возможно, с Вием, в качестве хтонического божества подземного мира.
Вий от славянского сущ. «волос», имя Власий, древнерусский скотий бог Велес, пасущий стада в загробном царстве. В одной из русских сказок Бага-Яга отправляет добра-молодца в подземное царство, где на лавке у печи лежит старик не с бородой, а веками до пят, которые подымают по его просьбе вилами (а может быть славянские божества Вилы ?). Глянет старик и обмирает человек.
Взгляд божества, чудища играет в обереге защитную, отводящую роль, поэтому Горгона на скульптурных изображениях и медальонах имеет такой пугающий вид, наводящий страх.  Шевелящийся клубок змей вместо волос напоминает всполохи огня. Этот же страх, ужас мы наблюдаем на картине норвежского художника-экспрессиониста Мунка  «Крик».

 

Рис. 5 Изображение Горгоны на двери [ВП]

 

Рис. 6 картина «Крик» художника Мунка

Где красное небо, всполохи огня наводят страх на человека, стоящего на мосту.

Заключение

В разные исторические эпохи, в разных странах в разных легендах, в разных произведениях искусства мы наблюдаем артефакты, отражающие самый древний культ человечества - культ огня в таких, казалось бы, разных образах богини Агни, богини Апи, Геенны, Горгоны и Змея Горыныча через призму золотой монеты - оберега и символа богатства.


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Ссылки

1. Змеевик князя Владимира Мономаха, http://ru-sled.ru/zmeevik-vladimira-monomaxa/
2. В.Н. Тимофеев «Перевод надписи на змеевике Владимира Мономаха», http://www.tezan.ru/rus_3.htm
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm