Гурджиев о ложной личности и сущности

Иван Осокин
Идея работы по самосовершенствованию в том, что необходимо работать против механичности. Попытайтесь наблюдать свою механичность, иначе вы останетесь под Законом Случая
Механический человек не может стать Сознательным Человеком. Сознательность Сознательного Человека не происходит механически. Механический человек остается механическим человеком всю свою жизнь, если он не начнет работать над собой и не даст самому себе необходимые толчки, чтобы пробудиться.
Человек может быть механически хорошим или плохим человеком. Но в том и в другом случае он - механический человек, машина. Будучи таковым, он находится не под Законом своей Судьбы, а под Законом Случая.

Существуют различные порядки законов, под которыми может находиться Человек. Самый низкий - это Закон Случая. Он включает всех механических людей, хороших или плохих в обычном смысле. Исходя из этого учения, первоначально данного, Гурджиев сказал: "Человек может находиться под Законом Случая, или он может быть под Законом своей Судьбы, или он может находиться под Законом Воли". Он добавил: "Человек, то есть настоящий Человек, сознательный Человек, находится под Законом Воли".

При других обстоятельствах, когда он сказал, что Человечество в общем находится под Законом Случая, его спросили о психологии. Он ответил: "Механический человек не имеет психологии. Он является машиной. Он реагирует всегда одинаково на любые внешние влияния. Машина не имеет психологии. Как могла бы машина иметь психологию? Только о Человеке, который начинает познавать самого себя и работать над собой, можно сказать, что он начинает приобретать психологию. И если человек имеет Истинное "Я" и таким образом Истинную Волю, тогда он действительно имеет психологию".

Механические люди получают ложную Личность путём «воспитания» родителями. Приобретенная ложная Личность, которая управляет ими, так как она активна, не является реально ими самими, а лишь внешней стороной их самих и зависит от того, как другие ведут себя в жизни по отношению к ним. По этой причине они должны искать бесконечные внешние изменения, возбуждения, разнообразия, а также похвалу, награды, поздравления и т.д., чтобы поддерживать эту фикцию самих себя, которую они могут принимать за самих себя и которая зависит от внешней жизни. Фиктивная Личность, например, сочетается браком с другой фиктивной Личностью, и ничего нет реального, а все представляет собой род претензии, рядящихся в столь многие одежды, маскирующихся столь многими способами.

Теперь, если вы сознательны хоть на мгновение в Сущности (Дуще), все становится, как сказал Гурджиев, богаче, более живым, более реальным. Человек, который осознал в себе ложную Личность уже не хочет жить по-старому - быть ведомым ложной Личностью. Он будет стремиться достичь воссоединения с Сущностью (Душой). Относительно говоря, все, принадлежащее Сущности, является реальным, а все, принадлежащее Личности, нереально.

Необходимо начать понимать, что человек действительно не знает, как он думает, двигается или чувствует. Жизнь обычного человека, который управляется Ложной Личностью, не будет иметь никакого смысла. Ложная личность говорит: "Я сделала все", "Я подумала это", "Я почувствовала это" и т.д. И поэтому все ревнивы и ненавидят других, делают слишком поспешные выводы, ходят целые дни обиженные, проводят жизненное время в жалобах, объясняя, как на них не обратили внимания и т.д.. Да, замечайте, где вы бываете обиженными, и пытайтесь наблюдать, почему. Если же что-либо вырастает на почве Сущности, вместо почвы Личности, все становится совершенно иным. Рост на почве Сущности - реальный.

Человек ссорится, спорит только из-за ощущения нереальности, своей внутренней потерянности. То, что реально в человеке, никогда не ссорится и не спорит ни о чем. И так как ложная Личность пропитывается тем, что приобретено из жизни и поэтому совершенно не реально, не наше собственное, то люди ссорятся. Но тот, кто имеет то, что исходит из Сущности, не желает ссориться ни с кем, потому что это является реальным и поэтому это так и есть.
Источник так называемого комплекса (чувства собственной неполноценности) есть Личность и особенно ее руководящая сила - Ложная Личность

Может ли каждый из нас сказать, что является реальным? Чем больше вы раздуваетесь, как жаба в волшебной сказке, тем более нереальным и несчастным вы будете себя чувствовать и тем более раздраженным и мелодраматичным вы будете и т.д. Почему? Потому что все эти претензии, жалобы - искусственное, нереальное. Раздражительное лицо это обязательно то лицо, которое чувствует нереальное. Вы согласны? Ну, осознайте это в самих себе через самонаблюдение. Замечайте, где вы становитесь раздражительным, и тогда наблюдайте, из-за чего вы так раздражаетесь.

