1930г. Евлогий. Постановление Патриархии

Марина Северчанская
Ранее «Раскол. Сети ловцов для России» ,- http://www.proza.ru/2018/12/27/257

Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя
и Временного при нем Патриаршего Священного Синода.

Дело митрополита Евлогия (Продолжение)*


Письмо митрополита Сергия митрополиту Евлогию:

       VII. ... Сознание лежащего на Вас архипастырского долга пред Церковью и предвидение всех пагубных для церковного дела последствий рекомендуемого Вам рискованного шага побудили, таким образом, Ваше Высокопреосвященство возвратить дело на законный путь. Это дает и мне основание считать дело не поконченным и открывает возможность дальнейшей между нами переписки.
       В ответ на Вашу просьбу я могу сказать, что Патриархия отнюдь не намеревается непременно держаться раз сделанного распоряжения; что, учитывая все особенности обстановки, в которой Вам приходится действовать, Патриархия готова оказать Вам всякое внимание, до отмены уже изданного указа о Вашем увольнении включительно. Однако эта отмена может состояться лишь при соблюдении нижеследующих условий.
       ПЕРВОЕ: Ваше Высокопреосвященство со всею определенностью должны осудить и отвергнуть решение Епархиального собрания, Епархиального совета и пр. о разрыве административно-канонических отношений с Заместителем и Священным Патриаршим Синодом и со своей стороны, разъяснить подведомому Вам духовенству и пастве всю пагубность такого подражания уже осужденной Карловацкой группе*.
       ВТОРОЕ: Ваше Высокопреосвященство должны признать свое Лондонское выступление по меньшей мере ошибкой, ложным шагом, противоречащим принятому Вами обязательству.
       ТРЕТЬЕ: Ваше Высокопреосвященство должны дать Патриархии твердое обещание впредь ни в каких случаях не допускать в своей пастырской деятельности ничего подобного.
       Каков бы ни был ответ Ваш на предлагаемые Вам условия, мой долг официально Вас предупредить, что, если Вы все-таки предпочтете путь Карловацкой группы, Вы и все последующие Вам будете подлежать и одинаковому с названной группой суду.
Также: если узко шовинистическое настроение в Вашей организации восторжествует и раскол последует; если чрез это обнаружится, что возглавляемое Вами Епархиальное управление служит не столько объединению подлинно православных людей, ищущих для себя религиозного утешения в церкви, сколько просто объединяет собою демобилизованные армии белых, живущие мечтами о реванше, – то сохранять такое Управление в Западной Европе для Патриархии ни с какой стороны не целесообразно.
Это управление будет упразднено, а при нежелании подчиниться будет предано Соборному суду со всеми вытекающими отсюда последствиями. Православным же людям, которые не будут увлечены общим пароксизмом, предоставлено будет обращаться со своими духовными нуждами по-прежнему в Ленинград или в какое-нибудь другое место.
       Не хочется, однако, верить в возможность такого исхода нашей переписки. И потому с надеждой на лучшее мы будем ожидать Вашего ответа до 1 декабря сего года.
       Вашего Высокопреосвященства покорный слуга Митрополит Сергий.

* Карловацкая группа - группа архиереев, чтобы избежать церковного прещения, переименовала свое управление во «Временный заграничный архиерейский синод», который имел пребывание в Сремских Карловцах (Югославия).
Архив Журнала Московской Патриархии хранит о деятельности этой группы «священников» следующие сведения: «...усугубили свою враждебную деятельность по отношению к  своей Матери-Церкви и договорились до полного отвержения ее. Грехам предваряющим и другие грехи последуют» (7 правило 7 Вселенского собора); нарушения канонические повлекли за собой извращение и самого вероучения христианского. Раскольники измыслили новый «догмат» - о единении Православия с монархией в России. Это показывает, что не Церковь, не истина, не Православие, а политические расчеты являются главными в деятельности «Архиерейского синода». Эта политическая подкладка деятельности «синода» особенно наглядно проявилась в 1938 году, когда «Архиерейским синодом за границей» был поднесен подписанный председателем «синода» митрополитом Анастасием «благодарственный адрес» Адольфу Гитлеру, в котором, в частности, говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду» («ЖМП», №11, 1964, с.76).

Постановление от 24 декабря 1930 года, № 261 (Журнал Московской Патриархии №03, 1930г.).   

 Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали:
Письмо Управляющего Русскими Церквами в Западной Европе Преосвященного митрополита Евлогия на имя Заместителя от 26 ноября/9 декабря сего года за № 2922 о том, что он, митрополит Евлогий, остается при решении своего Епархиального собрания и Совета о разрыве административных отношений с Патриархией, и принимая во внимание, что протекло уже более пяти месяцев, и следовательно, Преосвященный митрополит Евлогий и его единомышленники имели вполне достаточно времени, чтобы всесторонне обсудить все пагубные для Церкви последствия и всю каноническую недопустимость учиняемого ими нового раскола.

       Постановили:
       I. Признать указ об увольнении митрополита Евлогия от управления Русскими Церквами в Западной Европе вошедшим в силу со дня получения его в Париже в июне месяце и всех Преосвященных архипастырей, клириков и мирян, находившихся в юрисдикции митрополита Евлогия, свободными от всяких по отношению к нему канонических обязательств.

       II. Находящееся в Париже Епархиальное управление (совет и собрание) упразднить и все его действия отселе считать не имеющими канонической силы.

       III. Преосвященного митрополита Евлогия как возглавившего собою новое «самочинное сборище» и учинившего раскол предать суду архиереев по обвинению в нарушении правил Святых Апостолов 34, 31; Двукратного Собора 14–15; Василия Великого 1 и других аналогичных, запретив митрополиту Евлогию и единомышленным с ним архиереям участие в церковном управлении и совершение рукоположений впредь до их покаяния или до решения вышеупомянутого суда, с предупреждением, что в случае дальнейшего неповиновения они будут подвергнуты полному запрещению в священнослужении.

       IV. Состоявшим доселе в юрисдикции митрополита Евлогия Преосвященным архипастырям и прочим духовным лицам предложить, чтобы, имея в виду, что остающиеся в общении с учинившими раскол и сами подлежат одинаковому с ними суду, они выразили непосредственно Заместителю или Преосвященному митрополиту Литовскому Елевферию свое подчинение настоящему постановлению и свое решение и впредь состоять в каноническом ведении Патриархии в лице Заместителя.

       V. Поручить Преосвященному митрополиту Литовскому принять меры к возможно широкому оповещению находящихся за границей русских архипастырей, духовенства, приходских общин и других церковных учреждений о настоящем постановлении и выражающих указанное в п. IV подчинение и решение принять временно, впредь до новых распоряжений, в его, Преосвященного митрополита, ведение, удовлетворяя их текущие религиозные нужды (касательно поставления священнослужителей, разрешения браков и прочего), с донесением о последующем Патриархии.

       VI. Поручить тому же Преосвященному митрополиту довести о настоящем постановлении до сведения Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, с просьбой Патриархии оказать возможное с их стороны братское содействие к прекращению возникающего нового раскола.

*См. «Журнал Московской Патриархии», 1931, № 2.

Источник: Электронная библиотека Одинцовского благочиния. Журнал Московской Патриархии (ЖМП).