Мы должны помнить, что работа (самосовершенствование) все время говорит о Сознании, как об основной теме, о том, что необходимо лучше осознать самого себя, осознать, что за человек ты на самом деле, без красивых одежд. Работа говорит об идее, что мы должны стать более сознательными по отношению к другому человеку - фактически видеть другого человека в самом себе.

Так как Сущность исходит от звезд, она находится на более высоком уровне, чем Личность, которая формируется в нас жизнью на проявленной Земле. Сущность, будучи поэтому более высокой вещью, является гораздо более реальной вещью. Но все-таки она не развита, ребенок, которого нужно обучить.

Так как однажды Человек целиком впал в сон, то если он не проснется, то уже не будет больше сколько-нибудь полезным и будет отнесен в сторону, уничтожен или истреблен самим собой либо войнами. Человек подходит к критической точке в нашем Луче Творчества - к толчку, который чрезвычайно труден хотя бы только потому, что человек был предназначен (задуман) так, чтобы держать связь между высшим и низшим, чтобы быть Третьей Силой между верхними и нижними частями мирозданья.. Эта идея и помогает человеку вспоминать самого себя, то есть превратиться в ЧЕЛОВЕКА.

Замечали ли вы в себе, когда вы отрицательны? Замечали ли вы в себе, где вы слишком отождествляетесь? Замечали ли вы пустые мечты? Замечали ли вы дурные разговоры? Замечали ли вы, что означает в вас ложная личность? Замечали ли вы, где вы оправдываете себя? Замечали ли вы ложь в себе? Замечали ли вы, что значит сон? Замечали ли вы, что значит делать оценки? и т.д. Начинайте с одной единственной вещи, которую вы заметили, наблюдайте за ней и пытайтесь работать против неё.

Самонаблюдение есть внутреннее внимание. Человек должен начать видеть для себя, на что он похож и что происходит в нем. Например, он должен начать видеть путем внутреннего внимания свои собственные отрицательные эмоции вместо того, чтобы видеть их только у других людей своим внешним вниманием. Он должен видеть, что значит отождествляться со своими отрицательными эмоциями и что значит не отождествляться с ними. Если он видит это, он получил в свои руки ключ к работе с практической стороны.

Если в вас возникло отрицательное состояние, смотрите на это «я» в себе, а не на человека, к которому вы относитесь отрицательно. Истинной причиной отрицательного состояния является «я», называемое ложной личностью. Спросите себя: «Что это за часть меня? Откуда она взялась?». Если вы позволяете этому «я» продолжать говорить, прислушиваетесь к нему, реагируете в соответствии с его приказами - вы будете становиться более и более отрицательным, всё более механистичным. Его единственная цель - сделать вас отрицательным и поглотить из вашей силы столько, сколько можно. Всякое отрицательное «я» имеет только одну цель - овладеть вами и питаться вами и усиливать себя за ваш счет. Истинная причина отрицательных состояний в вас - в отрицательных «я», которые живут только для того, чтобы убедить вас своими полуистинами и ложью и управлять вами, разрушить вас, уничтожить ваши жизни. Задавайте себе всё время вопрос:: «Кто сейчас управляет мной?» Это очень хорошее упражнение для практики - разобраться со своими отрицательными эмоциями и их источниками.

ЛИЧНОСТЬ

Изучение личности – это одна из наиболее важных областей в современной психологии – я специализировался в этом направлении во время обучения в университете – и эта тема пленяет почти каждого. Хорошая у меня личность или плохая? Есть ли способ улучшения моей личности?
Под личностью мы обычно понимаем прочный и устойчивый комплекс определенных отношений, черт характера, мотиваций, убеждений и реакций, которые характеризуют индивида и отличают его или ее от других людей. Термин "личность" в повседневном его употреблении обычно оказывается эквивалентным "Я". И когда мы говорим "Джон агрессивен", то с таким же успехом мы могли бы сказать "Джон имеет агрессивную личность". С позиции первого лица, изнутри, "личность" предполагает вашу подлинную тождественность: "Я являюсь личностью, которая против преступности на улицах; я симпатичен, мотивирован к достижению успеха в бизнесе, верю в Конституцию Соединенных Штатов и хладнокровно веду себя в различных непредвиденных случаях".
Мы ценим нашу личность, защищаем ее и цепляемся за нее, даже если она обладает какими-то качествами, которые приносят нам страдания. А ведь действительно, некоторые качества нашей личности приносят нам страдания. Если ваша личность является, например, "моральной" то вы будете чувствовать себя глубоко травмированным, когда кто-то будет обвинять вас в том, что вы "греховны" или "лицемерны". Черты личности, которые явно создают страдания, такие, как, например, чувство страха в ситуациях, которые спокойно переносит большинство людей, обычно считаются качествами, которые нужно исправить путем замещения их на более ценные черты личности, а вовсе не феноменами, которые ставят под вопрос саму идею существования личности. И действительно, мы ценим "сильные" личности, людей с очень властным характером и яркими качествами. На радио и телевидении к гостям всевозможных шоу относятся как к выдающимся "личностям". Разве не было бы замечательно, если бы и вы тоже были личностью?
Современная психология выяснила, что у некоторых людей вся структура их личности является настолько патологичной, что для них было бы лучше, если бы эту личность можно было бы каким-то образом разрушить и заменить на "нормальную" личность. Однако при этом большинство психологов не задают вопрос о желательности или нежелательности существования личности вообще.
СУЩНОСТЬ ПРОТИВ ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ
С другой стороны, великие духовные традиции часто осуждали личность. Каждый из нас является (или мог бы быть) чем-то гораздо более фундаментальным и важным, чем мы есть. В той степени, в которой личность потребляет нашу жизненную энергию и (или) активно препятствует этим раскрытию, развитию и проявлению нашей более глубокой сущности, она является врагом действительного роста.
Гурджиев выразил это традиционное противоречие как конфликт между сущностью и ложной личностью.
Сущность – то, что является исключительно вашей природой. Вы рождаетесь как уникальное сочетание физических, биологических, умственных, эмоциональных а также духовных черт и возможностей. Большинство из них при рождении являются лишь потенциальными и могут никогда не проявиться, если подходящие для этого обстоятельства не возникнут в том мире, в котором вы живете, или не будут созданы вами самими в своей жизни. Некоторые из этих потенциальных возможностей можно считать в высшей степени желательными в наиболее универсальном смысле: как тот восторг, живущий у нас в крови, о котором писал в своем стихотворении Стивен Спендер, или способность к любви. Развитие других возможностей может вести к проблемам таким, например, как неспособность отказываться от минутных удовольствий ради достижения более важных целей или слишком горячий темперамент. Некоторые из этих потенциальных возможностей могут носить самый общий характер, и конкретная форма их проявления зависит от окружающей среды; другие могут быть весьма специфическими. Так, например, вы можете иметь врожденную способность к математике и музыке, находя при этом вкус ванили совершенно отвратительным, иметь исключительно высокий уровень телесно-инстинктивного разума в отношении координации и равновесия, нужных для занятий гимнастикой; обладать при этом несдержанным и вспыльчивым характером, а также физической возможностью иметь детей.
Как мы уже подробно обсуждали во время исследования природы согласованного транса и процесса окультуривания, родители и культура начинают направлять и формировать наше развитие с момента рождения. Определенные проявления нашей сущности вознаграждаются, другие просто остаются без внимания, а некоторые отрицаются и подвергаются наказанию. Этот процесс окультуривания оказывается чрезвычайно мощным, поскольку его проводники обладают большими возможностями и знанием, а вы, по сравнению с ними, оказываетесь беспомощным и ничего не знающим. Он обладает огромной властью потому, что в нем на карту поставлено ваше физическое и эмоциональное благополучие, и потому, что вы имеете врожденный социальный инстинкт – желание принадлежности к какому-то сообществу, желание быть "нормальным".
Если взглянуть на это изнутри, то опыт взросления оказывается довольно сложным и неоднозначным. В некотором смысле чудесно узнавать новое, открывать для себя знания и могущество, которые несет культура. С другой стороны, вы вынуждены испытывать тяжелые травмы и неподтверждения со стороны культуры, и вам приходится отказываться от вашей собственной сущности. Так, например, моя жена в процессе работы над своим личностным ростом вспомнила об одном событии из ее детства, когда она в конце концов отказалась от некоторых своих восприятий, которые постоянно недооценивались или неправильно истолковывались взрослыми. Она перестала сопротивляться и решила, что будет просто принимать как истинное то, что является истинным по словам взрослых. Всем нам приходится проходить через такого рода капитуляцию, хотя чаще это бывает серия постепенных капитуляций, а не какое-то одно драматическое событие.
С каждой такой капитуляцией той или иной части нашей сущности некоторая часть энергии отвлекалась от сущности и перенаправлялась на поддержку нашей развивающейся личности. Для этого процесса весьма уместно первоначальное значение слова личность – маска, которую использовали актеры. Постепенно мы создаем все более всеобъемлющую маску, которая является социально санкционированным представлением нас самих, чем-то таким, что будет обеспечивать нам принятие и одобрение со стороны других людей, что будет делать нас "нормальными", подобно всем остальным. По мере того как мы все больше и больше отождествляемся с маской, с личностью, мы постепенно забываем, что играем роль, и становимся самой этой ролью. При этом все больше и больше нашей естественной энергии будет идти на поддержание личности, а сущность будет увядать. По мере того как ложная личность становится более могущественной, она может все больше душить сущность и использовать ее энергию для своих целей.
Мы можем сублимировать некоторые аспекты нашей сущностной природы, непосредственное выражение которых не является дозволенным, для того, чтобы хоть частично спасти их. Некоторые немногие из них могут продолжать существовать, потому что оказывается, что они ценятся нашей культурой. Но в случае большинства других аспектов нашей сущности, их энергия либо полностью утрачивается, либо сублимируется в ложную личность. И у большинства из нас значительная часть нашей сущности просто увядает.
Так постепенно, "туман и суета и шум" согласованного транса заглушают цветение нашего живого духа.
Вспомним о сущностном потенциале из вышеприведенного примера: врожденная способность к математике и музыке, отвращение к запаху ванили, исключительно высокий уровень телесно-инстинктивного разума в отношении координации и равновесия, необходимых для занятий гимнастикой, несдержанный характер и физическая способность иметь детей. Очевидно, что такой женщине следовало бы изучать математику и музыку, профессионально заниматься гимнастикой, не есть пищу с ванилью, попытаться научиться контролировать свой характер, и иметь детей. Но у многих ли женщин на протяжении всей истории нашей культуры была возможность поступить в колледж и изучать математику, или стать гимнасткой?
Этот пример объясняет то, почему Гурджиев называл личность ложной личностью. У культуры есть свои собственные представления о том, какими именно должны быть люди, и эти представления часто уделяют весьма незначительное внимание индивидуальному потенциалу личности. В большинство периодов истории нашей культуры, женщина из нашего примера, скорее всего, не смогла бы получить не только музыкального и математического, но вообще никакого образования, и уж конечно ей не было бы позволено получать удовольствие от своего тела, занимаясь гимнастикой, не говоря уже о том, чтобы специально для этого тренироваться. Она могла бы разве что иметь много детей, независимо от того, нравилась ли ей такая потенциальная возможность. Ее несдержанный характер постоянно создавал бы для нее неприятности, поскольку он, помимо других своих беспокойных качеств, еще и угрожал бы мужскому господству. Некоторым немногим людям везет: многие из их сущностных желаний и талантов совпадают с тем, что является желательным в той культуре, где они живут. Но все же для большинства из нас, вне зависимости от пола, большая часть нашей сущности отрицается.
Это отрицание может разрушать наши жизни, поскольку наша глубинная сущность является самой живой частью нас, подлинно живой искрой. Это тот свет, о котором писал в своем стихотворении Вордсворт, – свет, который мы когда-то могли видеть на лугу, в роще, у ручья, во всем, что нас окружало. Поскольку ложная личность со временем расходует почти всю нашу жизненную энергию, свет постепенно угасает, и наша жизнь становится механическим, автоматизированным набором привычек, слепо ведущих нас вместе с толпой других таких же безжизненных и автоматизированных жертв, что еще больше усиливает нашу депрессию и пустоту. Гурджиев оценивал эту ситуацию крайне сурово, говоря, что большинство людей, которых вы видите на улице, на самом деле мертвы. Большая часть энергии их сущности похищена, их ложная личность стала настолько автоматизированной и механической, что у них нет никакой реальной надежды на перемены: все эти люди стали механическими вещами, они живут механической жизнью, и им предопределено умереть столь же механической смертью.
ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ ДОЛЖНА УМЕРЕТЬ
Да, мы являемся нашей ложной личностью, но все же... По крайней мере, некоторая часть нашей сущности еще жива, и еще есть возможность ее достичь. Если бы ее не было, то мы, вероятнее всего, вообще не пытались бы расти. В этом надежда на действительные перемены.
Эта часть книги была посвящена структуре ложной личности, тому, как она возникает, и тем привычкам и защитным механизмам, из которых она состоит. Для того чтобы произошла действительная перемена, ложная личность должна умереть. Но не насильственным путем, не как наказание, не с помощью атаки со стороны "суперэго" – все это тоже является частью ложной личности. Смерть ложной личности должна быть преображающим процессом, умелым процессом переработки, основанным на знании, полученном при помощи настойчивого самонаблюдения.
Если бы вы просто могли внезапно возвратиться к своей сущности, это ненадолго было бы для вас большим облегчением, но со временем это бы вас полностью утомило. Наша сущность перестала расти, когда мы были еще в детском возрасте, а взрослому человеку довольно трудно жить жизнью ребенка. Рассказывают, что Гурджиев неоднократно демонстрировал это, временно возвращая человека к его сущности с помощью сочетания каких-то неизвестных нам психотропных веществ и гипноза. Вспомните феномен возрастной регрессии под действием гипноза, который мы обсуждали в главе девятой. В ходе исследований опьянения марихуаной мне удалось обнаружить, что наиболее общим эффектом действия марихуаны является состояние, в котором мы чувствуем себя в большей мере подобными детям и открытыми, и это состояние является одной из очевидных причин привлекательности этого наркотика. Однако для достижения постоянного результата нам нужно заново открыть в себе свою сущность и затем питать, любить и лелеять ее, как это делал бы самый просвещенный и заботливый родитель. Поскольку в нашей жизни преобладает ложная личность, ей придется использовать для этого все лучшее, чем она располагает.
Тогда сущность сможет постепенно расти и начать использовать возможности, знания и силу, которые сейчас автоматически используются ложной личностью. И вместо обычных двух процентов сущности и девяноста восьми процентов ложной личности у вас может начать происходить постепенный сдвиг ко все большему проявлению сущности, ко все большей жизненности и естественной радости бытия. При этом ложной личности в нас будет оставаться все меньше и меньше. Это должно сопровождаться развитием высшего типа сознания, который мы называем пробуждением. Тогда ложная личность становится "мертвой" в своей роли доминирующего, автоматизированного центра управления, но все ее умения и знания остаются доступными как инструменты, которые могут использоваться с этого более высокого уровня сознания. Мы нуждаемся во всех тех знаниях и умениях, которые сейчас связаны структурой ложной личности, для достижения более жизненных целей, нежели поддержания согласованного транса. Иногда нам нужно использовать эти умения для того, чтобы исправить некоторые качества нашей сущности, которые оказываются отрицательными в реальной жизни, даже если они и являются подлинно нашими. Однако такая корректировка сущности должна происходить в более пробужденном состоянии, когда сущность уже возродилась к жизни, а не в том состоянии механического и грубого подавления и искажения сущности, которое происходит в процессе окультуривания.
Идея о том, что ложная личность должна умереть, может вводить в заблуждение, когда ее подхватывает "суперэго" и использует для своих более механических атак на вас. Хотя в других отношениях метафора смерти является здесь совершенно точной, поскольку масштабы возможных (и необходимых) изменений в процессе полного про6уждения действительно можно сравнить со смертью и возрождением. Это то, о чем в той или иной форме говорят столь многие духовные традиции: "Только те, кто будет подобен малым детям..."
Тема этой части книги была неприятной и резкой. Но обсуждать все это было необходимо. По сравнению с тем, кем мы могли бы быть, можно сказать, что мы бездуховны, погружены в транс, механичны, обусловлены, автоматизированы. Мы сами создали и активно поддерживаем целый мир совершенно не обязательных глупостей и ужасов. Мы забыли историю прохождения души через коридор света. Наши губы холодны вместо того, чтобы быть горячими от соприкосновения с огнем, когда мы говорим о Духе. Но свет это часть нашей природы, и он никогда не оставит нас.
Я не знаю, на что может быть похоже полное пробуждение, поскольку лично не испытал его. Но я знаю, на что похож глубокий сон, – для этого у меня более чем достаточно личного опыта. И я знаю, что мы действительно могли бы найти настолько больше света, радости и разума, что по сравнению с этим наш теперешний глубочайший сон, наш глубочайший согласованный транс действительно кажется тягостным кошмаром.
Последняя часть этой книги будет посвящена некоторым способам, с помощью которых вы можете начать сознавать и понимать проблемы согласованного транса в себе самом и, что еще важнее, начать процесс пробуждения.